Новости

Подруге обвиняемого в «фейках об армии» Королёва присудили компенсацию 5000 рублей за задержание во время обыска

Лидия Порохня. Фото: Анна Мотовилова / MR7

Лидия Порохня. Фото: Анна Мотовилова / MR7

Лидия Порохня, подруга обвиняемого в «фейках об армии» Всеволода Королёва, взыскала с МВД компенсацию морального вреда за своё задержание во время обыска. Выборгский районный суд назначил ей выплату в 5000 рублей. Девушка настаивала на компенсации в 300 000 рублей. Она называет решение суда «смешным», а день обыска — «одним из самых ужасных» в своей жизни.

Эта история началась 12 июля 2022-го, когда в квартиру к Королёву пришли с обыском по уголовному делу по ст. 207.3 УК РФ («фейки об армии»). Тогда они с Лидой были вместе, поэтому следственные действия затронули и её. Как признаётся сама девушка, во время обыска она вела себя эмоционально и реагировала на фразы, которые бросали в её сторону силовики.

— Я защищала свою честь. Я не собиралась «проглатывать» то, что нас называют наркоманами, что обещают найти фотографии, где я голая. В итоге сотрудники Следственного комитета вызвали полицию и меня забрали. Поначалу я даже не знала, в каком нарушении меня подозревают, — вспоминает Лидия.

Обыск начался около 6 утра, увезли в отдел полиции девушку в 7 утра. И только к вечеру она узнала, по какой статье на неё будут составлять протокол — 20.1 КоАП, «Мелкое хулиганство». Ей вменили мат в общественном месте.

— Здесь возникают дополнительные вопросы: почему, даже если я плохо себя вела, меня нужно было увозить в отдел полиции, почему нельзя на месте составить протокол? Или почему в отделе полиции на меня тоже

не могли просто составить протокол, не удерживая меня там больше 12 часов?

— рассуждает Лида.

Девушка находилась в отделе полиции № 57 Выборгского района до 9 вечера. Её друзья сами догадались, что у неё проблемы, узнав о задержании Севы Королёва из новостей. Только к 7 вечера ей привезли еду. Приехал адвокат от правозащитной организации — Сергей Подольский. Лида вспоминает, что полицейские хотели оформить протокол без адвоката, даже когда он уже пришёл, но она настояла на его участии (по словам девушки, Подольскому сказали, что протокол будет оформлен через два часа, он отлучился на это время, и как раз в этот период девушке предложили всё подписать).

Впоследствии девушке назначили штраф 500 рублей, но она оспорила его. 11 января 2023 Выборгский районный суд признал, что её вина никак не доказана.

— Полицейские могли бы придумать что-то более правдоподобное. А здесь всё очевидно: я не находилась в общественном пространстве и не материлась, — говорит Порохня.

Читайте также

Суд посчитал достаточной компенсацию в 20 тысяч рублей активистке Ольге Смирновой за жестокие условия в отделе полиции

Уже в апреле при поддержке адвоката Олеси Васильченко Лидия обратилась в суд с иском против отдела полиции № 57, его конкретных сотрудников и МВД в целом.

Доводами иска о компенсации морального вреда стали:

  • невиновность Лиды;
  • отсутствие протокола о задержании;
  • 12 часов в отделе полиции без питьевой воды и еды (на момент, когда друзья привезли Лиде продукты, она была без пищи уже сутки, потому что не успела позавтракать);
  • унизительное обращение;
  • непредоставление права на звонок;
  • удержание без предъявления обвинений.

Иск рассматривали шесть заседаний. Интересы девушки представляла адвокат Олеся Васильченко. Во время судебного процесса полицейские старались убедить участников в абсолютно противоположном: что Лидии предлагали еду (и она якобы отказалась), обеспечили ей право на звонок, друзья якобы приехали уже в полдень, так что её права никак не были нарушены.

Девушка отмечает, что в день задержания полицейские сами позвонили её маме — после долгих уговоров с её стороны. Но сама она воспользоваться телефоном не могла, и друзья пришли на помощь только благодаря тому, что догадались сами. А предложение еды должно было быть зафиксировано в специальном журнале, и соответствующей пометки там нет. Пить воду она могла только из-под крана.

Лидия вместе с адвокатом приобщила к делу фотографию, которую сделали её друзья в отделе полиции — на ней видны часы и вечернее время на них. Это одно из доказательств того, что они встретились далеко не в полдень, как утверждали силовики.

Читайте также

17 часов без еды, воды и в наручниках на полу в полицейском участке суд оценил в 2000 рублей

— Насчёт прапорщика Павла Семёнова я вообще думала, что он единственный, кто хоть как-то помогает. И тут я на суде вижу, как он откровенно врёт, говорит буквально противоположное, ещё и подчёркивает и повторяет свои утверждения. Это действовало одурманивающе и поразило меня. Хотя понятно, что пора привыкнуть к такому, — рассказывает Порохня.

В суде полицейские обратили внимание на то, что Лида на фотографиях улыбается

— а значит, о каких моральных страданиях может идти речь? Здесь остаётся только развести руками: ведь люди улыбаются даже в самых отчаянных и стрессовых ситуациях.

Адвокат Олеся Васильченко отмечает, что пока она не получила резолютивную часть судебного решения, поэтому неизвестно: какие именно действия полицейских признали незаконными, а какие законными. Кроме этого, сейчас сложно сказать, кто именно должен выплатить компенсацию.

Лидия говорит, что не считает решение судьи Евгении Мининой позитивным, какой-то победой. По её мнению, председательствующая была вынуждена его принять, потому что есть неоспоримые факты.

— Компенсация в 5000 рублей — это немного смешно. Может быть, я бы не стала даже об этом рассказывать, но очень некрасиво проходило это заседание.

Меня словно заставляли чувствовать себя виноватой в том, что я отнимаю время.

Когда я произносила свою последнюю речь, мне указывали на то, что это очень долго. А я и так волновалась, потому что обыск и задержание — это одно из самых ужасных событий в моей жизни. Похожим образом торопили и адвоката, ехидно улыбались, — говорит Лидия.

Девушка решила придать гласности эту историю, чтобы люди знали больше про отдел полиции № 57 и судью Евгению Минину, которая, по её ощущениям, явно была не на её стороне.

— Может быть, однажды наступят лучшие времена и всё это будет иметь большее значение, — отмечает Лида.

Читайте также

Адвокат обвиняемого в «фейках об армии» Королёва потребовала исключить из дела совпадающие на 63% показания свидетелей

share
print