В РОСФОТО начала работу выставка «Свешников», посвященная художнику Сергею Свешникову — важной фигуре в истории петербургской фотографии. В залах представлены более двухсот произведений мастера: среди них портреты Тимура Новикова, групп «Телевизор» и «Ноль», и результаты масштабного исследования архива автора.
Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
Сергей Свешников (1959–2012) жил и работал в Ленинграде-Петербурге. Его работы находятся в собрании Зверевского центра современного искусства (Москва), а также в музеях и частных собраниях Германии, Испании, Франции, Шотландии.
Работая на Ленинградской студии научно-популярных фильмов в 1983–1989 годах, Сергей Свешников в качестве звукооператора участвовал в создании виниловых пластинок Сергея Курёхина и Олега Бутмана и более двадцати документальных фильмов (режиссеры Д. Делов, А. Сидельников, А. Карпушев, Н. Макаров и другие).
Портрет Сергея Свешникова. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
Выставка разделена на две части. Первая расположена в коридоре между основным и Дворовым корпусами РОСФОТО. Здесь представлены документальные и художественные фотографии 1970-2000-х годов.
Художник Дмитрий Шагин, печать с авторского негатива. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
Сама выставка построена с элементом игры. Часть фотографий не подписаны, и кураторы предлагают «всмотреться, вспомнить и узнать» известных художников и музыкантов, попавших в объектив Свешникова. На столе в этом зале лежит тетрадь со снимками из проекта «Идентификация», в которых Свешников запечатлел различные художественные сообщества и музыкальные группы. Если вы узнали кого-то из людей на снимке, то можете вписать его имя под фотографией.
Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
В залах Дворового корпуса представлены более поздние работы Свешникова. К середине 2000-х он стал меньше снимать людей и обратился к городским и природным пейзажам, натюрмортам. На выставке можно увидеть работы из серий «Энтропия» — раскрашенные вручную с помощью цветного карандаша и фломастера черно-белые фотографии, проекты «Монрепо» и «Прогулка…», снятые на инфракрасную плёнку, серию портретов, созданных в сложнейшей технике начала XX века «бромойль».
Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
«Римляне противопоставляли свободе не рабство, а порядок, стоическое сопротивление энтропии. Но ее неизбежный приход будет главным событием в сознательной жизни каждого. А ее облик, образы таят для наших сердец неизъяснимое наслажденье. Отчасти потому что смерть — удел живого. Известные литейных дел мастера — баллы — закапывали металл в землю лет на 50. Не съеденное ржой первоклассное железо затем превращали в стружку и скармливали гусям, в желудках которых оно обогащалось азотом — результатом становилось отменное колюще-режущее оружие. Это — промышленная технология. Мы вполне можем даровать ошметкам нашего большого супермаркета, находящимся в приемлемой стадии разложения, вторую жизнь. Жизнь в искусстве», — пишет автор о проекте «Энтропия».
Из проекта «Энтропия». Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
При подготовке к выставке в РОСФОТО провели большую работу. Оцифровали и систематизировали большой архив, обнаружили считавшиеся утраченными кадры, напечатали все знаковые произведения с оригинальных негативов.
Больше фото с выставки в нашем репортаже
Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
Где: музейно-выставочный центр РОСФОТО, Большая Морская, 35
Когда: до 29 октября Пн, Ср, Сб, Вс, 11:00-19:00; Вт, Чт, Пт — 12:00-21:00.
Сколько: 300 рублей.