Репортажи

«Автор выражает враждебное отношение к государственному строю, Путину и ВС РФ». В суде по делу «о фейках об армии» Скочиленко допросили эксперта-филолога

«Автор выражает враждебное отношение к государственному строю, Путину и ВС РФ». В суде по делу «о фейках об армии» Скочиленко допросили эксперта-филолога

Саша Скочиленко на выходе из зала суда. Фото: Анна Мотовилова / MR7

Защита художницы Саши Скочиленко, обвиняемой в «фейках об армии» (статья 207.3 УК РФ), наконец, добилась допроса эксперта-филолога СПбГУ Анастасии Гришаниной. Она одна из авторов заключения, которое год назад легло в основу обвинения. Несколько месяцев Гришанина не реагировала на приглашения суда. Сегодня она сама приехала в суд и уверенно пояснила свою позицию по всем вопросам. А поддержать Сашу как слушатель пришёл режиссёр Александр Сокуров.

СПРАВКА

Саша Скочиленко — музыкант, художница, автор комиксов о ментальном здоровье, специалистка в области создания видеоконтента.

Уголовное дело о распространении «фейков об армии» (ст. 207.3 УК РФ) на Сашу завели после того, как она заменила несколько ценников в супермаркете на Васильевском острове на мини-листовки о ходе «спецоперации» и Владимире Путине. За это ей грозит до 10 лет тюрьмы.

Саша находится в заключении уже второй год, несмотря на большое количество хронических заболеваний. Её интересы в суде представляют три адвоката: Юрий Новолодский, Яна Неповиннова, Дмитрий Герасимов — и защитница Маргарита Кислякова.

«Ценник по своему смыслу призывает к действию»

Визит Анастасии Гришаниной в суд можно назвать неожиданным. Её ждали на нескольких предыдущих заседаниях, но она всё не приходила. Сегодня к ней на работу даже отправили приставов, которые должны были обеспечить её доставку. Но в университете её не нашли: в графике Гришаниной не было учебных пар. В суд она решила приехать сама — вероятно, оставив надежды, что допроса её коллеги достаточно. Ещё одного автора экспертизы по делу Скочиленко, политолога СПбГУ Ольгу Сафонову, допрашивали в суде уже дважды — в мае и июле. Она признала, что в тексте экспертизы могут быть небольшие «искажения».

Читайте также

«Загогулина в уголовном процессе»: адвокаты Скочиленко попытались сменить прокурора и доказать несостоятельность экспертизы СПбГУ

«Загогулина в уголовном процессе»: адвокаты Скочиленко попытались сменить прокурора и доказать несостоятельность экспертизы СПбГУ

Анастасия Гришанина и училась, и много лет работает в СПбГУ. По образованию она журналист и психолог, имеет степень кандидата филологических наук. Занимается филологией больше 37 лет. По данным защиты Саши Скочиленко, она публично высказывалась в поддержку «спецоперации» (что ставит под сомнение её непредвзятость).

Сегодня адвокаты подсудимой вместе со специалистом-филологом Светланой Друговейко-Должанской пыталась добиться от Анастасии Гришаниной того, чтобы она указала:

  • Где именно в текстах на листовках Скочиленко обнаружена ненависть и вражда (это отягчающее обстоятельство по ст. 207.3 УК РФ)?
  • Как установлена ложность информации?
  • Что свидетельствует о заведомой ложности текстов (о том, что Скочиленко осознанно распространяла ложную информацию)?

Гришанина отвечала уверенно, риторически обращаясь к судье и прокурору, подчёркивая отдельные моменты и призывая защиту перечитать её экспертизу внимательно. Иногда она просила остановить адвокатов и специалиста, называла их вопросы некомпетентными и одинаковыми. Часто ей удавалось ответить на вопросы так, чтобы уйти от их сути или заставить посмотреть на тему с неожиданной стороны.

— Вы всячески уходите от вопросов. Я даже мог бы вам поаплодировать, но судья не оценит, — иронично отметил адвокат Юрий Новолодский.

Так, в ответ на вопросы о заведомой ложности текстов эксперт отметила, что ценник — это оферта с ценой продукта, которая по своему смыслу призывает к действию, к покупке товара.

Подсудимая заменила ценники на листовки, и это уже вводило в заблуждение покупателей —

и в то же время призывало их к действиям против российских властей, как считает Гришанина.

Информация на листовках не подтверждается официальными данными Минобороны — а значит, нет оснований думать, что она верна — уверена эксперт. Скочиленко имела возможность проверить тексты, а значит, могла знать, что они не совпадают с данными государства.

