Репортажи

В Манеже открылась выставка «Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век»

В Манеже открылась выставка «Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век»

Галина Писарева. «У озера». Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

В ЦВЗ «Манеж» начал работу выставочный проект «Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век». На экспозиции представлены 333 скульптуры из Русского музея, Третьяковской галереи и других коллекций из 48 музеев, организаций культуры и науки России.

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Для масштабной выставки, охватывающей самый многогранный век в истории русского искусства, радикально изменили и сам Манеж. Всё внутреннее пространство задрапировали бежевой материей. Это и нейтральный фон, и отсылка к традиции накрывать памятник тканью перед его торжественным открытием.

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Одна из особенностей ХХ века — зарождение и развитие кинематографа и телевидения. Куратор выставки Елизавета Павлычева соединила в экспозиции скульптуру и тему видео. Обращаясь, к примеру, к репортажной съёмке, демонстрируемой рядом со скульптурами, Павлычева делает попытку наполнить экспозицию атмосферным контекстом, сформировать эмоциональный фон.

Лестница и стремянка из мастерской Веры Мухиной и инструменты Михаила Аникушина. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Лестница и стремянка из мастерской Веры Мухиной и инструменты Михаила Аникушина. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Экспозиция поделена на несколько разделов, которые называются терминами, связанными с кино. Основную часть первого этажа занимает «Сценарный план». Здесь представлены различные направления и техники в скульптуре, возникшие под влиянием исторических событий ХХ века. Здесь скульптуры расположены в хронологическом порядке. В разделе «Действующие лица» представлены бюсты выдающихся деятелей ХХ столетия. «Хроника» и «Жанр» посвящены основным социально-историческим вехам, которые повлияли на развитие русской скульптуры.

Сергей Орлов, Алиса Сакс. «Генрих Ягода за картой Беломорканала». Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Сергей Орлов, Алиса Сакс. «Генрих Ягода за картой Беломорканала». Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

В середине зала находится раздел «В главных ролях», в котором можно увидеть модели осуществлённых и несуществующих памятников. Раздел «18+» посвящён обнажённой натуре, а «Спецэффекты» — теме движения.

На «Сопряжении форм» нет кинетических скульптур, но особую динамику этому разделу придаёт световое решение. Освещение на скульптурах часто меняется таким образом, чтобы создавать игру теней на драпировке, отделяющей центральную часть зала.

«Летчик Бабушкин», Дмитрий Тугаринов. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Экспозиция второго этажа открывается разделами «Ракурс» — анималистика и «Цветокоррекция» — цветная и абстрактная скульптура. В «Озвучании» можно увидеть произведения, посвящённые музыке и музыкантам, в «0+» — всё из мира детства, в «Экспедиции» — национальный колорит. А в завершающей части экспозиции «Широкий формат» — тема труда в скульптуре. Сюда же входит «Мастерская скульптора», где посетители увидят документальные съёмки создания важнейших произведений ваятелей ХХ века.

Григорий Ястребеницкий. «Портрет дирижера Ю. Темирканова». Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Григорий Ястребеницкий. «Портрет дирижера Ю. Темирканова». Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Отдельным дополнением к выставке служит раздел «Пилотная серия», размещённый на портике Манежа. Здесь представлены реконструированные модели временных памятников, установленных в 1918-1919-х годах. Эти копии можно трогать, в отличие от экспонатов внутри Манежа.

Раздел «Пилотная серия». Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Больше фото в нашем репортаже

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Где: Центральный выставочный зал «Манеж», Исаакиевская площадь, 1.

Когда: до 3 декабря.

share
print