Больше половины бюджета на летние путёвки для детей-инвалидов районные администрации в этом году потратили на «туры» в Крым. Несмотря на почти регулярные удары беспилотников и дважды подорванный мост, чиновники снова и снова отправляют льготников на полуостров. Продолжая серию наших ежегодных публикаций о бесплатном отдыхе детей с инвалидностью, MR7 решил разобраться в ситуации — в каких условиях живут дети с особыми потребностями и их родители в Крыму, а также сколько стоили бюджету такие «крымские каникулы».
Смерть вместо отдыха
Петербурженка Людмила (имя изменено по просьбе героини) вместе со своим ребёнком каждое лето выбирается на море — так как у её дитя диагностирована инвалидность, от города ей положен отдых по социальной путёвке. В этом году семью Людмилы отправили в крымскую «здравницу» под названием «Свет Маяка».
Согласно информации на сайте санатория, «Свет Маяка» был построен в 1988 году недалеко от Керчи. Последняя и единственная реконструкция проводилась в 2016 году. Как заявляет администрация учреждения, в санатории разработаны программы лечения по четырём профилям — неврология, терапия, костно-мышечная и мочеполовая системы.
Первое, что удивило Людмилу в этом санатории — медицина.
— В других санаториях меня устраивало, что были врачи. Когда мы приехали в «Свет Маяка», оказалось, что медицинского персонала всего пять человек, — описывает Людмила.
Спуск к морю в санатории «Свет Маяка». Фото из архива героини
Беспокойство женщины вскоре оправдалось: во время их смены, в конце августа на санаторном пляже умер мужчина. От других отдыхающих Людмила узнала, что пенсионер также находился на лечении по льготной путёвке.
— Когда ему стало плохо, люди в санатории вообще не знали, что есть врач и где его искать. Предполагаю, что умершему просто вовремя не оказали помощь, — рассказывает женщина.
Ситуация осложнилась ещё и тем, что на санаторный пляж, где скончался пенсионер, ведёт узкая крутая тропинка. По словам Людмилы, тело мужчины пролежало ещё несколько часов, пока полиция придумывала, как его перенести.
— Здесь просто нету нормального подхода к морю — спуск крутой, нет душа. Даже спасателей нет, — описывает Людмила.
Раздевалка с предупреждающей табличкой на санаторном пляже. Фото из архива героини
При этом на самом пляже расположены таблички с надписью «Купание запрещено».
На эти особенности обратила внимание не только Людмила, но и другие родители, побывавшие в санатории. Так в группе «Детский отдых по соц. путёвкам» во «ВКонтакте», обсуждая «Свет Маяка» одна из пользовательниц жаловалась на отсутствие нормального спуска к воде. «Ребенок с ДЦП сам не ходит, мы колясочники… подход к морю для нас — не вариант. Есть тропка рядом. Максимально спускаемся на коляске, потом — пешком, на руках ребенок», — пишет комментатор. «Лестница, ведущая к морю, очень крутая, практическая вертикальная, спуск очень тяжелый, в особенности людям с ограниченными способностями», — отмечает другой пользователь.
Контракт есть — условий нет
Проблемы с пляжем и медициной стали для Людмилы не единственными трудностями. Огорчили женщину и условия в номерах. В ванной, как рассказала петербурженка, не было ручек — так как у её ребёнка заболевание, связанное с ограничением движения, ему необходимы специальные приспособления, чтобы зайти в душ. Женщина пыталась объяснить ситуацию администрации учреждения и попросила переселить их в другое место, где были бы необходимые условия. Однако им отказали.
— На мои просьбы мне заявили одно — «не предусмотрено». Пришлось брать стул и ставить его в ванну, чтобы ребёнок хоть сидел, — рассказывает Людмила.
При этом, согласно документам на сайте госзакупок, где размещается проект контракта на закупку городом социальных путёвок, в договоре указаны требования к учреждению, куда отправляют детей-инвалидов и их родителей. Так, например, в номерах санатория должны быть специальные поручни и расширенные двери. Согласно контракту, особые требования указаны и к пляжу — он должен быть оборудован пандусами и спусками.
Однако, по словам Людмилы, ни одному из этих требований «Свет Маяка» не соответствует.
Цена вопроса
Помимо Людмилы, этим летом и в сентябре в «Свет Маяка» отправили ещё около 500 особенных деток и их родителей. Однако санаторий, где отдыхающие умирают прямо на пляже, был не единственным, который Петербург предлагал для отдыха семьям с детьми-инвалидами.
