Новости

Российские морские порты: тенденции и перспективы

Несмотря на сложности, связанные с геополитическими факторами, российская портовая инфраструктура продолжает активно развиваться и ставить новые рекорды. По итогам 2022 года мощность морских портов увеличилась на 36,6 миллиона тон в год, что почти вдвое больше прироста в 2021-м.

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Роль и значение морских портов

Портовая отрасль играет важную роль в развитии российской экономики, обеспечивая транспортную связь как внутри страны, так и за ее пределами. Морские гавани являются своего рода логистическими «провайдерами», которые способствуют расширению международной торговли и привлечению инвестиций.

Как показывает практика, нынешние геополитические трудности только стимулируют развитие отечественной портовой системы. В том числе приводят к поиску альтернативных решений, появлению новых маршрутов и укреплению статуса России как важного транспортного узла на мировой арене.

Особое внимание уделяется расширению существующих и строительству новых портов, инвестициям в наращивание мощностей и модернизацию оборудования. Такие меры способствуют увеличению пропускной способности и повышению эффективности работы торговых и пассажирских гаваней, увеличивают грузооборот, а также снижают затраты на логистику и обеспечивают рост конкурентоспособности всей отрасли.

По мнению председателя Совета директоров АСОП Дениса Илатовского, морские порты опережают перерабатывающую способность припортовых ж/д станций. «Когда грузопоток развернулся на Восток, в портах обнаружилось отсутствие или нехватка терминалов по переработке определенной номенклатуры грузов (таких как зерно, удобрения) и даже контейнеров», — отмечает Денис Илатовский. Именно поэтому их строительство является стратегически важной задачей.

Справка

Денис Илатовский — председатель Совета директоров Ассоциации морских торговых портов, старший вице-президент по операционной деятельности и GR ООО «УК «Дело». В 1994 году окончил Московский государственный институт стали и сплавов, в 2011-м — Executive MBA AMS IBS-Moscow (Бельгия). Продолжительный период карьеры (с 2012 по 2022 год) занимал должность замгендиректора в АО «СУЭК».

Как наращивание морских портов влияет на развитие торговли

Неотъемлемой частью стратегии развития портовой инфраструктуры является создание специализированных терминалов, в том числе тех, что предназначены для перевалки конкретного типа продукции — например, жидких химических, навалочных и генеральных грузов, требующих крытого хранения и закрытой технологии перевалки. Их появление позволяет гибко реагировать на потребности и запросы рынка.

В 2022 году в эксплуатацию ввели несколько крупных объектов. Среди них:

  • терминал навалочных грузов в морском порту Тамань;
  • специализированный угольный перегрузочный комплекс в Приморском крае;
  • морской перегрузочный комплекс сжиженного природного газа в Камчатском крае.

В декабре 2023 года первый состав с углем по железной дороге принял Мурманский универсальный порт «Лавна», расположенный в Кольском заливе Баренцева моря. Этого удалось достичь благодаря запуску рабочего движения на ветке железной дороги Выходной — Лавна.

Планируется, что новый порт станет локомотивом для всей транспортной отрасли России. В 2023-м из-за переориентации грузопотоков в сторону азиатских стран все дальневосточные порты работают на полную мощность. Ввод «Лавны» позволит нарастить объемы экспорта в Индию и Китай, разгрузив при этом часть действующих хабов.

Также новый морпорт будет выступать важным транспортным узлом на севере России, обеспечивающим доступ к Большому Северному морскому пути. Стоит отметить, что угольный терминал полностью автоматизирован — он оснащен конвейерным оборудованием и станциями разгрузки вагонов.

Кроме того, «Лавна» откроет новые экспортные направления для российского угля за счет беспрепятственного доступа в нейтральные воды Мирового океана. Дебютная перевалка твердого топлива на экспорт запланирована на первую половину 2024 года.

Проект реализован при участии Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК). По словам ее генерального директора Евгения Дитриха, запуск порта внесет большой вклад в социально-экономическое развитие страны и особенно ее арктической части. «Лавна» является западным рубежом расширенного Северного морского пути, обеспечивающим прямой выход в нейтральные воды», — пояснил Евгений Дитрих.

Справка

Евгений Дитрих — российский государственный деятель, министр транспорта РФ с 18 мая 2018-го по 9 ноября 2020 года, действительный государственный советник I класса.

В 1996 году окончил Московский государственный инженерно-физический институт по специальности «Прикладная математика», в 1999-м — Высшую школу приватизации по профилю «Юриспруденция».