Саша Скочиленко в зале суда. Фото: Анна Мотовилова / MR7

Саша Скочиленко в зале суда. Фото: Анна Мотовилова / MR7

Достоверно только то, что подтверждено. Информация, которая преподносится как правдивая, всегда может быть ложной, — отметила Гришанина, ссылаясь на научную литературу.

Здесь адвокаты подсудимой обратили внимание, что девушка проверяла тексты листовок, но через свои источники, не опираясь на информацию от российских государственных ведомств.

Говоря о ненависти и вражде, которые обеспечивают квалификацию действий Скочиленко по части 2 статьи 207.3 УК РФ и возможный тюремный срок до 10 лет — адвокаты попросили назвать конкретные слова из листовок, которые на это указывают. Филолог Гришанина ответила, что делала выводы не на основе отдельных ценников, а опираясь на контекст: например, на показания Скочиленко в полиции.

— Контекст размещения этих ценников в том, что автор выражает своё недоброжелательное, враждебное отношение к государственному строю, 

государственной политике, Владимиру Путину и вооружённым силам России. Она рассматривает цитаты о погибших как информацию против государства, — сказала Гришанина.

Также она указала на 11 глаголов в листовках девушки: «разбомбило, прятались, отправляют, остановите, погибли, молчат почему, врёт, оправдать […] ("спецоперацию" — ред.), Россия стала […] государством, […] на Украину, участвовала». Девять из них «имеют негативный тон с переходом в ненавистнический» — отмечает эксперт Гришанина.

Адвокаты заявили, что филолог вовсе не может делать выводы о наличии того или иного мотива и проверять ложность слов — это задача следствия. Эксперт сказала, что делала лингвистические, а не юридические выводы — а остальное, естественно, в компетенции следствия.

— Вы сделали лингвистические выводы, а следователи поняли их как юридические [и признали доказательством по делу], — сказал адвокат Юрий Новолодский.

Что хотел сказать автор? И кто автор?

Сашу Скочиленко заводят в зал суда. Архивное фото: Олег Золото / MR7

Сашу Скочиленко заводят в зал суда. Архивное фото: Олег Золото / MR7

Неожиданностью для многих стала дискуссия между защитой и экспертом в конце заседания. Анастасия Гришанина выразила уверенность, что автор текстов на листовках — Саша Скочиленко. Но из показаний девушки и остальных материалов дела следует, что она нашла листовки в интернете и просто распечатала. Можно ли в таком случае анализировать, «что хотел сказать автор?» (так обозначила одну из своих задач сама Гришанина). Сама эксперт считает, что, конечно, да: ведь девушка распечатала и использовала эти листовки. Представитель прокуратуры поддержал её.

— Скочиленко вменяется распространение заведомо ложной информации о вооружённых силах России, а не создание текстов, — сказал представитель районной прокуратуры Александр Гладышев.

Однако защита уверена, что это серьёзное противоречие: эксперт во время анализа опиралась на ложное представление о том, кто автор слов на листовках.

Адвокаты думают о том, чтобы настаивать на новой экспертизе в связи с новыми обстоятельствами.

Одновременно с этим прокуратура предложила запросить из СИЗО данные о здоровье Саши Скочиленко и встречах её с врачами — чтобы получить актуальную информацию об этом.

Следующее заседание назначено уже на следующий день, 15 сентября. Судья объяснила это тем, что был долгий перерыв из-за её отпуска — теперь можно рассматривать дело и побыстрей.

Режиссёр Сокуров: «Я решительный противник судебных процессов над женщинами»

Поддержать Сашу Скочиленко в Василеостровский районный суд пришли не только дипломаты европейских стран, муниципальные депутаты, активисты и неравнодушные горожане — но и режиссёр Александр Сокуров.

— Я лично с ней не знаком, но знаю о сути претензий, которые ей предъявляются. Я решительный противник всяких судебных процессов над женщинами. По общественным, политическим процедурам женщина в России вообще неприкосновенна должна быть. Поэтому суд над молодой девушкой — это вызывает у меня абсолютное несогласие во всех смыслах. Я бывал на подобных судах, в том числе когда арестовывали моих студентов за действия на улицах города, — рассказал Сокуров MR7.

Адвокат Саши Юрий Новолодский подарил режиссёру свою книгу с юмористическими рассказами.

