Истории

«Мы — потомки участников Таллинского прорыва»

«Мы — потомки участников Таллинского прорыва»

Памятник героям-морякам-балтийцам у Межевого канала. Фото: Елена Скородумова

В Президентской библиотеке имени Б. Н. Ельцина представляют документальный фильм «Голоса погибших кораблей», посвящённый Таллинскому прорыву — героическому событию Великой Отечественной войны, о котором совсем недавно многие даже не слышали. Ленту, завоевавшую приз на кинофестивале «Море зовет», получившую Хрустальный глобус Русского географического общества и другие награды, петербургские зрители ещё не видели.

В канун премьерного показа мы встретились с руководителем региональной общественной организации «Память Таллинского прорыва», старшим научным сотрудником Государственного литературного музея «ХХ век» и внучкой одного из участников прорыва Марией Инге-Вечтомовой, принимавшей участие в съемках.

Справка

Таллинский переход или Таллинский прорыв — эвакуация советского Военно-Морского флота из Таллина в Кронштадт 27-30 августа 1941 года под командованием вице-адмирала Владимира Трибуца.

К началу войны вместо Кронштадта основной базой Краснознамённого Балтийского флота был Таллин. Решение об эвакуации флота в Кронштадт было принято, когда немецкие войска уже прорвались в Прибалтику. Переход начался 27 августа 1941 года, когда немецкая артиллерия уже начала обстрелы Таллинского порта.

Эвакуация осуществлялась в тяжелейших условиях — два берега Финского залива уже были заняты немцами. Погибли тысячи людей, из 225 кораблей и судов были потеряны не менее 62-х. Одни исследователи называют эту боевую операцию морской катастрофой. Другие считают, что этот манёвр спас Балтийский флот, который мог быть полностью уничтожен, и тогда Ленинград остался бы без защиты с моря.

«Получена первая сводка… Товарищ! Война началась!»

— Мария Сергеевна, в вашей организации есть люди, которые имеют отношение к Таллинскому прорыву?

— Есть. И самое непосредственное. Мы — потомки участников Таллинского прорыва. Сегодня в Петербурге и разных городах мира живут родные тех, кто участвовал в августовских событиях 1941 года. Когда встречаемся, ощущаем себя одной большой семьёй.

Мария Инге-Вечтомова на траурной церемонии в память о погибших при Таллинском переходе. Фото: Елена Скородумова.

Мария Инге-Вечтомова на траурной церемонии в память о погибших при Таллинском переходе. Фото: Елена Скородумова.

Мой дед — ленинградский поэт, журналист Юрий Инге. В 1930-е они вместе с женой Еленой Вечтомовой, поэтом, публицистом и моей бабушкой, работали в редакциях журналов и газет, бывали в разных уголках Советского Союза, писали стихи. У них выходили поэтические сборники. В Советско-финляндскую войну оба стали военными корреспондентами, много раз бывали на передовой.

Перед самым началом Великой Отечественной Юрий Инге по заданию Ленинградского радиокомитета написал поэму «Война началась». Его стихотворные строки «Получена первая сводка… Товарищ! Война началась!» прозвучали по ленинградскому радио сразу же после обращения Вячеслава Молотова 22 июня о нападении Германии на Советский Союз. 

Произведения Инге издавались в листовках и плакатах-приложениях к газете «Красный Балтийский флот» два первых месяца войны до его гибели и повторялись в военные годы. Когда были рассекречены архивы, мы узнали, что Юрий Инге находился в списке личных врагов Гитлера. Но Гитлер не знал, что мой дед погиб в августе 1941 года…

— Как ваш дед — не моряк — стал участником Таллинского перехода?

— К началу войны главной базой Краснознамённого Балтийского флота был, как известно, Таллин. Юрий Инге к этому моменту работал военным корреспондентом редакции газеты «Красный Балтийский флот», которая была прикомандирована к ледоколу «Кришьянис Валдемарс». Ледокол находился в Таллине, как и остальной флот.

Юрий Инге и Елена Вечтомова. Фото: из архива Марии Инге-Вечтомовой

Юрий Инге и Елена Вечтомова. Фото: из архива Марии Инге-Вечтомовой

Город оказался под угрозой оккупации уже в начале августа 1941 года. На его штурм немцы бросили свои лучшие силы. О передислокации Балтийского флота начали говорить ещё в начале июля 1941-го, но главнокомандующий Северо-Западным направлением Климент Ворошилов был против. К августу стало очевидно: флот может быть полностью уничтожен, что могло иметь для нашей страны катастрофические последствия. Долго решалось, как поступить, чтобы максимально его сохранить. И по приказу вице-адмирала Владимира Трибуца 27 августа 1941 начался переход основных сил Балтийского флота, войск 10-го стрелкового корпуса из Таллина в Кронштадт.

Из порта вышел гигантский караван, состоящий из 225 судов, 151 из них были военными. По разным данным, на них было до 40 тысяч человек. Путь оказался чрезвычайно сложным — фашисты поставили цель не дать нашим кораблям продвигаться вперёд, их нещадно обстреливали с земли, атаковали с воздуха. Немцы успели установить десятки тысяч мин, нашим тралам с немалым трудом удавалось пробивать фарватер через огромные минные поля. К сожалению, тральщиков не хватало, имеющиеся не успевали расчищать водную дорогу.

