Репортажи

Галереи из Петербурга приняли участие в крупнейшей ярмарке современного искусства Cosmoscow

Что увидели жители и гости столицы и где посмотреть эти работы петербуржцам.

Галереи из Петербурга приняли участие в крупнейшей ярмарке современного искусства Cosmoscow

Cosmoscow,. Фото: Алексей Матюхин / MR7

В минувшие выходные в Москве прошло главное событие осени, если не всего года, в мире современного искусства в России: Экспоцентр на Краснопресненской набережной принимал у себя ярмарку Cosmoscow. Среди 80 галерей — участников ярмарки девять были из Петербурга.

MR7 воспользовался возможность увидеть почти все основные художественные галереи нашего города под одной крышей и рассказывает, что интересного показали петербургские галеристы на крупнейшем арт-смотре страны.

Cosmoscow, без преувеличения, — самое масштабное событие в мире современного искусства в России. Задуманная 13 лет назад коллекционером и искусствоведом Маргаритой Пушкиной ярмарка меняла места проведения, прирастала новыми проектами и, как и положено, всегда соответствовала духу того времени, на которое пришелся её очередной выпуск.

Появившись в период активной джентрификации московских промзон, первая ярмарка прошла на бывшей территории фабрики «Красный Октябрь». В паре сотен метров от неё спустя 11 лет откроется ГЭС-2 — арт-центр, который должен был бы стать российской Tate Modern, но из-за прекращения работы в России многих зарубежных авторов так и остался просто ещё одним арт-пространством в столице.

Тогда в 2010-м на «Красный Октябрь» съехались галереи Москвы и Петербурга, Берлина и Амстердама, Лондона, Нью-Йорка, Киева и скандинавских столиц.

Затем ярмарка перемещалась то поближе к Кремлю — в Манеж, то к Администрации президента — в Гостиный двор. Впрочем, ни высокие чины практически за соседней стенкой, ни повсеместное закрытие границ из-за пандемии не остановили экспансию современного искусства в здании Гостиного двора на Ильинке: в ковидный 2020-й на Cosmoscow выставились как российские, так и галереи из Европы и США. Впрочем, последующие за ковидом политические события сказались для Cosmoscow болезненнее — в 2022 году география участников ограничилась российскими городами.

И хотя в 2023 году ярмарка все ещё сохраняет в своем названии определение «международная», как и в прошлом, все 80 представленных галерей — из России, девять из которых — петербургские.

Но чего ярмарка точно не потеряла, так это масштаба. В прошлом году за три дня её работы выставочный зал Гостиного двора посетили 34 тысячи человек, из которых далеко не все зашли «просто посмотреть». Современное искусство уже давно стало тем активом, который дорожает, пока висит дома на стене. И разброс цен на работы художников максимально способствовал тому, чтобы почувствовать себя коллекционером могли не только избранные. Так, самой доступной работой на ярмарке стала тиражная графика Алексея Луки за 15000 рублей (тиражные работы выполняются в нескольких экземплярах, что дает возможность продать их дешевле — ред.), а самую дорогую можно было найти на стенде московской галереи PA Gallery — произведение Антона Конюхова о попытках изменения или искажения следов действительности через саморазрушение. Для того, чтобы пополнить свою коллекцию работой Антона, нужно было «лишь» 7 миллионов рублей.

Но и петербургским галереям было что представить.

В Москва-сити с берегов Невы


Галерея Anna Nova в Cosmoscow. Фото: Алексей Матюхин

Галерея Anna Nova в Cosmoscow. Фото: Алексей Матюхин

Одна из старейших галерей нашего города Anna Nova, которой в этом году исполнилось 18 лет, привезла на ярмарку работы Александры Гарт, Петра Дьякова и Дениса Патракеева.

Пётр Дьяков создает свои скульптуры не просто руками, но и в буквальном смысле из рук. Сцепленные кисти художника образуют форму будущего произведения, затем идет заливка, и вот — работа готова. Сам замысел рождается уже в процессе создания произведения, а потому и название приходит в голову тогда, когда работа уже завершена. Метафора жизни, как заключила одна из кураторов стенда галереи.

