Истории

«Мне не нравится, когда на меня без любви смотрят». Как живёт помогающая семьям «Улица Мира»

«Мне не нравится, когда на меня без любви смотрят». Как живёт помогающая семьям «Улица Мира»

Иллюстрация: MR7

Они шумные. Неудобные. То без остановки прыгающие, то безвылазно сидящие в телефоне. Каждый будний день на «Улице Мира» на Печатника Григорьева собираются дети от 7 до 16 лет. Здесь они участвуют в мастер-классах, играют в настолки, общаются с психологом, здесь же делают уроки, находят друзей и влюбляются, иногда заново учатся доверять и просто общаться. В материале MR7 — один день из жизни педагогов и подопечных «Улицы Мира».

Справка

«Улица Мира» — петербургская благотворительная общественная организация. Она существует с 2000 года, помогает детям и семьям в целом, оказавшимся в трудной ситуации. Начавшись как студия циркового искусства для «уличных» детей, организация постепенно расширяла сферу деятельности. Сейчас социальные работники и психологи «Улицы Мира» помогают семьям с оформлением документов, делают с ребятами уроки, проводят психологические консультации и, конечно, не забывают о творчестве — организовывают для ребят тренировки по акробатике и жонглированию.

Утро. «Проходи, выдыхай»

На часах 12:54, ребята только подтягиваются. Карим (здесь и далее имена несовершеннолетних изменены) что-то печатает на принтере, Ксюша борется с монстрами в смартфоне, Костик — просто бегает и хохочет. Здесь так можно. Нельзя драться, материться и оставлять после себя грязную посуду, остальное — можно.

— Проходи, располагайся, выдыхай. Вот тут можешь снять одежду, тут у нас кухня, а вот тут мы отдыхаем и делаем уроки, — социальный педагог Дарья проводит экскурсию для новой подопечной Лизе.

Девушке 14, она любит красить волосы в ярко-красный цвет, слушать «Короля и Шута» и в то же время не очень хочет привлекать к себе внимание. Мама одна воспитывает Лизу и её младшего брата Стёпу, папа ребят находится под следствием.

— Кто-то приходит к нам, узнав от знакомых про наш фонд, — Дарья, социальный работник «Улицы Мира», рассказывает, как семьи начинают сотрудничество с организацией. — Некоторые семьи, особенно беженцы, объединяются в группы и советуют нас друг другу. К нам направляют коллеги из других фондов, знакомые врачи, некоторые школы.

Фото: Анна Бушмелёва

Фото: Анна Бушмелёва

«Выцепить» Дарью для интервью — дело непростое. Нужно выдержать конкуренцию с 14-летним Максом, который то и дело норовит включить Моргенштерна* в колонках, и 15-летним Лёшей, интересующимся, нельзя ли ему кинуть через бедро другую воспитанницу «Улицы Мира». Да и найти тихое место здесь сложно, только если на кухне.

— Можно задать вам пару вопросов? — осторожно начинаю я.

Дарья улыбается, но ответить не успевает, в наш диалог врывается Лёша:

— А почему Кирилл ведёт себя, как дегрод?

— Почему как дегрод? Кирилл очень интересный человек.

— Он при мне голым танцевал!

— Он так пытался привлечь к себе внимание.

— Дебилизмом?

— Он не знает, как сделать так, чтоб ты с ним пообщался.

Пум! Размашисто, но дурашливо и контролируя силу, Лёша даёт Дарье подзатыльник. Её голос становится строже, но тон не повышается:

— Лёша, ну это совсем некрасиво. Ты зачем это сделал? Тоже для того, чтоб на тебя обратили внимание. Или ты злишься, что я защищаю Кирилла?

— Да, потому что вы его оправдываете!

— А ты думаешь, он прям злодей-злодей?

— Он ведёт себя, как дегрод!

Лёша уходит. Дарья оборачивается ко мне: «Можно!»

Фото: Анна Бушмелёва

Фото: Анна Бушмелёва

Начало работы. «Пока не пришло извещение о смерти папы»

— Сначала нам необходимо понять, в каких условиях растёт ребёнок. Жилищно-бытовые, материальные условия семьи. В какой обстановке он находится: что у него с мамой, папой, бабушкой, дедушкой, какие у них в семье отношения. Если ситуация не очень здоровая или даже есть опасность для ребёнка, то мы стараемся включить его в деятельность «Улицы Мира»: в мастер-классы, тренировки по акробатике и жонглированию, выезды, консультации с психологом.

