Дом Шрёдера. Фото: Wikimapia.org
Снятый с охраны объект культурного наследия, дом Шрёдера (построен в XVIII веке) на углу набережной Смоленки и 7-й линии Васильевского острова, может быть частично обрушен из-за демонтажа соседнего — бывшего здания завода им Козицкого, сообщает градозащитное движение «Живой город». Демонтажом занимается компания «Прайд», ранее известная по сносу здания Ленэкспо, манежа Финляндского полка и склада-холодильника товарищества «Унион». На доме Шрёдера градозащитники заметили трещины.
Дом Шрёдера с флигелем и оградой был построен в 1796 году. В 1848-м здание надстроили третьим этажом. Долгое время был объектом культурного наследия регионального значения. Осенью 2019 года КГИОП снял дом с охраны в качестве памятника. Эксперты пришли к выводу, что объект вследствие перестроек, утрат и ремонтов в значительной степени утратил аутентичность.
Территорию на углу 7-й линии Васильевского острова и набережной Смоленки хотят застроить жилым комплексом «Регенбоген» до девяти этажей в высоту. Основную часть участка занимает позднесоветский завод имени Козицкого, ныне пустующий. Сносить его начали весной 2023 года. Во время демонтажа часть лицевого фасада завода тогда рухнула прямо на тротуар и проезжую часть. По счастью, никто не пострадал. Однако работы продолжаются. Градозащитники опасаются, что обломки демонтируемого здания могут обрушиться на находящийся по соседству с местом работ дом Шрёдера.
Хотя дом Шрёдера уже не является объектом культурного наследия, само здание, как и флигель, формируют уличный фронт и запрещены к сносу. Застройщик планирует реконструировать Дом Шредера под начальную школу на 200 учеников. В соответствии с согласованной в КГИОП документацией снос здания не предусмотрен — оно должно быть сохранено в полном объеме и отремонтировано.
Однако, по словам градозащитников, на лицевом и дворовом фасадах дома Шрёдера со стороны 7-й линии — именно с той стороны, где работала техника «Прайда», — обнажились огромные трещины.
«Сейчас застройщик укрепляет контрфорсами фасады со стороны набережной и часть фасада со стороны 7-й линии. Остальные стены, в отличие от этих, вообще не укреплены. Согласно выводам визуального обследования профильными специалистами можно опасаться намерения застройщика снести брандмауэрные стены и дворовые фасады», — говорится в сообщении «Живого города».
Активисты опасаются, что если работы по сносу завода продолжатся, то от снятого с охраны памятника фактически останутся лишь две стены. Градозащитники направили запросы с просьбой прояснить ситуацию в КГИОП и застройщику.