Скульптура Петра Дьякова. Фото: Алексей Матюхин / MR7

Скульптура Петра Дьякова. Фото: Алексей Матюхин / MR7

Александру Гарт иногда называют художником тиражной графики. Но «тиражными» её работы выглядят лишь на первый взгляд. Просто там, где у Петра Дьякова идею доводят его руки, Александра призывает в помощь машину — паттерн, воспроизведенный на картоне, много раз прогоняется через печатный станок, оставляя на выходящих из под него листах уникальные отпечатки. Партнерство человека и машины. В отличие от Дениса Патракеева, который своим соавтором делает природу, ориентируясь прежде всего на те материалы, которые она дает.

Графика Александры Гарт. Фото: Алексей Матюхин / MR7

Графика Александры Гарт. Фото: Алексей Матюхин / MR7

Myth Gallery представила работы Алины Глазун, Вадима Михайлова и Егора Федоричева.

Одна из стен на стенде завешана коврами, которые можно было встретить в любой советской квартире. Поверх ковров буквами из детской магнитной азбуки выложены фразы «Это опасно», «Ситуация странная», «Так лучше». Алина Глазун уже несколько лет работает с темой советской памяти. Выкладывая из букв знакомые каждому фразы, она заставляет зрителя формировать у себя знакомые и при этом неожиданные образы, источник которых кроется в его личном опыте или основывается на засевших в голове культурных паттернах.

«Ковёр» Анны Глазун. Фото: Алексей Матюхин/ MR7

«Ковёр» Анны Глазун. Фото: Алексей Матюхин/ MR7

Другая инсталляций Алины актуализирует поп-культуру нулевых годов: фраза «Это больше, чем мое сердце» как-то сама собой превращается в голове в «Это страшнее прыжка с крыши».

Вадим Михайлов тоже работает с предметами советского интерьера. Используя технику сграффито, он покрывает часть предмета левкасом, а затем черным маслом, и процарапывает рисунок. Сюжетами для его работ становятся сцены из библии или своего выдуманного пантеона на основе ветхозаветных и лубочных героев.

Советское прошлое исследуют и художники, представленные на стенде DiDi Gallery. Так, вышивка Саши Браулова — это обращение к теме культурной памяти и архитектурному наследию авангарда. Исследуя архитектуру 1920-30-х годов и запечатлевая её в своем творчестве, Саша ещё раз напоминает о ранней советской архитектуре как о достоянии нашей культуры, что важно, если посмотреть, как часто конструктивистские постройки первых советских лет попадают под «реновацию» или просто сносятся.

Вышивка Саши Браулова. Фото: Алексей Матюхин / MR7

Вышивка Саши Браулова. Фото: Алексей Матюхин / MR7

Мир Павла Плетнева, другого автора DiDi Gallery — это мир, заполненный сотами, из которых вырастают улья панельных многоэтажек, где мы проводим свою жизнь. Павел начинал как уличный художник, но сейчас больше работает в стиле миниатюрных инсталляций. Его работы можно было увидеть два года назад на выставке «Искусство тридцатилетних» в Русском музее.

«Банки» Павла Плетнёва. Фото: Алексей Матюхин / MR7

«Банки» Павла Плетнёва. Фото: Алексей Матюхин / MR7

В минимализме фигуративной скульптуры Константина Решетникова тоже есть что-то от авангарда. С помощью сварки и токарно-фрезерной обработки он создает из металла животных в миниатюре, за которыми не всегда можно четко определить, что за зверь родился в руках скульптора.

Одна из самых необычных галерей на Cosmoscow — Nikolay Evdokimov Gallery. Находится она в квартире № 37 дома № 19 по Кирочной улице в Петербурге. Это тот редкий случай, когда современное искусство представлено для обозрения в жилых интерьерах, а не на белых стенах классических галерей, что вполне продолжает традиции коллекционирования в среде людей, увлеченных искусством.

Но созданная коллекционером Николаем Евдокимовым галерея не ограничивается стенами квартиры и проводит выставки в других арт-пространствах города, в том числе в Севкабеле. В Москву в этот раз приехали работы Дмитрия Сироткина, Светы Исаевой и Руслана Ермолаева.