В кухню, где мы тщетно старались скрыться от гула голосов, влетает возмущённый ураган по имени Костик. Костику семь, он крепко сжимает в кулачке куклу Чудо-женщину, пока вбежавшая за ним волонтёр Лена старается усадить его пообедать. Из возмущенных выкриков становится понятно, что Костик признался в чувствах другой воспитаннице «Улицы Мира» Ксюше, но та, увы, ответила отказом. Ксюше 13. В том году ей пришлось бежать с семьёй из родного Изюма, но даже это не помешало девочке сохранить детскую жизнерадостность. Пока не пришло извещение о смерти папы. Сейчас Ксюша смотрит на мир и людей вокруг одинаково оценивающим взглядом. Взрослых удостаивает нечастыми фразами и даже в компании друзей, смеясь вместе со всеми, остаётся закрытой. Долго собирается меня о чём-то спросить. Наконец набирается решимости:

— А это у вас парное кольцо? — кивком указывает на мою руку, где на безымянном пальце я по обыкновению ношу чёрное кольцо с половинкой сердца.

— Да, — отвечаю, — вторая половинка у моей подруги.

— А не вспомните, где вы их купили?

— Подруга привезла из Сочи.

— Понятно, — любопытство сменяется разочарованием, Ксюша сникает, но быстро обратно надевает на себя маску неприступного безразличия. Немного горжусь тем, что смогла заинтересовать этот маленький кудрявый комочек боли хоть ненадолго. Костику от неё и вовсе перепадают лишь ехидные усмешки.

— Я не хочу, чтобы Ксюша на меня смотрела!

— Почему? Она же тебе нравится, — пытается успокоить малыша Дарья.

— Она же сама сказала, что не любит меня! Сначала говорит, что не любит, а потом смотрит!

— Ты не любишь, когда на тебя без любви смотрят?

— Да.

Фото: Анна Бушмелёва

Фото: Анна Бушмелёва

Гуманитарная помощь. «Они покупали нам хлеб, пельмени»

— Если семья в тяжёлой материальной ситуации, мы собираем гуманитарную помощь, — продолжает Дарья, — волонтёры отдают какую-то одежду, на деньги с фандрайзинга покупаем необходимые продукты.

Твёрдой походкой на кухню заходит всегда сжатая, будто перед нападением, Саша. Ей 16, в «Улицу Мира» её семье посоветовали обратиться в «Красном Кресте», когда помогали с эвакуацией с Украины. Раньше Саше было совсем плохо, на руках остались шрамы… Сейчас, несмотря на то, что она всё ещё закрывается от мира, девушка говорит, что чувствует себя гораздо лучше. Отправляет кого-то из младших детей приготовить «хавчик» — сделать горячие бутерброды с колбасой. Не обращает на нас с Дарьей никакого внимания, пока я сама не задаю вопрос:

— А расскажешь, как тебе помогла «Улица Мира?»

— Ну психологически. Помогли найти тут близких людей. Привозили продукты. Мама просто говорила, что нужно, и они покупали нам хлеб, например, пельмени.

Саша в «Улицу Мира» приходит только на консультации с психологом и ездит вместе со всеми на природу жарить сосиски.

Перед уходом она кричит ребятам: «Ну кто мне здесь дорог?» — и обнимает только тех, кому доверяет чуть больше, чем остальным.

Вслед за Сашей к нам на кухню уверенно и деловито заходит Макс, за ним семенит младший брат Вова. В то, что мальчики — родные братья, верится с трудом. По-детски искристые голубые глаза Вовы резко контрастируют с карим, волевым взглядом Макса.

— Даш, посмотри, как мы ребят принарядили, — вслед за братьями в кухню заходит старший педагог Вероника. — Это вот то, что волонтёры отдали, посмотри. Мальчики, вам самим-то нравится?

Макс смущённо теребит новую курточку, Вова, неловко скрывая радость, топает кроссовками.

— Нравится!

— Да, нравится.

