Репортажи

В Александринке — гастроли Московского классического балета. Уже показали «Спартак».

В Александринке — гастроли Московского классического балета. Уже показали «Спартак».

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Государственный академический театр классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василёва привёз в Петербург четыре разноплановых балета. Их покажут на основной сцене Александринского театра.

Наталия Касаткина и Владимир Василёв начинали как балетмейстеры Большого и Мариинского (тогда Кировского) театров, а в 1970-х основали собственную школу.

Гастроли в этом году открыли балетом «Спартак». Его заявили ни много ни мало как «эротическую драму». О том, что эротические элементы в балетах Касаткиной и Василёва были всегда, рассказал их сын Иван Василёв. По его словам, родители придумывали спектакли дома, в его присутствии. А потом он видел, как они платили за чрезмерную чувственность высокую цену. После постановки «оттепельного» балета «Весна священная» на творческой паре лежало клеймо «К постановке не рекомендовать» шесть лет.

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

— «Спартак» сегодня поставлен сложнее, чем раньше. Он, скорее, рассказывает про метаморфозы свободы и рабства. Рабы, когда победили, начали тоже превращаться в развратных патрициев. Мы постарались обойтись без традиционной советской постановки, которая была больше историей про классовую борьбу: «Карл Маркс сказал, что Спартак был хороший парень», — поделился Иван Василёв.

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Оригинальный объём музыки, написанной для классического «Спартака» Арама Хачатуряна, — около пяти часов. А в самой известной постановке «Спартака» партитура была урезана вдвое. В 2003 году к 100-летию со дня рождения композитора Касаткина и Василёв представили свою версию «Спартака», почти наполовину состоящую из музыки, не использованной прежде. В «Спартаке» и непривычно много солистов: в постановке их шесть и в танце каждого — свой характер, своя собственная пластическая и психологическая линия.

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Исполнитель партии Спартака Игорь Цыганков. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Исполнитель партии Спартака Игорь Цыганков. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

В танец вплели приёмы настоящего римского боя.

— Тренировались, как обращаться с мечом, копьём, делать перевороты и перебросы. Но мы обычные люди, улица недалека от нас, и мы умеем и вступать в драки и обороняться, — рассказал исполнитель партии Спартака Игорь Цыганков.

Цыганков добавил, что классические балеты сложнее с физической точки зрения, но проще по наполнению. А хореографию «Спартака», вложенные в него чувства, отношения надо пропускать через себя, проживать.

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

В рамках гастролей в Александринском театре покажут ещё три балета.

25 августа публику ждёт «Дон Кихот». Наталия Касаткина рассказала, что в отличие от откровенного «Спартака», это балет и для взрослых, и для детей, который они постарались сделать смешным.

26 августа на сцену Александринского театра выйдут «Ромео и Джульетта». В 1970-х эту оригинальную версию балета Сергея Прокофьева даже пытались запретить — за якобы слишком вольное обращение с программным произведением. В основе либретто — не классический перевод Бориса Пастернака, а подстрочник, в котором обнаружилось, что Шекспир не чурался эротики, а иногда и скабрезностей. Василёв и Касаткина подхватили эту линию и необычным образом дополнили конфликт, выразив его через спор архитектур — готики и Возрождения.

27 августа зрители увидят самый важный балет для Наталии Касаткиной — «Жизель». Восстанавливая этот спектакль для своего театра, Касаткина и Василёв взяли за образец постановку Большого театра и, в отличие от других постановок, не стали её сильно перерабатывать.

— Это трогать нельзя, — глубоко убеждена Наталия Касаткина.

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

В России всего три авторских театра классического балета — театр Бориса Эйфмана (Санкт-Петербург), театр Юрия Григоровича (Краснодар) и театр Наталии Касаткиной и Владимира Василёва (Москва). Но с Петербургом театр Касаткиной и Василёва связывают особые отношения. Сложись обстоятельства немного по-другому, Московский классический балет мог бы называться Петербургским. Именно здесь получили в свое время поддержку молодые хореографы Наталия Касаткина и Владимир Василёв, когда им не давали работать в Москве, заклеймив «модернистами».

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Больше фото в нашем репортаже

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

share
print