Новости

На Градсовете обсудили проект Триумфального столпа перед Лахта Центром: экспертов смутили второй Пётр перед небоскрёбом и забор

Эскиз размещения Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне.

Эскиз размещения Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. 

Проект представляли архитектор Михаил Мамошин и скульптор Степан Гельман. Инициатор установки столпа — Фонд поддержки культурных инициатив Газпрома. Расположить колонну предлагают напротив нового офиса корпорации — Лахта Центра.

По приведённым эскизам столп должен быть 82 метра (примерно 1/6 высоты небоскрёба)— для сравнения: Александровская колонна на Дворцовой площади — 47,5 метра.

Инфографика из проектной документации.

Инфографика из проектной документации.

— Никто не скрывает амбиций в этом проекте, — признался Михаил Мамошин, — Рядом стоит самое высокое здание в Европе, колонна также может стать самой высокой.

Создатели проекта отталкивались от нереализованной задумки Петра I. По историческим сведениям, памятник «сынам отечества» обсуждался ещё за полгода до заключения Ништадтского мира в войне со Швецией (август 1721 года). Первую модель разрабатывал зодчий Бартоломео Растрелли (старший). Он видел столп в окружении статуй — восьми фигур, «оный столб разделён на семь частей, в которых частях басерлевы виктории, на фризе орел, на пьедестале и на цоколе басерлевы» (барельефы. — Ред.). О высоте колонны данные не сохранились. Архитектор Леблон, разрабатывавший план города, предусматривал место для колонны на открытой к морю площади Васильевского острова, там же рядом задумывались памятник Петру I и маяк.

«Сегодня северный берег залива оформлен красивой современной застройкой и парками, а в Лахте возвышается устремлённое в небо высотное здание Лахта Центра. Это — достойное продолжение петровского "парадиза". Это "морские ворота" Петербурга. Здесь, у моря, возвращённого России более трёх столетий назад, и будет выситься, видный издалека с моря, монумент, отдающий дань славы России и Петру Великому», — мотивируют необходимость установки новой колонны в память о победе в Северной войне.

Статуи, о которых когда-то мечтал Растрелли, в проекте уже не фигурируют, зато предлагаются медальоны-барельефы: четыре по четыре метра в диаметре, ещё 12 по полтора метра. Барельефными изображениями значимых боёв войны покроют и сам столп. Вершает колонну статуя Петра I. Напомним памятник Петру у Лахта центра уже есть — его открыли летом 2022-го. Недалеко от небоскрёба установили современную вольную вариацию на тему монумента, созданного Леопольдом Бернштамом в начале XX века — Пётр, спасающий утопающих во время наводнения (оригинал простоял недолго напротив Адмиралтейства, а затем был демонтирован и переплавлен как антихудожественный).

Пётр на столпе и Пётр у подножия. Из проектной документации.

Пётр на столпе и Пётр у подножия. Из проектной документации.

Рецензент, член Градостроительного совета Олег Романов оценил предложенный проект весьма одобрительно.

— А это последний памятник Петру I на этой площади или там ещё предполагаются? — как будто не без иронии уточнил один из участников заседания.

— Нет пока информации, но мы бы хотели, чтобы комплекс развивался, — ответил Мамошин.

Возник вопрос — не рассматривался ли вариант установки колонны в другом месте, также на земле Газпрома. Оказалось, что нет.

— Это место сакральное. Здесь Пётр спас людей, сам простудился и потом умер, — мотивировал архитектор.

«А не было ли варианта с Триумфальной аркой?» — продолжали пытать проектировщиков. Не было.

Пётр на столпе и Пётр у подножия. Из проектной документации.

Пётр на столпе и Пётр у подножия. Из проектной документации.

«А зачем забор [вокруг колонны]? Никто же не будет забираться на эту колонну», — попросили уточнить в комитете по градостроительству и архитектуре. Выяснилось, что забор нужен, чтобы люди не подходили к столпу, перебегая проезжую часть, которая там будет. «А если кто-то в нетрезвом состоянии всё же перебежит, у человека ведь не будет даже места, чтобы протрезветь и осознать свой поступок», — продолжили в КГА.

Архитектор Никита Явейн напомнил, что на площади Восстания также стоит колонна на островке на проезжей части и ставить забор там никто не стал. «Это просто лагерное сознание», — возмутился Явейн.

Разработчики вновь сослались на безопасность, но обещали продумать этот вопрос.

Идею с возведением колонны в целом поддержал искусствовед Михаил Мильчик, хоть и согласился, что ограда там лишняя. У него также были претензии к идее рельефов, которые на колонне, на высоте в 70 метров, вряд ли кто-то сможет рассмотреть.

За также высказались архитектор Сергей Орешкин, Святослав Гайкович (хоть и с «тяжёлым сердцем»). Михаил Кондидайн высказался, скорее, против — объяснив, что колонна на фоне небоскрёба всё равно будет теряться. Максим Атаняц согласился с этим мнением: если колонна — то в другом месте, если у Лахта Центра, то «подумайте о чём-то другом».

share
print

Продолжая пользоваться нашим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и политикой конфиденциальности