— Здорово, ребята, вам очень идёт! — Дарья отвечает мальчикам тёплой улыбкой.— Макс, а что ты решил с тренировками? Может, всё-таки пойдёшь на акробатику?

— Нет, не хочу.

— Тогда можно тебя попросить сегодня к семи часам подойти на вашу станцию метро? Я заберу Вову с тренировки, довезу до вашей станции, а там ты его встретишь и вместе пойдёте домой.

Макс хитро улыбается:

— Ну-у-у-у, если я в это время не буду занят…

— Пожалуйста, Макс.

— Да встречу, встречу, конечно.

— Спасибо! Я очень на тебя рассчитываю.

Мальчики и Вероника уходят, Дарья вновь поворачивается ко мне:

— Вова маленький, поэтому не может один добираться, но часто, когда мы только начинаем работать с семьёй, и более старших детей нужно встречать и провожать, иначе они просто до нас не дойдут. А семьям беженцев, например, очень тяжело начать свободно отпускать детей. Нужно прийти и сказать: «Вот я Дарья, мы с вами общались, мы знакомы, вот я беру ребёнка и в такое-то время сама лично верну его прямо домой».

Фото: Анна Бушмелёва

Фото: Анна Бушмелёва

Школы, больницы. «Если ребёнок занимается у нас, то в глазах администрации он уже не такой хулиган»

— Помогаем семьям взаимодействовать со школами. Если, например, ребёнок плохо учится, часто прогуливает уроки, то выясняем, в чём причина, — рассказывает Дарья. — Иногда обнаруживается, что его травят. Если травля со стороны детей, то идём к педагогам, разговариваем, спрашиваем, знают ли они об этой ситуации. В случае если травля со стороны учителей, то обычно помогает только перевод в другую школу. Но это бывает тяжело, поскольку у наших ребят зачастую трудности с учёбой.

Но всё равно мы идём и договариваемся со школой: возьмите нашего воспитанника в школу. И в глазах преподавателей, администрации он уже не такой закоренелый хулиган, раз у нас занимается. 

На кухню заходит старший педагог Вероника:

— Карим проголодался, мы думаем сварить макарошки с сосисками на всех.

Кариму 13, его семья эмигрировала в Россию из Узбекистана.

— Его взяли в шестой класс! — Дарья делится счастливой новостью. — Очень приятная школа в трёх минутах ходьбы от его дома. Но возник вопрос с документами. Надо перевести на русский, заверить, получить новые. Но пока договорились, что можно без них. Я поняла, что в диалоге со школами главное не затягивать и напоминать о себе. Когда я пришла, секретарь сказала мне, что мест мало и Карима вряд ли возьмут. Но так как я с директором разговаривала часто, всё нормально, взяли.

— Он ещё жаловался на зуб, надо записать его к стоматологу.

— С больницами вы тоже помогаете? — я вмешиваюсь в диалог.

— Да, — отвечает Дарья, — если видим, что ребёнку необходимая медицинская помощь, то «подпинываем» родителей, чтоб они отвели ребёнка к врачу или идём вместе с ними. Но это если ребёнок прикреплён к поликлинике и у него есть полис ОМС.

Для детей из семей беженцев или мигрантов у нас есть список докторов, к которым можно обратиться без документов. Но тут тоже правило: один ребёнок к одному врачу раз в три недели.

Опять же помогаем прикрепиться к поликлинике: собрать документы нужные, отнести их куда надо.

Фото: Анна Бушмелёва

Фото: Анна Бушмелёва

КДН. «Сейчас встаём и идём»

Вероника ставит на плиту макароны и садится к нам.

— А что у нас, кстати, со Стёпой? Уголовное дело не стали заводить?

Поймав мой недоумённый взгляд, Дарья поясняет:

— Часто нам приходится взаимодействовать и с полицией. На Стёпу дело не завели. Рассказываю, как было…

Ночью Дарье позвонила мама мальчика и рассказала, что того забрали в полицию. Первым делом Дарья проверила по номеру телефона, не мошенник ли звонил.

— Потом звоню следователю, выясняю подробности, потому что мама вообще ничего не понимает, ей сказали только про какую-то там вскрытую машину.