Картина Руслана Ермолаева в Nikolay Evdokimov Gallery. Фото: Алексей Матюхин / MR7

Картина Руслана Ермолаева в Nikolay Evdokimov Gallery. Фото: Алексей Матюхин / MR7

KGallery решила показать, что современное искусство — это совсем не про время создания произведения, и выставила на своем стенде авторов, которые работали тогда, когда многие из тех, кого сейчас принято называть современными художниками, даже не родились. Проект KGallery «Из профессорской квартиры» как раз про них. Про Тимура Новикова, чья выставка в Русском музее оказалась под угрозой срыва этим летом, про уже, к сожалению, покойных Евгения Михнова-Войтенко и Александра Носова — представителей советского неофициального искусства, чьи работы хранятся в частных коллекциях уже не одно десятилетие.

В отличие от предыдущей галереи, Namegallery делает ставку на молодых художников. Открыв в 2013 году Леонида Цхэ, который с тех пор сотрудничает с крупнейшими музеями по всему миру, в этот раз галерея представила Диму Королева, работающего под псевдонимом «самуилл маршак», Родиона Китаева и Петра Белого. Последний на Cosmoscow приехал не только как художник, но и как создатель ещё одной петербургской галереи — галереи «Люда», которая позиционирует себя как площадка экспериментального и независимого искусства, расположившись в арт-центре на Пушкинской, 10.

Работа из галереи «Люда». Фото: Алексей Матюхин / MR7

Работа из галереи «Люда». Фото: Алексей Матюхин / MR7

Но список галерей из нашего города не может быть полным без Marina Gisich Gallery. Это арт-пространство — единственное из перечисленных, кто принимает участие в Cosmoscow с самого первого выпуска ярмарки. В этот раз оно представило работы Керима Рагимова, Александра и Лизы Цикаришвили, Семена Мотолянца, Тани Ахметгалиевой.

Так, Керим Рагимов представил одну из частей «Человеческого проекта», программной серии в творчестве художника, которой он занимается уже несколько лет. В нем он пытается найти ответ на вопрос: «Что такое гуманизм в эпоху масс-медиа?»

Работа Керима Рагимова. Фото: Алексей Матюхин / MR7

Работа Керима Рагимова. Фото: Алексей Матюхин / MR7

Другой резидент галереи Семен Мотолянец, участник арт-проекта Parazit, работает с живописью, инсталляциями и перфомансами. В своих полотнах он соединяет советскую символику с современной повседневностью, показывая, как искусство может формировать надвременную конструкцию из смыслов и мыслей.

И, наверное, самая главная мысль, которая твердо обосновывается в голове после трех часов прогулки между стендами ярмарки — о том, что для того, чтобы охватить и понять все грани современного российского искусства, не достаточно не только трех часов, но и трех дней Cosmoscow. И каждая галерея из этого обзора заслуживает как минимум отдельного визита.

Где найти эти галереи в Петербурге:

Галерея Люда

Где: арт-центр Пушкинская, 10, корпус В, 7 этаж

Сайт: https://galleryluda.com/

Marina Gisich Gallery

Где: наб. реки Фонтанки, 121

Сайт: http://www.gisich.com/

MYTH Gallery

Где: ул. Чайковского, 61

Сайт: www.mythgallery.art

namegallery

Где: Большая Конюшенная ул., 2

Сайт: www.namegallery.ru

DiDi Gallery

Где: Большой проспект Васильевского острова, 62

Сайт: https://didigallery.com/

Anna Nova Gallery

Где: ул. Жуковского, 28

Сайт: https://www.annanova-gallery.ru/

KGallery

Где: наб. реки Фонтанки, 24

Сайт: http://www.kgallery.ru/

Nikolay Evdokimov Gallery

Где: Кирочная ул., 19, кв. 37 (предварительно необходимо записаться)

Сайт: https://evdokimovgallery.com

Петербургские галереи в нашей фотоподборке:

Галерея Anna Nova Gallery. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7 /

share
print