Истории
Партнёрский материал

45-летняя любовь к профессии электросетевого строителя

45-летняя любовь к профессии электросетевого строителя

Сергей Тарасевич в своём офисе. Фото: из архива Сергея Тарасевича

Сергей Николаевич Тарасевич пришёл в Механизированную колонну № 6 знаменитого строительного треста «Севзапэлектросетьстрой» пятнадцатилетним мальчишкой. Изучил профессию электросетевого строителя от А до Я. И вот уже почти 20 лет возглавляет коллектив Санкт-Петербургского филиала крупнейшей в России электросетевой компании «Ленэлектромонтаж» (ООО «ЛЭМ»).

«Смотрите, это будущий начальник», — полушутя говорили мужики из его бригады, когда Сергей Тарасевич проходил производственную практику в Мехколонне № 6 треста «Севзапэлектросетьстрой», будучи ещё пятнадцатилетним студентом Минского энергетического техникума. — «Давайте как-то к нему поуважительнее, а то потом…» Сергей смущался, улыбался и продолжал работать. Ничего такого особенного, говорит, не делал, просто выполнял задачи, поставленные бригадиром.

После окончания техникума в 1982 году, как молодой дипломированный специалист, Сергей мог, наверное, сразу уйти в мастера, но решил продолжить работу электромонтером-линейщиком, чтобы на практике, а не только в теории, постигнуть все тонкости электросетевого строительства. В итоге научился всему: и фундаменты устанавливал, и опоры собирал, поднимал, и провода монтировал.

В 25 лет (в 1988 году) его назначили мастером, в 28 лет (в 1991 году) — старшим прорабом-начальником строительного участка. В апреле 2004 года он возглавил Санкт-Петербургский филиал ОАО «Севзапэлектросетьстрой» Мехколонна № 6 и до сегодняшнего дня продолжает руководить этим легендарным в отрасли электросетевого строительства коллективом, в котором на данный момент трудятся более 900 человек. 24 мая 2023 года Сергей Николаевич Тарасевич отметил знаменательную дату — ему исполнилось 60 лет.

Хотел стать радиотехником

Родился Сергей Тарасевич в Белоруссии в маленькой деревушке — всего-то десять дворов — рядом с заповедником Березинским. Отец работал егерем, мама, кроме того, что занималась воспитанием детей (а в семье их было шестеро), успевала ещё и трудиться — то в совхозе, то в школе.

— Тяжеловато, конечно, родителям было растить такую семью, — рассказывает Сергей Николаевич. — Но ничего, справлялись. Да и мы, когда подросли, помогали: и отцу в лесу, и по домашнему хозяйству, и в совхозе на каникулах подрабатывали. Кормушки, помню, для диких животных обустраивали, а зимой с братом в выходные на отцовском участке лыжню нарезали. Гоняли на лыжах по кварталам, чтобы папе потом было легче работать. Причём своих лыж у нас не было, а чтобы их в школе взять на несколько дней, нужно было физруку показать дневник с хорошими отметками. Но с этим-то проблем особых не было никогда — учился я хорошо.

Школы, кстати, в той деревушке не было. За получением знаний каждое утро приходилось шагать три километра до ближайшего поселка Недаль. Летом ещё нормально, а зимой, когда снегу навалит, старшие ребята впереди шли, дорожку протаптывали, а уже следом малыши топали.

— Школа наша была восьмилеткой, дальше учиться нужно было уже в другом посёлке, до которого было уже порядка десяти километров — причём школьных автобусов, как сейчас, не было, а потому детей из удалённых деревень брали в учебное заведение только при условии, что пять дней они будут жить в интернате. В такой ситуации, решил я, гораздо лучшим вариантом было продолжить образование в городе, в каком-нибудь техникуме, — вспоминает Сергей Николаевич.

Он отправился в Минск с намерением поступить на специальность «Радиотехника». Этим делом в детстве он не увлекался — какая радиотехника в деревне! Просто слово было на слуху и, как ему тогда казалось, это была очень крутая и перспективная профессия. В качестве сопровождающего с Сергеем отправился троюродный брат Николай — он к тому времени уже целый год в городе учился.