Немногие сохранившиеся документальные кадры помогают понять, что творилось в водах Балтики во время перехода. Но хроника не может дать полного представления о самой масштабной трагедии в истории отечественного флота. Тем, кому повезло остаться в живых, всю жизнь вспоминали эти часы с горечью…

Ледокол «Кришьянис Валдемарс», на котором находилась редакция газеты, шёл в составе конвоя № 1, недалеко от острова Мохни у мыса Юминда попал под мощный обстрел немецких самолётов. Пытаясь спастись от обстрела, подорвался на мине и ушёл на дно буквально за несколько минут.

На «Кришьянисе Валдемарсе» спаслись всего несколько человек. Но не мой дед. Ему было неполных 36 лет…

— Сколько всего погибло людей во время Таллинского перехода?

— Сколько всего погибших было во время всей операции, неизвестно до сих пор. Командовавший переходом Владимир Трибуц указывал на пять тысяч человек, в докладе Сталину фигурировала другое количество — восемь тысяч. Самой достоверной мы считаем цифру, которую привёл в фундаментальном труде контр-адмирал, главный штурман Военно-Морского флота СССР, кандидат военных наук Радий Зубков — 15 тысяч человек. Именно он в своей книге предложил называть эвакуацию флота Таллинским прорывом, а не Таллинским переходом, как это было принято в советские годы. Есть исследователи, которые убеждены в том, что погибших было гораздо больше. Из 225 судов не вернулись из похода 62.

Моя бабушка Елена Вечтомова 28 августа 1941 года ждала в Ленинграде возвращения мужа из Таллина.

О трагедии стало известно к вечеру. Бабушка до последнего надеялась на то, что её муж на островах, как говорили ей друзья.

Она расспрашивала тех, кто уцелел. Известный поэт Николай Браун рассказал, что видел, как в те страшные минуты Юрий пытался помочь женщинам, хотя ледокол быстро погружался на дно.

Бабушка не захотела эвакуироваться из осаждённого Ленинграда. Она вместе с сыном Сергеем, моим отцом, оставалась в городе всю блокаду, работала с утра до ночи и читала свои стихи на ленинградском радио. После Победы бабушка многое сделала для сохранения памяти о Юрии Инге и других участниках Таллинского прорыва. И, можно сказать, что передала мне эстафету. Бабушки не стало в 81 год в 1989-м.

Не осталось никого

— Вам довелось знать непосредственных участников Таллинского прорыва?

— Сегодня на земле не осталось ни одного участника того героического перехода из всех нам известных. В этом году ушёл из жизни Василий Павлович Джуржа, последний, кто мог сказать: «Я был там, в водах Балтики, в августе 1941 года».

Василий Павлович Джуржа в молодости. Фото предоставлено Марией Инге-Вечтомовой

Василий Павлович Джуржа в молодости. Фото предоставлено Марией Инге-Вечтомовой

Василию Павловичу шел 102-й год. Капитан I ранга, профессор, преподаватель, автор книг отдал флоту более полувека. Его транспорт «Балхаш» во время Таллинского прорыва тоже подорвался на мине, из 500 матросов и офицеров осталась половина. Позже Василий Джуржа командовал приборным отделением батареи 62-го Отдельного зенитного артиллерийского дивизиона на военно-морской базе в Эстонии.

Василий Павлович рассказывал, что при Таллинском прорыве он остался в живых только потому, что успел скинуть с себя шинель, прыгнул в воду и сумел уплыть в сторону от уходящего на дно «Балхаша». Он к тому же был чемпионом Украины по плаванию.

Как бывает в жизни — у его супруги Татьяны Петровны во время Таллинского прорыва пропал дед Иван Иванович Крапивин. Близкие до сих пор не знают, на каком корабле он находился. В извещении о гибели было сказано только одно: «погиб в водах Балтики».

Николай Владимирович Бричук в молодости. Фото предоставлено Марией Инге-Вечтомовой

Николай Владимирович Бричук в молодости. Фото предоставлено Марией Инге-Вечтомовой

Нам посчастливилось знать ещё одного ветерана — Николая Владимировича Бричука. Его не стало в 2021 году. Николаю Владимировичу было 100 лет. Он служил на эскадренном миноносце «Гордый». Этому кораблю посвящена экспозиция в музее Ораниенбаума, есть даже аллея гордовцев.

Ещё перед началом Таллинского похода на миноносец прибыл сам нарком флота Николай Кузнецов. Он просил, чтобы команда помогла хотя бы немного задержать наступающих немцев, нужно было выиграть время для подготовки к переходу флота в Кронштадт. Моряки сделали все возможное. Миноносец получил серьезные повреждения. Был ранен и Николай Владимирович. Он выжил, воевал, после войны стал известным изобретателем. В свои преклонные годы был прекрасным рассказчиком, помнил все детали.

