Репортажи

В Русском музее открылась масштабная выставка работ Павла Кузнецова

В Русском музее открылась масштабная выставка работ Павла Кузнецова

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

В корпусе Бенуа прошёл вернисаж выставки, посвящённой 145-летию художника Павла Варфоломеевича Кузнецова. В экспозиции представлено более 80 произведений разных периодов его творчества. Кузнецов известен публике в основном по знаменитым картинам «степного» и «бухарского» циклов 1910-х. В Русском музее решили показать и другую его сторону — произведения на темы колхозного и индустриального строительства 1920-1930-х.

Жницы, 1927. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Жницы, 1927. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Эта первая столь полная выставка Кузнецова за последние 30 лет. Несколько работ привезли из частных коллекций, но основное ядро выставки — собственное собрание Русского музея. В 1974-м музей приобрёл множество работ художника у его племянницы.

До революции Павел Кузнецов был видным представителем символизма. В 1907 году организовал в Москве главную символистскую выставку «Голубая роза». Однако в конце 1900-х он отошёл от прежних мотивов и обратился к теме Востока. В 1911 и 1912 годах мастер путешествовал в заволжские степи, затем в древние города Бухару и Самарканд.

Красный виноград, 1931. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

По мотивам своих путешествий художник издал два альбома черно-белых литографий «Туркестан» и один цветной «Горная Бухара». Кроме страниц альбома, на выставке также представлены письма, фотографии, советские издания о творчестве Кузнецова, а также прикладные работы мастера — чайный сервиз и поднос.

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Продолжают экспозицию произведения 1920-х. С середины десятилетия Кузнецов работал в Крыму, Грузии и Армении. В этот период он почти всегда писал горы и возделанные людьми холмистые пейзажи, однако продолжал писать портреты творческой интеллигенции.

Картины «Чайная плантация в Грузии» и «Барашек». Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Картины «Чайная плантация в Грузии» и «Барашек». Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

В 1930-х Кузнецов смещается в сторону социалистического реализма. Он ездит по стране и много работает над оптимистичными картинами строек, народного труда, изображает колхозные хозяйства. К этому же периоду относится множество его натюрмортов.

Строительство новой улицы в Ереване, 1931. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Строительство новой улицы в Ереване, 1931. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Последний зал посвящён завершающему периоду творчества Павла Кузнецова — 1940-1950-м годам. В этот период художник окончательно сосредотачивается на жанрах пейзажа и натюрморта, всё реже создавая портреты и совсем не обращаясь к социалистическому реализму.

Больше фото в нашем репортаже

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7 /

Где: Русский музей, Корпус Бенуа. Инженерная ул., 2-4

Когда: до 29 января.

share
print