— Пришли мы с ним в учебное заведение, в которое я хотел поступать, а там уже закончился приём документов. Что делать? Домой, естественно, возвращаться не хотелось. И тогда брат говорит: «А давай к нам в энергетический! Не понравится, в следующем году переведёшься на свою радиотехнику». Вот так, с легкой руки родственника, я и оказался в стенах Минского энергетического техникума. Поступил на специальность «Строительство линий электропередачи». Вот и не верь после этого в судьбу!

В деревне поначалу выбор молодого человека как-то не оценили. Рассуждали примерно так: «Ну и надо было Тарасевичу в школе хорошо учиться, чтобы потом на электрика идти — будет по столбам вечно пьяный лазить». Такие были ассоциации у деревенских с этой профессией.

Пятнадцатилетний практикант

Естественно, через год ни о каком переводе «на радиотехнику» у Сергея Тарасевича уже даже мыслей не было — профессия техник-электрик ему очень понравилась. А весной 1979 года случилось ещё одно знаковое событие в его жизни — он первый раз приехал в тогда ещё Ленинград, на первую производственную практику в Механизированную колонну № 6 треста «Севзапэлектросетьстрой».

— Мне к тому времени даже 16 лет не было, — продолжает свой рассказ Сергей Николаевич. — Руководству пришлось даже особое разрешение мне выписать на прохождение практики в таком возрасте. Сказать, что мне здесь всё понравилось — ничего не сказать. Был в восторге. К тому же мне как ученику ещё и зарплату выдали электролинейщика 2 разряда — в нашем колхозе за такие деньги люди по несколько месяцев трудились.

Тарасевич попал к мастеру Феоктистову Николаю Михайловичу. Работал в бригаде, делал всё, что скажут. Старался, конечно. Когда подошёл срок следующей практики, он, естественно, снова попросился в Мехколонну № 6. Так потом и ездил на протяжении всей учебы в трест «Севзапэлектросетьстрой», и всегда его забирал к себе Феоктистов.

— Именно он, считаю, и стал моим первым наставником в профессии электросетевого строителя, — говорит Сергей Николаевич. — Надо ли говорить, что после окончания техникума в 1982 году я выбрал для себя местом работы ставшую уже почти родной Мехколонну № 6.

Правда, проработал тогда недолго — в октябре молодого человека призвали в армию на срочную службу. Попал на Краснознаменный Северный флот, где и провел последующие три года. Узнав, что новобранец — техник-электрик по диплому, его сразу отправили в электромеханическую школу в Североморске.

После неё продолжил службу на противолодочном крейсере «Александр Невский». Корабль был уже старенький, 1951 года выпуска, и в основном стоял на причале в порту. С него салюты давали по праздникам, и каждый раз матросы боялись, как бы после очередного залпа он не развалился на части.

— Но надо же было такому случиться, что именно в то время, когда я был откомандирован на этот крейсер, его отправили в рейд. Месяца три мы тогда пробыли вдали от берега. А по возвращении меня по приказу командования вернули в электромеханическую школу, теперь уже в качестве инструктора. Так потом до конца службы и учил курсантов в должности мичмана. Кроме того, ходил во всевозможные наряды — старшим по караулу, дежурным по КПП, заместителем дежурного по роте. Демобилизовался осенью 1985 года в звании главного старшины, — рассказывает Сергей Николаевич.

Сергей Николаевич Тарасевич во время службы. Фото: из архива Сергея Тарасевича

Сергей Николаевич Тарасевич во время службы. Фото: из архива Сергея Тарасевича

— Кстати, признаюсь, что незадолго до демобилизации я, будучи в увольнении, пытался найти в Мурмашах (Мурманская область) такую же мехколонну, как ленинградская Мехколонна № 6, которая тоже относилась к тресту «Севзапэлектросетьстрой». Её главной привлекательностью были льготы, которые полагались сотрудникам, ведь организация находилась за полярным кругом. Сейчас, когда вспоминаю об этом, всякий раз говорю себе: «Какое же счастье, что я не нашёл тогда ту контору!»

После службы Сергей Тарасевич приехал домой к родителям, отгулял положенные по закону два месяца и в январе 1986 года снова отправился в Ленинград. Естественно, в Мехколонну № 6 треста «Севзапэлектросетьстрой». Диплом техникума уже тогда позволял ему устроиться инженерно-техническим работником (ИТР).

— Думаю, что взяли бы.