Инфографика: MR7
Согласно сайту госзакупок, помимо полуострова, поехать можно было и в Краснодарский край — например, в Анапу или Туапсе, а также в Псковскую, Новгородскую или Ленинградскую области. Всего на летний отдых город выделил для детей-инвалидов и их сопровождающих почти 330 миллионов рублей. На эти деньги закупили 6 453 путёвки.
При этом явный приоритет в этом году чиновники решили отдать именно Крыму — больше половины денег, а именно 170 миллионов рублей ушло для закупки путёвок на полуостров.
Среди районов города самым большим поклонником «всесоюзной здравницы» оказалась администрация Невского района — здесь закупили рекордные 435 путёвок. На втором месте — Кировский район, чиновники которого приобрели 400 путёвок. В соседнем Красносельском районе также отправили в Крым 356 человек.
Инфографика: MR7
На фоне остальных выделился Кронштадт — местные власти решили в принципе не отправлять льготников в Крым и закупили для детей и сопровождающих отдых в санаториях Анапы и Туапсе. В соседнем Курортном районе ситуация сложилась совершенно другая. Здесь чиновники для отдыха в Краснодарском крае закупили всего 18 путёвок. Зато на полуостров отправили почти вдвое больше людей. Так же поступили и в Петродворцовом и Пушкинском районах.
Инфографика: MR7
Годы идут, компании остаются
Отличается не только количество путёвок, но и их цена. Так, самые дорогие туры стоили администрациям по 53 тысячи рублей. Их приобрели в Кировском, Красногвардейском, Приморском, Пушкинском, Фрунзенском и Центральном районах. Сэкономить же решили в Выборгском, Московском и Петроградском — здесь ограничились 39 900 рублями за «штуку».
Согласно подсчётам MR7, по сравнению с прошлым годом, цены на путёвки в Крым в этом году выросли — так, в 2022 цена за штуку не превышала 50 тысяч рублей. В 2023 средняя цена за аналогичные «туры» выросла уже до 51 580 рублей.
При этом места отдыха, которые предлагали сопровождающим и детям в разных районах Петербурга, остались такими же независимо от цены. В Кировском и Красносельском, где разница в цене на путёвки составила почти 10 тысяч рублей, помимо печально известного санатория «Свет Маяка», людей отправляли в санатории Министерства обороны имени Глинки или Крупской, которые находятся в Евпатории. В эти же «здравницы» отправили семьи с детьми-инвалидами из Приморского, Адмиралтейского, Василеостровского и Центрального районов. Возможно, такой выбор мест отдыха обусловлен фирмой, с которой администрация заключала контракт — во всех случаях тендер на закупку выиграла ООО «Экспертная компания». При этом фирме досталось лишь 24% от всех тендеров на путёвки для детей-инвалидов.
Инфографика: MR7
Ранее MR7 уже рассказывал подробно о том, как летом 2021 года турфирма «Экспертная компания» и отдел образования Красносельского района отправили детей-инвалидов в аварийный пансионат «Полярные зори», расположенный в Анапе. Льготников поселили в номера с чёрной плесенью и тараканами. По итогу Следственный комитет России возбудил уголовное дело по статье за халатность — ч.1 ст. 293 УК РФ. Главной обвиняемой стала начальник отдела образования в администрации Красносельского района Татьяна Хмелева. Весной 2022 года районный суд назначил ей штраф в 15 000 рублей. На момент публикации статьи Хмелева всё ещё занимает свою должность.
Что касается турфирмы «Земля-тур», их деятельность в сфере оказания услуг для организации стационарного отдыха детей также уже привлекла внимание надзорных органов. Управление Федеральной антимонопольной службы по Петербургу в 2019 году возбудило дело против двух компаний, которые подозревают в картельном сговоре. Помимо «Земли-тур» проверка коснулась ещё и «АСИ-Тур». Согласно результатам расследования, в 2016−2019 годах турфирмы на торгах создавали видимость конкуренции и фактически отказались от борьбы за право заключения госконтракта. По итогу компании заплатили штраф.
Несмотря на неоднозначное прошлое «Экспертной компании» и «Земли-тур», и в 202-м, и в 2023-м районные администрации продолжили сотрудничать с турфирмами и отдавать им приоритет при заключении контрактов.