Под руководством Евгения Дитриха разработан и запущен комплексный план модернизации и расширения транспортной системы. В том числе усовершенствована внутренняя инфраструктура: открыты скоростная автомобильная дорога М11 «Нева», третья взлетно-посадочная полоса в аэропорту «Шереметьево», ряд новых центров управления воздушным движением. Улучшена логистика Крымского полуострова: завершено строительство моста через Керченский пролив, открыто движение по автодороге «Таврида» до Севастополя.

Евгений Дитрих награжден орденами Александра Невского (2021), Почета (2017). Отмечен благодарностью Правительства РФ (2009) и Президента РФ (2017).

Расширение интересов грузовых перевозок в Арктике

Планируется, что к 2030 году общая мощность морских портов Арктического бассейна будет удвоена. Об этом в ходе пленарного заседания на Восточном экономическом форуме заявил глава государства Владимир Путин.

Президент подчеркнул важность транспортных проектов как для поддержки деловых инициатив, так и в целом для экономики регионов Арктики и Дальнего Востока, а также для их жителей. Это ведет к необходимости расширять действующие логистические маршруты и открывать новые коридоры для перевозки грузов, добавил он.

Добиться двукратного увеличения грузооборота до 2027 года позволит вышеупомянутый порт «Лавна», а также запуск «Арктической перевалки» и контейнерного терминала «Русатом Карго».

Задача развивать арктическую зону, где добывают свыше 80% российского природного газа и 17% нефти, всегда была одной из важнейших. Однако в последнее время она приобрела стратегическое значение. Запущенные проекты по добыче и перевозке полезных ископаемых и других грузов в Арктике должны не только загрузить Севморпуть, но и вывести его на уровень конкурентоспособной транспортной артерии, обеспечив независимость Российской Федерации в выходе на внешние рынки.

Всего на Северном морском пути реализуется около десяти масштабных портовых проектов, цель которых — обеспечивать его грузовую базу от Мурманска до Петропавловска-Камчатского. Рост числа морских портов позволит более эффективно использовать главную арктическую магистраль и обеспечить безопасное судоходство.

В ближайшие годы в России ожидается дальнейшее расширение портовой инфраструктуры. Наша страна будет продолжать инвестировать в увеличение мощностей, модернизацию оборудования и повышение эффективности работы портовой системы.

Модернизация и развитие пассажирских терминалов

Особое внимание в развитии портовой отрасли в России уделяется пассажирским перевозкам, а точнее — созданию для них комфортных и безопасных условий. Речь о строительстве новых и модернизации уже имеющихся специализированных терминалов для приема граждан.

Одним из мощных пассажирских портов стал «Морской фасад» в Санкт-Петербурге. Проект строительства современной и технологичной гавани предложил действующий на тот момент депутат Госдумы Южилин Виталий Александрович. Первая очередь была запущена в 2008 году. В полную силу специализированные терминалы заработали в 2011-м. С течением времени порт активно развивался и модернизировался: строились новые здания, появлялись современные системы безопасности и коммуникаций, а также расширялись возможности обслуживания судов.

Сегодня петербургский пассажирский порт носит статус одного из самых современных и крупнейших во всем мире. Благодаря «Морскому фасаду» у приезжающих в Санкт-Петербург гостей появилась возможность находиться в стране без визы целых три дня.

Справка

Виталий Южилин — депутат Государственной думы с 1999 по 2016 год и эксперт сферы портостроения.

На ранних этапах карьеры Виталий Южилин вел исследовательскую деятельность: участвовал в экспедициях, в том числе погружался на дно Черного моря в глубоководном аппарате «Мир». Позже трудился инженером в отделе океанографии Морского гидрофизического института АН УССР.

В девяностых занимал должность руководителя внешнеторгового департамента Нижневартовского Торгового Дома, основанного в 1993-м. На этом посту наладил взаимодействие со структурами, специализирующимися на нефтепереработке. В последующие периоды карьеры занимался развитием грузовых перевозок, в том числе перевалкой нефти, химических грузов и др.

Одним из важнейших периодов карьеры был связан с продвижением проекта ФЗ «О морских портах». Также Виталий Южилин инвестировал в развитие и строительство торговых и пассажирских гаваней. Работал над решением социальных проблем Санкт-Петербурга.

Удостоен ряда наград, включая знак отличия Союза транспортников России 1-й степени за заслуги в развитии транспорта, полученный в 2019 году.

Такие пассажирские порты, как «Морской фасад», позволяют привлекать туристические потоки и развивать российские территории.

В настоящий момент ведется строительство морского терминала для приема круизных и грузопассажирских судов в морском порту Калининград в районе города Пионерский. Запустить его в эксплуатацию планируют в 2024 году. Терминал обеспечит надежное паромное сообщение области с основной территорией России.

share
print