Читайте также

Режиссёр Александр Сокуров пришёл в суд на заседание обвиняемой в «фейках об армии» Саши Скочиленко

Режиссёр Александр Сокуров пришёл в суд на заседание обвиняемой в «фейках об армии» Саши Скочиленко

Скочиленко: «Лучшим подарком будет, если вы поддержите тех, кому не так повезло, как мне»

За день до сегодняшнего заседания, 13 сентября, у Саши был день рождения: ей исполнилось 33 года. Поэтому на заседание 14 сентября её близкие пришли с яркими шариками и раздали другим слушателям карнавальные колпаки. Когда конвой вёл Сашу в зал суда, ей спели «Happy Birthday to you!»

Ещё накануне друг, девушка и адвокат Яна Неповиннова передали ей в подарок новую яркую одежду, которую она очень любит: узбекский халат, футболку с лисой (её Саша надела в день суда) и цветастые лосины. А от веганской кондитерской Саше подарили авторский безглютеновый торт, изготовленный по правилам СИЗО, с мемом с участием динозавра (Саше нравятся динозавры).

Так совпало, что в день рождения девушки состоялся аукцион в поддержку заключённых от партии «Яблоко». В telegram-канале «Свободу Саше Скочиленко!» её близкие опубликовали обращение Саши, в котором она призывает поддерживать всех заключённых, которых преследуют за слова и политическую позицию, в том числе тех, чьи имена не на слуху.

«Мне очень повезло в жизни. Мне повезло родиться в большом городе. Мне повезло с родителями-художниками: они всегда поощряли мои творческие способности и в четыре года подарили мне пианино. Мне повезло, что мне чаще всего давали свободу выбора. Мне сказочно повезло с друзьями. <…>

С тем, что я была задержана, мне, конечно, повезло не очень. Но с тем, каким резонансным стало мое дело и какую мощную поддержку — эмоциональную, материальную, юридическую и информационную — я получила, мне повезло просто нереально.

Коридор Василеостровского райсуда перед заседанием по делу Скочиленко. Фото: Анна Мотовилова / MR7

Коридор Василеостровского райсуда перед заседанием по делу Скочиленко. Фото: Анна Мотовилова / MR7

Иногда я думаю: "Блин, за что мне столько хорошего? Почему не всем повезло так же, как мне?" И, если честно, мне бывает очень грустно от того, что в нашей стране есть много *** [заключённых по уголовным делам за слова и убеждения], которым приходит мало писем, которым не хватает денег, о которых не пишут СМИ.

Поэтому лучшим подарком на этот день рождения для меня будет, если вы поддержите тех, кому не так повезло, как мне. Пожалуйста, поддержите тех, кто сильно нуждается сейчас — материально и информационно!»

В аукционе «Яблока» среди лотов был авторский экземпляр “Книги о депрессии” от Саши: его обложку она нарисовала прямо в СИЗО, на нём есть дарственная надпись и штамп о прохождении тюремной цензуры.

Эту книгу удалось продать за 126 тысяч рублей.

На аукционе были также лоты от главреда «Новой газеты» Дмитрия Муратова*, политолога Екатерины Шульман*, журналистов Ксении Собчак и Олега Кашина*, заключённого Алексея Горинова. Всего удалось выручить больше 3 361 000 рублей. Эти деньги направят на помощь восьми арестованным: это сопредседатель движения в защиту прав избирателей «Голос»* Григорий Мельконьянц* (обвиняемый в организации деятельности нежелательной организации), активистка Ольга Смирнова (осуждённая за «фейки об армии»), активист Максим Лыпкань (обвиняемый в «фейках об армии»), журналистка Мария Пономаренко (осуждённая за «фейки об армии»), журналист Роман Иванов (обвиняемый в «фейках об армии»), пенсионер Михаил Симонов (осуждённый за «фейки об армии»), председатель отделения «Яблока» во Фрунзенском районе Петербурга Василий Неустроев (обвиняемый по делу «Весны»**) и журналист Михаил Афанасьев (осуждённый за «фейки об армии»).

Девушка и друг Саши Скочиленко. Фото: Анна Мотовилова / MR7

Девушка и друг Саши Скочиленко. Фото: Анна Мотовилова / MR7

*Признаны иностранными агентами Минюстом РФ.

**Демократическое движение, признанное экстремистским, запрещено в России.

P.S.

Полная информация о деле Саши Скочиленко и делах других петербуржцев, которых обвиняют в распространении «фейков об армии», — в спецпроекте MR7. Мы также сделали бот в Telegram, где даём оперативные данные о судах по ст. 207.3 УК РФ.

share
print