Потом прошу дать трубку Стёпе, его тоже успокаиваю. Снова звоню маме прошу её десять минут просто подышать, попить водички, прийти в себя, — говорит Дарья.

Десять минут в такой ситуации уже погоды не сделают, а на нервах точно не стоит решать проблему. Дальше с мамой Дарья поехала в полицию, в отделе пришлось немного надавить, чтобы пустили не только ничего не понимающую маму, но и её саму.

— Стёпа к тому времени уже подписал какие-то бумаги, я сразу говорю маме писать отказ, потому что ото всех показаний, которые он дал без официального представителя и психолога, мы сразу можем отказаться, — поясняет Дарья.

Дальше дело передали инспектору по делам несовершеннолетних, к нему с мамой Дарья тоже ездила, разбиралась во всём, уточняла каждое слово из речи инспектора, который говорил клишированными фразами, мол, «ребёнок попал в плохую компанию». А откуда ему знать про компанию, если он Стёпу первый раз видит. И зачем его отдавать в спецшколу?

— Я снова встреваю, потому что вообще-то дети туда попадают по решению суда. Тогда он начинает нас запугивать, мол, они уже дело о хищении открыли. На маму давит, которая и так в шоке. Но дело не завели в итоге, поставили только на учёт. Буду добиваться, чтоб нас внесли в план по работе с семьёй.

— А что это за план? — спрашиваю. Дарья поясняет:

— Если ребёнка ставят на учёт в комиссии по делам несовершеннолетних, то районный центр помощи семье и детям совместно со школой, где учится ребёнок, с больницей, где он наблюдается, с инспекторами по делам несовершеннолетних составляют план индивидуальной профилактической работы: каждое учреждение предлагает мероприятия, которые они будут проводить с семьёй. Полгода их реализовывают. Но надо понимать, что условный ребёнок 14 лет не встанет и не пойдёт в какое-то незнакомое учреждение, к какой-то там тёте, которая сидит в кабинете за компьютером и с кучей бумажек. А госучреждения очень любят просто звонить семье несколько раз на дню и донимать: «Приходите», «А почему вы не приходите?», «А нам вот надо», «А почему вы туда не идёте, а почему вы это не делаете?». И многие помогающие организации ограничиваются консультированием на уровне: вам нужны вот эти документы, их надо отнести туда-то. А в этом как раз и заключается этот критический момент, потому что семья не встаёт, не идёт и не получает.

Надо приходить к семье домой и говорить, что мы сейчас встаём и идём вместе вот туда-то, вот за такими-то бумагами.

В госучреждениях такого практически нет, поэтому я очень хочу, чтоб эту работу оставили нам и не дублировали нас.

Фото: pixabay.com

Фото: pixabay.com

На прощание. Банановые вафли и обереги

— Ребята, макароны с сосисками готовы, приходите обедать! — зовёт всех Вероника, а Дарья добавляет:

— Можем ещё банановые вафли приготовить. Я начну, а вы присоединяйтесь, кто хочет. 

Спустя пять минут выжидания, будто решая, а точно ли её помощь сейчас необходима, и наблюдая, никто ли не подойдёт к Дарье первым, помочь вызывается Ксюша. Рядом роятся другие подопечные «Улицы Мира». Лиза нерешительно занимает место за столом подальше в углу. Лёша снова дразнит других детей и препирается с педагогами:

— Костик, Костик, где твой поросячий хвостик?

— Смотри, ты просишь, чтоб тебя не дразнили — это вполне законная просьба, но тогда ты и сам должен так себя вести. Я понимаю, что ты хочешь привлечь внимание, но давай не за счёт других.

Ребятам здесь помогут. Через пять минут начнётся мастер-класс по плетению оберегов, потом игра в мафию и чаепитие с вафлями, а вечером — тренировка по акробатике. Лиза пока не ходит на тренировки, но скоро обязательно пойдёт. А в следующий понедельник все ребята и взрослые вместе поедут на Ладогу.

— Хочется, чтобы у детей была возможность выдохнуть, — говорит в конце нашей встречи Дарья. — Выдохнуть и понять, что кроме дома есть вот такое место, куда можно прийти, и тебя как минимум накормят и дадут одежду.

* внесён в реестр иноагентов в РФ

share
print