В музейно-выставочном центре РОСФОТО открылась выставка «Зачем нам два глаза?», рассказывающая о стереофотографии. На выставке представлены профессиональные и любительские работы, снятые с 1870 по 1930 год. Практически все изображения можно посмотреть через стереоскоп.
Стереопара «Ледник», 1900-1910-е. Фото с выставки: Дмитрий Абрамов / MR7
Стереофотосъёмка — это фотография с двух ракурсов одновременно. Во время съёмки между двумя объективами камеры есть небольшое расстояние, примерно как между нашими глазами. Если раздельно смотреть на левый снимок левым глазом, а на правый — правым, создаётся ощущение объёмного изображения. Тиражные стереофотографии были очень популярны из-за эффекта «перемещения» зрителя в объёмную сцену. Так зритель конца XIX — начала ХХ века оказывался в далёких странах или просто в интересных местах.
В стереоскоп вставляется карточка с изображениями. Фото с выставки: Дмитрий Абрамов / MR7
Смотреть такие изображения полагается в специальный прибор — стереоскоп. В простейшем случае это очки, разделённые перегородкой, идущей от носа. Так каждый глаз будет видеть только нужное изображение и снимок покажется объёмным. На выставке есть четыре цифровых стереоскопа и два классических — это просто очки с карточками.
Изображение внутри «зрачка» цифрового стереоскопа. Фото с выставки: Дмитрий Абрамов / MR7
Популярность объёмных фотографий влияла на разнообразие жанров. Серийно печатались и видовые съёмки, и портреты, и эротика, и зарисовки Русско-японской войны. Одновременно с этим перед профессионалами вставали и новые художественные задачи. В стереофотографии привычные правила композиции могут оказаться неприменимыми — не слишком выразительный снимок на бумаге может «ожить» в стереоскопе, а интересная классическая композиция, наоборот, может что-то потерять, получив объём.
Московский Кремль, 1880-1900-е. Фото с выставки: Дмитрий Абрамов / MR7
Любительские стереоснимки, которым посвящена значительная часть выставки, очень похожи на привычные нам семейные кадры. Фотографы ставили в центр внимания своих родных, а не выразительность объёмной фотографии. Но тем не менее эти снимки очень ценны. Не только тем, что многое говорят о своём времени, но и своими ошибками, изучая которые можно понять, как работает стереофотография.
Эта стереопара не сложится в одно изображение — девочка успела отвернуться. Фото с выставки: Дмитрий Абрамов / MR7
Некоторые фотографии из стереопар напечатаны одиночным кадром для того, чтобы у зрителя была возможность оценить работу не только как техническую диковинку, но и с позиции классической фотографии, рассказала MR7 куратор проекта Екатерина Юшкевич.
«Поскользнулся», неизвестный автор 1900-1910-е. Фото с выставки: Дмитрий Абрамов / MR7
Эротические сюжеты были особенно популярны в стереофотографии из-за создания максимально достоверной оптической иллюзии. Часто фотографы, работавшие в этом жанре, оставались анонимными — за распространение таких изображений можно было попасть под арест. Интересно, что те же самые снимки, напечатанные традиционным, «плоским» способом могли быть разрешены для демонстрации и продажи.
Лорелея, 1900-е. Фото с выставки: Дмитрий Абрамов / MR7
Эта выставка — редкий разговор о стереофотографии в контексте музея. РОСФОТО обещает включить материалы выставки в большой мультимедийный проект, посвященный развитию истории фотографии, над которым работают в музейно-выставочном центре.
Больше фото с открытия
Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
Где: музейно-выставочный центр РОСФОТО, Большая Морская, 35.
Когда: до 14 января. Понедельник, среда, суббота, воскресенье — 11:00-19:00; Вторник, четверг, пятница — 12:00-21:00.