А стоит ли Крым?
Однако родителей детей-инвалидов больше озадачивает вопрос не турфирм, а само место назначения большинства социальных путёвок. Даже после начала СВО, когда Крым стал приграничным к территории боевых действий регионом, чиновники Петербурга продолжают отдавать предпочтение полуострову. И это несмотря на то, что ещё одной проблемой Крыма после начала СВО стала дорога — добраться до «всесоюзной здравницы» сейчас можно только на машине или поезде — авиасообщение с Крымом прекратили ещё 24 февраля 2022 года. Билеты на ЖД стоят от 8 тысяч рублей за место в плацкарте. Однако для особых детей нужны особые условия — так, Людмила потратила порядка 100 тысяч на билеты. При этом затраты на дорогу к местам отдыха администрация Петербурга не компенсирует.
Тендеры на закупку путёвок районные администрации проводили с марта по июнь 2023 года. На тот момент в Крыму уже действовал высокий уровень террористической опасности, который на полуострове ввели 3 февраля текущего года. За несколько месяцев до этого, осенью 2022, года на Крымском мосту произошёл взрыв и пожар. В результате погибли пять человек. После инцидента при въезде на мост ввели дополнительный досмотр как для автомобилей, так и для поездов. Из-за этого летом на въезде в Крым образовалась многокилометровая пробка — время в очереди доходило до шести часов ожидания.
На данный момент мост остаётся почти единственной магистралью, которая соединяет полуостров и материковую часть России — альтернативный путь пролегает через «новые территории».
Помимо этого, с августа 2022 года на полуостров неоднократно совершались атаки беспилотниками. Как минимум три раза за этот год из-за «повреждения на железной дороге» на территории Крыма движение поездов приостанавливали. Летом 2023 года добраться до Крыма стало ещё сложнее — после нового взрыва на мосту 17 июля запустили реверсивное движение. Однако чиновников, закупавших путёвки для детей-инвалидов, такая обстановка не смутила.
На пляжах Крыма часто встречаются такие плакаты с руководством, что делать, если заметили работу ПВО. Фото: Дарья Дмитриева / MR7
Как рассказала собеседница MR7, которая работает в реабилитационном центре Кировского района и занимается оформлением льготных путёвок, в этом году от поездок в Крым многие родители предпочли отказаться. Поэтому сотрудникам центра пришлось «осваивать невостребованные путёвки» — звонить в другие районы и предлагать их местным льготникам.
— Мы это лето решили провести на даче — от Кировского района нам втюхивали только Крым, ещё и с такой радостью, мол, берите, пока дают, и не жалуйтесь, — рассказывает мама ребёнка-инвалида. — Ехать — ну просто страшно, тем более с дитём.
P.S.
Корреспондент MR7 и автор этого текста не понаслышке знает, что такое социальные путёвки для детей-инвалидов от районных администраций Петербурга. С 2013 года более пяти лет подряд мы с мамой пользовались возможностью такого отдыха. За это время мы объездили санатории в Крыму, Анапе, Краснодарском крае и Ленобласти. Годы шли, места отдыха менялись, оставалось одно — с потолка сыпалась штукатурка, мебель, оставшаяся ещё с советских времён, рассыпалась. В целом, такой отпуск работал по системе «фортуна» — некоторым особо избранным льготникам всё же удавалось попасть в номера с нормальными условиями. Как правило, в каждом санатории существует один отремонтированный корпус — именно туда и водят комиссии. Однако заселиться в этот загадочный корпус/номер, который соответствовал бы условиям контракта, было большим чудом (нас это чудо всегда миновало).
Ситуация с питанием, как правило, также не отличалась положительными достижениями — еда же зависела не от требований по контракту, а от совестливости руководителей учреждения (коллективные отравления или ротавирус случались, кстати, не один раз).
Иногда родителям удавалось поднять «бунт» и выбить нужные условия, однако уже к следующему заезду всё откатывалось.
— Главная проблема — в этой сфере творится полная неразбериха. Куда ты попадёшь и как будешь жить, зависит только от везения. Некоторые родители, знающие вопрос, скандалят с администрацией санатория и добиваются хотя бы похожих на то, что описано в контракте, условий проживания. Однако в большинстве своём мамы деток с инвалидностью боятся и не знают, поэтому соглашаются уже на то, что есть, — подытоживает мама корреспондента Ася Дмитриева.