В Таллине мы познакомились ещё с двумя участниками Таллинского прорыва — Фёдором Парамоновичем Еременко и Валентином Иоханнесовичем Виллемсоо. С ними нас связывали самые тёплые отношения. Они оба были награждены медалью «За оборону Ленинграда». К сожалению, в Эстонии к ветеранам Великой Отечественной войны относились так же, как ко всему советскому прошлому…

О чём говорят корабли

Сторожевой корабль «Буря», погибший во время Таллинского прорыва. 3D-модель его залегания на дне Балтийского моря / разведывательно-водолазная команда

Сторожевой корабль «Буря», погибший во время Таллинского прорыва. 3D-модель его залегания на дне Балтийского моря / разведывательно-водолазная команда

— Что для вас важнее всего сегодня?

— Безусловно, сохранение памяти о тех героях, известных и безымянных, которые участвовали в Таллинском прорыве. Хотелось бы, что наши люди знали: благодаря Таллинскому прорыву 163 корабля смогли вернуться в Кронштадт, участвовали в обороне Ленинграда и сыграли огромную роль в защите города.

Мы выпускаем книги, постоянно организуем передвижные выставки. Собираем сохранившиеся у родных воспоминания. Часть их была опубликована. Мечтаем выпустить воспоминания в свет отдельным сборником. Мне бы ещё очень хотелось написать книгу о ледоколе «Кришьянис Валдемарс» и тех людях, которые оказались на нем летом 1941 года. Есть немало материалов, которые остаются неизвестными. Надеюсь, смогу это сделать. Ледокол, надо добавить, удалось идентифицировать на морском дне в 2011 году.

Каждый год в конце августа мы обязательно проводим «Марш памяти» — посещаем мемориальные места в Петербурге и Кронштадте. И в памятную дату 27 августа полуденный залп орудий Петропавловской крепости звучит в честь подвига наших отцов и дедов. В нынешнем году весьма широко отмечалась 82-я годовщина Таллинского прорыва в Кронштадте. Моряки прошли по Якорной площади в белоснежной форме торжественным маршем, в храме звучала лития.

Для нас очень дорого, что каждый год руководитель известной и единственной в своём роде разведывательно-водолазной команды Константин Богданов и его единомышленники передают нам капсулы с грунтом, поднятым в местах гибели близких нам людей. Эти капсулы — тоже память о тех, кто завоевывал Победу. И наша благодарность безгранична…

Базовый тральщик Т-204 «Фугас», погибший во время Таллинского прорыва. 3D-модель его залегания на дне Балтийского моря / разведывательно-водолазная команда

Базовый тральщик Т-204 «Фугас», погибший во время Таллинского прорыва. 3D-модель его залегания на дне Балтийского моря / разведывательно-водолазная команда 

— И они же подготовили документальный фильм «Голоса погибших кораблей»?

— Да, это их документальная лента в рамках проекта «Поклон кораблям великой Победы». В команду входят представители различных профессий и жители Москвы и Петербурга. Москвич Константин Богданов и его коллеги — уникальные люди.

Вот уже почти двадцать лет они занимаются поиском, восстановлением истории погибших во время Великой Отечественной войны судов, сохранением памяти о них. Начинали подводные исследования в Чёрном море, последние десять лет они проводятся на Балтике.

За это время на дне Финского залива и Балтийского моря были обнаружены и опознаны десятки малых и больших судов, подлодок, десятилетиями считавшихся «пропавшими без вести». Морские поисковики работают на глубинах от 70 до 90 метров, что когда-то казалось недостижимым. Очень важно, что подводные археологи смогли найти, идентифицировать многие суда — участники Таллинского прорыва, ставшие братскими могилами для тысяч человек.

Дайверы считают особой удачей, когда удаётся найти корабельный колокол — рынду. Моряки называют колокола голосами кораблей. У каждого он свой, неповторимый.

Постепенно у разведывательно-водолазной команды собралось несколько рынд, они и послужили толчком к созданию фильма «Голоса погибших кораблей».

Когда-то мы познакомились с Константином Богдановым в трапезной храма эстонского городка Палдиски. С тех пор началось сотрудничество с ним и его удивительной командой. Оно успешно продолжается и сегодня.

Участники организации «Память Таллинского прорыва». Фото: Елена Скородумова

Участники организации «Память Таллинского прорыва». Фото: Елена Скородумова

В прошлом году членам организации «Память Таллинского прорыва» выпала честь позвонить в судовые колокола судов, которые столько лет покоились на морском дне. Церемония состоялась на острове Гогланд, что в 180 километрах от Кронштадта. Место не случайное — в конце августа и начале сентября 1941 года именно на Гогланде пытались спастись некоторые участники прорыва Балтфлота, сюда из Кронштадта и Ленинграда стремились к ним навстречу, на помощь узнавшие о беде моряки. В 2022 году в районе острова были идентифицированы тральщик и сторожевик «Буря» и «Фугас».

А найденные и поднятые колокола звучали в память о тех, кто не вернулся из героического и трагического Таллинского прорыва.

share
print