Репортажи

Ледяные макеты, лекции и руины из будущего. В Петербурге проходит фестиваль «Архитектон»

Ледяные макеты, лекции и руины из будущего. В Петербурге проходит фестиваль «Архитектон»

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

До 17 сентября в ЦВЗ «Манеж» проходит архитектурный фестиваль «Архитектон». На нём можно поучаствовать в дискуссиях о городе, дизайне и архитектуре, послушать лекции, посмотреть на современное искусство и принять участие в мастер-классах от разных поколений дизайнеров и архитекторов Петербурга.

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

События «Архитектона» разделились на целых шесть блоков: форум, премия, выставка, «видеоарх», образование и паблик-арт.

Каждый день на форуме будут проходить дискуссии и лекции с участием архитекторов, урбанистов, градозащитников, архитектурных критиков, культурных институций, общественных организаций. За актуальным расписанием можно следить на сайте фестиваля.

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Самая яркая часть фестиваля — выставка «Архитектон», размещённая на третьем этаже Манежа. Кураторы Андрей Ларионов, Владимир Фролов, Алина Черейская и Ксения Диодорова переработали всю архитектурную историю Петербурга «от потопа», разместив на одной из стен историческую военную карту до смешного маленького Петербурга в 1705 году и до будущего, сложить которое из кусочков пазла предлагается посетителям в «мультисенсорной интерактивной инсталляции» в разделе «Город с открытым кодом».

Чтобы собрать историю из рассказов петербуржцев, приправленных изображениями, сгенерированными нейросетью, нужно отсканировать QR-код на стене, прослушать истории и соединить пазлы с картинками и аудиозаписи.

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Советское прошлое города, а именно: наследие ленинградской архитектурной школы времён 1980-х, заключили в конструктивистский круг. Чертежи знаковых зданий, построенных и оставшихся на бумаге, расположены на внутренних стенках трёх бетонных кругов, внутри которых предстоит ходить зрителям.

Авторы выставки разворачивают калейдоскопом течений и понятий кажущуюся прямолинейность развития архитектуры этого времени, подкрепленную обобщающим названием «советский модернизм». «Ленинградская школа за чуть более чем два десятилетия испытала на себе весь спектр мировых трендов. Начиная от стереотипного интернационального стиля, через хай-тек и брутализм она углубилась в дебри постмодернистского многоголосия, плавно подведя нас к новым реалиям 1990-х годов», — пишет куратор выставки Андрей Ларионов.

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Пока посетители смотрят на советские градостроительные проекты, они кружат вокруг другой выставки — «Кабинет архитектора или архитектурный депозитарий». Попетляв по коридорам, зритель попадает в пространство с огромным столом, накрытым калькой. Стены помещения глухо закрыты круглыми шкафами, в которых собрана гигантская коллекция разномастных вещей, принадлежащих усреднённому архитектору Петербурга. Этот коллективный портрет и сам выглядит как лабиринт в центре лабиринта.

Кураторы выставки сообщают, что их вдохновила модель кабинета редкостей. «Для Петербурга этот формат, благодаря появлению Кунсткамеры, когда-то определил его музейную идентичность. Таким образом, в экспозиции сохраняется принцип преемственности, один из важнейших в архитектуре Петербурга», — написано в экспликации.

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Не обошлось и без мистификаций. Работа Ивана Кожина «Экспедиция» предлагает зрителю вообразить себя исследователем и бросить первый взгляд на поверхность Земли в будущем. С первого взгляда в причудливый перископ, который вращается на 360 градусов, мы понимаем, что от будущего Иван Кожин не ждёт ничего хорошего — от Петербурга не осталось ничего, кроме развалин.

Изображения здесь тоже сгенерированы с помощью нейросети на основании текстовых запросов художника.

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Экспедиционная труба — это часть экспозиции «Руина». «Руина» много говорит о форме и показывает, как трактуются темы материала и времени в творчестве нового поколения.

Экспозиция 2023 года становится также комментарием и к чисто петербургскому художественному тексту: в 1923-м году художник Павел Шиллинговский создал серию гравюр «Петербург. Руины и возрождение», где была отражена картина величественного упадка имперской столицы, но и выражена надежда на то, что город восстанет, подобно фениксу, из пепла.

Ровно через сто лет, во времена уже других руин, художники представили работы о ценности прошлого и предположения о возможности нового. Художникам в этом в разделе оказалась очень близка кинетическая скульптура. Здесь есть ледяной макет ДК имени Кирова, который едва заметно тает, и огромный пластмассовый куб на ржавой железной сетке, оплывающий под жарой обогревателя. К концу фестиваля обе скульптуры должны полностью уничтожиться.

Ледяной макет ДК имени Кирова. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Под трудным названием «Видеоарх» скрываются видеопрезентации 16 успешных архитектурных мастерских Петербурга. Посмотреть их можно на затемненном первом этаже Манежа, но только стоя и небольшой группой: к каждому экрану полагается только две пары наушников.

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Крупное архитектурное событие не упустили и профильные вузы Петербурга. Каждый день выставки, кроме последнего, посвящён одной из школ. Школа дизайна НИУ ВШЭ сделает открытую студию с приглашенными гостями, Академия Штиглица, Горный университет и Академия художеств имени Ильи Репина представят работы студентов, а ИТМО покажет свои разработки в области транспорта. Помимо экспозиционной части, кураторы школ проведут мастер-классы и покажут презентации на главной сцене форума.

Студенты-архитекторы не перестают работать и в торжественной обстановке форума. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Студенты-архитекторы не перестают работать и в торжественной обстановке форума. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Справка

В названии фестиваля использован термин, который придумал и ввёл Казимир Малевич в 1923 году. Архитектоны — это супрематические архитектурные модели из врезающихся друг в друга геометрических фигур. Они не имели утилитарного значения и являли собой части нового «супрематического ордера», который, по мысли Малевича, должен был стать основой архитектуры будущего. Программа мероприятия отсылает к философии основателя супрематизма, объединяя рефлексию о будущем с размышлениями о настоящем и прошлом.

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Важнейшая часть форума — награждение лауретов премии «Архитектон». С этого года премия, которая существует с 2001 года, расширила количество номинаций.

Победители этого года уже известны. Главный приз получила студия Rhizome за отель «Игора. Времена года». Приз за «Лучший общественный проект» получила «Студия 44» за музейный комплекс «Центр промышленного прогресса» в Выксе. В номинации «Лучший реализованный проект жилой функции» приз достался студии Головин&Шретер за проект виллы «Петергоф». Приз за еще не реализованный проект жилой функции присужден бюро Mayak Architects за проект ЖК WarmStone.

Коридор с проектами участников. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Коридор с проектами участников. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Где: Центральный выставочный зал Манеж, Исаакиевская площадь, 1.

Когда: до 17 сентября.

Сколько: 500 рублей для взрослых, 250 для студентов, школьникам — бесплатно. Купить билеты можно при входе или на сайте.

share
print