Но сам чувствовал, что пока к этому не готов. Хотелось поработать линейщиком, набраться опыта. Ведь я ещё много чего не понимал в профессии. Как в такой ситуации можно руководить людьми? — рассуждает нынешний руководитель.

Одним из первых на том этапе стало для него строительство ЛЭП 750 кВ в Белоруссии, которая проходила недалеко от тех мест, где он появился на свет.

— Ну а потом пошло-поехало. Сейчас уже всё, что мы строили, и не упомнишь, — говорит строитель.

Первая должность и первая квартира

1988 год оказался для Сергея Тарасевича трижды знаменательным. В этом году он стал папой — родилась дочь, был назначен мастером, и получил ключи от своей первой собственной квартиры (до этого они с супругой жили то в общежитиях, то в вагончиках).

— Наверное, все эти события можно связать в одну цепь, — считает Сергей Николаевич. — Дочь родилась, а мы какое-то время продолжали жить в походных условиях, в жилых передвижных вагончиках. Естественно, нужно было думать о более комфортном жилье. А тут начальство вызывает: так и так, инженерно-технических работников не хватает, а ты, дипломированный специалист, давай уже в мастера переходи.

Уходить в ИТР нашему герою совсем не хотелось. Во-первых, нравилось линейщиком работать, а, во-вторых, зарплата у рабочих в то время была больше, чем у инженера — иногда в разы. Попробовал в очередной раз отказаться, но ему серьёзно сказали: «Надо! Зря что ли государство тебя учило». Попытался привести последний аргумент: «Мне тогда квартира как молодому специалисту положена». В ответ: «Положено, значит, дадим!» Не обманули. Через какое-то время вызвали и говорят: «Езжай, посмотри квартиру в микрорайоне Горелово». А чего смотреть-то?! У Сергея собственного жилья до этого никогда не было! Но съездил для проформы, посмотрел — понравилось. Небольшой посёлок, спальный район. Дома там строил Кировский завод, а электросетевая компания выносила на подстанции линии, вот ей и выделили квартиру.

— Вот так я и ушел в мастера. Одним из интересных моментов в тот период стала командировка в Эстонию.

ЛЭП Пайде — Синди стал последним нашим объектом в этой республике. В 1990 году, сдав линию, мы оттуда уехали, а летом 1991-го Эстония вышла из состава Советского Союза, — рассказывает Сергей Николаевич.

Скальный фундамент

В мастерах Сергей Николаевич также побыл недолго. Его высокий профессионализм и неуёмная энергия не остались незамеченными у руководства треста. В марте 1991 года, когда на одном из строительных участков по состоянию здоровья вынужден был уйти начальник, достраивать объект отправили Тарасевича. Причём сразу предложили должность старшего прораба.

— Нужно было ехать в Бокситогорский район Ленинградской области (недалеко от города Пикалево). Там наша мехколонна строила линию электропередачи 110 кВ для лесоперерабатывающего комбината. Посоветовался с женой, решили: надо ехать! — вспоминает Тарасевич.

После этого объекта его отправили в Каменногорск — тянули ЛЭП до Выборга. Там Сергей Николаевич впервые столкнулся с так называемым скальным фундаментом. Это технология, когда сама скала становится частью фундамента для установки опоры ЛЭП. Как выяснилось трест «Севзапэлектросетьстрой» такую каменную заделку в последний раз делал в 1984 году, а на дворе был уже 1992-й. Получается, нужно было всё вспоминать, поднимать документы, искать специалистов, которым данный метод строительства был знаком.

— В итоге мне дали бригадира Кондратьева, который знал, как это делается. Моей задачей было организовать процесс. Было интересно. Мы справились: и линию построили, и технологию устройства скальных заделов восстановили, — говорит Сергей Николаевич.

Волоконно-оптические линии связи

Начало 1990-х годов прошлого века выдалось для отрасли электросетевого строительства весьма неоднозначным, говорит Сергей Николаевич. С одной стороны, заказов внутри страны из-за скудного финансирования стало на порядок меньше, с другой — после распада Советского Союза и снятия так называемого железного занавеса на российский рынок начали приходить западные компании со своими передовыми технологиями. Именно в этот период «Ленэнерго» заключило сделку с крупной фирмой из Финляндии на строительство волоконно-оптической линии связи (ВОЛС), а трест «Севзапэлектросетьстрой» выступил в качестве подрядчика при выполнении этих работ. Возглавить проект от российской стороны по новой для нашей страны технологии поручили Тарасевичу.

