В Эрмитаже начали работать выставки «Аромат Босфора. Памятники прикладного искусства Турции в собрании Государственного Эрмитажа» и «Под Сенью султанской тугры». Оба проекта посвящены столетию со дня провозглашения Турецкой Республики.
Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
В Арапском зале разместился «Аромат Босфора». Выставка изучает, как мог пахнуть Стамбул в XVI-XIX веках. Куратор выставки старший научный сотрудник отдела Востока Марина Гаврилова рассказывает, что воспоминания иностранных путешественников полны описаний цветущих садов. Да и в прикладном искусстве видно большое разнообразие букетных композиций. На тарелках, кувшинах, вазах, на шёлковых и бархатных тканях, вышивках — розы, гиацинты, тюльпаны, цветущие ветки сливы.
Турецкие изразцы конца XVI века. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
Центральную часть зала занимает постамент с ароматами, подготовленными к выставке Гильдией парфюмеров. Под медными крышками скрываются четыре запаха — гиацинт, кофе, роза и «Шкатулка». В последней воссоздан аромат косметического жиросодержащего средства из XVIII века. Оригинальная шкатулка хранится в Эрмитаже и до сих пор источает тонкий аромат ванили. Президент Гильдии парфюмеров Оксана Чернышова объяснила это тем, что запах стручков ванили очень стойкий и остаётся даже после того, как другие элементы парфюмерной композиции выветриваются. Чтобы воссоздать оригинальный аромат косметического средства, Оксана Чернышова провела много часов в Публичной библиотеке, изучая описания путешествий. Воссозданный аромат может показаться довольно непривычным — удивляют ноты камфоры и имбиря.
Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
Начиная с XVII века в Османской империи развивались культура курения табака и кофейная традиция. На витринах разложены многочисленные курительные принадлежности. Но вот почувствовать запах табака у посетителей не получится — Оксана Чернышова сказала, что считает этот запах неприятным и неподходящим для выставки.
Курительная трубка первой половины XIX века. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
Отдельная витрина выделена под серебряные ароматники и курильницы, которые собирала ещё Екатерина II.
Кроме сильно пахнущих предметов на выставке представлены яркая расписная керамика и фрагменты роскошных тканей, предметы, связанные с турецким досугом и стилем жизни, и даже парикмахерская накидка XVIII века.
Парикмахерская накидка из шерстяной саржи XVIII века. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
В десяти минутах ходьбы от «Аромата Босфора», на первом этаже музея расположили вторую турецкую выставку. Здесь рассказывается о Тугре — персональном знаке правителя, который представлял из себя каллиграфическую композицию, содержащую имя правящего султана и его отца, частично титул и благожелательную формулу «Всегда победоносный». Самые ранние тугры относятся к XIV веку. Их использовали на указах, чеканили на монетах, выбивали на наградных знаках, ставили в качестве клейм при пробировании серебряных изделий, а с XIX века стилизованно изображали на предметах прикладного искусства.
Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
На деньгах султанская тугра появляется с начала XV века. Монетные надписи постепенно становились средством пропаганды могущества султана. «Чеканящий блестящую драгоценность, могущественный и победоносный на суше и на море», — выбивали на монетах.
Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
Тугра могла быть не только имперской печатью, но и использоваться в качестве декоративного элемента, даже не содержащего реального имени султана. Позднее сами мастера, гончары или гравёры могли заключать в форму тугры свою собственную подпись. Встречаются и надписи, настраивающие на общение с Всевышним, как на подвесном украшении для мечети XVI века, выполненном в мастерских города Изник.
Подвесное украшение для мечети XVI века. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
Где: Зимний дворец, Арапский зал, зал № 27.
Когда: до 28 января.