Сегодня о вегетарианстве и веганстве слышал почти каждый: для одних это очередной «проходящий тренд», для других — принцип жизни. Так или иначе споры вокруг отказа от мяса и других животных продуктов не утихают уже много лет. Один из сопутствующих вопросов: свойственно ли это русской культуре? Оказывается, история вегетарианства в России намного интересней и глубже просто «тренда». Накануне Всемирного веганского дня, который отмечается 1 ноября, рассказываем, как всё начиналось и чем продолжилось.
Отказ от мяса как духовный подвиг
В X веке на Руси приняли христианство. Спросите, причём тут оно? Именно с ним на территории нашей страны зародилась традиция поститься. Люди добровольно отказывались от употребления в пищу мяса и других продуктов животного происхождения с мыслью, что совершают духовный подвиг. «Пример подал» ещё ветхозаветный пророк Моисей, который на 40 дней отказался от пищи и воды, когда писал 10 заповедей. Позже, уже в Новом Завете, столь же продолжительно постился Иисус, когда жил в пустыне ради преодоления искушений и духовного очищения. Кстати, именно это символизирует Четыредесятница во время Великого поста перед Пасхой, который до сих пор соблюдают многие верующие. В Великий пост люди едят только зерновые, бобовые, овощи, фрукты и хлеб. Еда должна быть скромной, но полезной. Всё это напоминает современное вегетарианство и веганство.
Лев Толстой и его философия ненасилия
От животных продуктов люди в нашей стране отказывались не только из религиозных соображений. Одним из самых известных вегетарианцев в русской истории был Лев Толстой. Путь писателя к этому начался с глубокого потрясения. Он дважды становился свидетелем убоя животных: сначала увидел, как убивают свинью в одной из деревень под Москвой, а потом наблюдал за быками на скотобойне. После этого писатель отказался от мяса. Впоследствии у Толстого сформировалась своя философия ненасилия, основанная на переосмыслении заповеди «не убий». Писатель был глубоко убеждён, что употребление в пищу мяса делает человека причастным к жестокости.
Будучи увлеченным идеей «безубойного питания», Толстой состоял в вегетарианских обществах и развивал журнал «Вегетарианство». Его идейным вдохновителем был известный ботаник Андрей Бекетов, писавший статьи о пользе растительного питания, которое он называл едой будущего.
Идею о недопустимости насилия над животными Толстой изложил в 1891 году в статье «Первая ступень», которая сыграла огромную роль в развитии вегетарианства в России. Именно в этой работе раскрывается философия графа-писателя о связи добродетели и вегетарианства:
«Если вы увидите детей, мучающих для своей забавы котёнка или птичку, вы останавливаете их и учите жалости к живым существам, а сами идёте на охоту, на стрельбу голубей, на скачку и садитесь за обед, для которого убито несколько живых существ, т.е. делаете то самое, от чего вы удерживаете детей».
Илья Репин с супругой Натальей Нордман и друзьями
Семья Репиных и всероссийский вегетарианский съезд
Пропагандировала вегетарианство в России и семья художника Ильи Репина. Его супруга, Наталья Нордман, вела свою книгу рецептов, где можно было найти, например, такие блюда, как бульон из сена, репу в вине, чай из крапивы и овощные котлеты. Все эти кушанья она подавала к столу на официальных приёмах, которые в доме Репиных проходили каждую среду. В вегетарианстве они ценили не только отказ от насилия над животными, но и невероятную пользу для здоровья. Нордман читала лекции о вегетарианстве в институтах, а в 1911 году выпустила «Поваренную книгу для голодающих». Этот пример разбивает один из современных мифов о том, что растительное питание — изыск для богатых.
Дореволюционная вегетарианская столовая в Москве
Идей ненасилия придерживались не только Толстой и Репин. В конце XIX — начале XX века появились общества русских вегетарианцев, которые насчитывали тысячи участников. Они занимались выращиванием овощных культур, открывали первые вегетарианские столовые, организовывали собрания и съезды, на которых зачитывали научные доклады на тему растительного питания.
Развивалась и специальная литература: публиковались брошюры, поваренные книги, вегетарианская пресса, например, издаваемый приверженцами Толстого журнал «Единение» или «Вегетарианский вестник», статьи в котором писали ученые.
В 1913 году прошёл первый всероссийский съезд вегетарианцев, главной целью которого было создание мощного вегетарианского союза, чего реализовать в итоге не удалось: после революции 1917 года, когда любые крупные общества интеллигенции воспринимались как угроза новой власти, вегетарианство было запрещено, а многие толстовцы подверглись гонениям.
Фото: документальный фильм «Я никого не ем», режиссёр Ксения Мальцева
Идеи веганства в наши дни
После затишья длиной в несколько десятилетий вегетарианство вернулось в Россию. В 1990-е по всей стране начали вновь создаваться вегетарианские общества, издательства возобновили выход книг и буклетов.
В современном понимании слово «вегетарианство» немного поменяло смысловую нагрузку. Сейчас это, скорее, только про питание. А философия ненасилия, поразумевающая отказ не только от продуктов животного происхождения, но и от меха и кожи, от косметики, которую тестируют на животных, в целом от всего, что производится с применением животных — это веганство. По сути, дореволюционные вегетарианцы были в современном понимании веганами.
Популяризации веганства как глобальной идеи ненасилия и уважения к жизни любого существа в современном мире способствовали и активисты движения в защиту животных. Сегодня в России есть немало проектов, направленных на популяризацию и повышение доступности растительного питания. Один из таких проектов — «Пища для ума». Команда проекта бесплатно помогает учебным заведениям внедрять этичное и экологичное растительное меню, проводит мастер-классы и лекции, рассказывая о том, как наше питание влияет на здоровье и окружающую среду.
Веганские опции сегодня можно найти в ресторанах, кафе и даже в службах доставки. На прилавках магазинов тоже появились растительные альтернативы: соевое или миндальное молоко доступно так же, как и коровье, а соевое мясо можно купить не только онлайн, но и офлайн.
Отвечая вопрос о сочетании вегетарианства и российской культуры, можно сделать вывод, что отказ от мяса и других продуктов животного происхождения — вовсе не «западный тренд», а вполне традиционный для нашей страны осознанный выбор многих людей. Выбор, который делали наши предки ещё в X веке и который наши современники делают до сих пор.