— Финны предложили использовать для установки ВОЛС наши опоры ЛЭП, — поясняет Сергей Николаевич. — Задумка такая: вместо привычного для нас грозозащитного троса (грозотроса) подвешивался разработанный ими оптико-волоконный кабель с грозозащитой. Было предложено отправить в Финляндию на обучение десять специалистов с разных подразделений нашего треста, однако по каким-то причинам уехали только трое — я и два бригадира, все из Мехколонны № 6.

Во время десятидневной командировки петербургские строители жили прямо в бригадах, тесно общались с финскими инженерами и рабочими, было много практической работы.

Вернувшись в Россию, они сразу приступили к реализации проекта по прокладке ВОЛС на объекте Санкт-Петербург — Госграница. Это один из первых таких объектов в России (если не самый первый).

— Он, честно скажу, серьёзно изменил понимание нашей работы.

Новые технологии, новое оборудование, новый подход к делу. Мы поняли, что можно работать по-другому, использовать меньше ручного труда и больше разного рода механизмов, — рассказывает Сергей Николаевич.

Интересно было всё. Но особенно российских специалистов поразила технология монтажа грозотроса и ВОЛС «под тяжением». Дело в том, что волоконно-оптический кабель (ВОК) ни в коем случае нельзя тащить по земле, так его легко повредить. Поэтому его с помощью специального оборудования протягивают по существующим опорам. Получается, что земли он во время монтажа не касается.

Метод «под тяжением» подразумевает очень деликатное отношение к материалу, с которым идёт работа. Волоконно-оптический кабель, который обеспечивает надежную связь и по которому в наши дома приходит высокоскоростной интернет, — это довольно хрупкое изделие, по сути, стекло. Если его перегнуть немного больше, чем допустимо, или перетянуть, то он легко ломается.

— Мы, работая впервые с данным кабелем, постоянно страховались, осторожничали, а потому серьезных просчётов, насколько помню, не допускали. А вот финны как-то раз на нашем участке, применив какие-то «не те» зажимы, переломали ВОК, потом восстанавливали, — вспоминает Сергей Тарасевич.

— Набравшись опыта под присмотром финских товарищей, мы в 1995 году решились самостоятельно строить ВОЛС — теперь уже до границы с Эстонией. Правда, в помощники вызвали спецов из Хорватии во главе с супервайзером Антоном. Отличные ребята. Они нам здорово помогли. Я к тому времени был уже ответственным за данный сектор, работал начальником строительного участка.

Поначалу, конечно, было сложно — всё-таки, работая с финнами, Сергей Тарасевич с коллегами, скажем так, играли вспомогательные роли, а здесь всё нужно было делать самим. Первое время не всё получалось гладко, но постепенно втянулись, начали даже немного график обгонять. Обычно по одной протяжке (одному барабану с кабелем) делали в день, но затем могли и по две смонтировать. В общем, сдали линию вовремя.

Сибирская командировка

Волоконно-оптическая тема в конце 1990-х оказалась весьма востребована. Учитывая общий экономический кризис в стране, она, можно сказать, стала спасительной для коллектива треста «Севзапэлектросетьстрой» и поддерживала предприятие на плаву.

— В 1996 году мы уже сами купили всё необходимое оборудование, обучили своих операторов, — рассказывает Сергей Николаевич. — Так что большой заказ от ОАО «Ростелеком» встретили во всеоружии. Нашей организации был поручен громадный участок трансконтинентальной оптоволоконной линии связи «Восток-Запад». За три года мы проложили более 3,5 тысяч километров ВОК — от сибирского Бирюсинска до дальневосточного Белогорска. Весь маршрут был разделен на четыре участка — я был назначен начальником участка № 3. Тут уж, считаю, мне повезло — в нашу зону ответственности попал уникальный природный объект — озеро Байкал. Мы жили и работали в городе Иркутске, в поселках Култук и Слюдянка.

ВОЛС. Фото: из архива Сергея Тарасевича

ВОЛС. Фото: из архива Сергея Тарасевича

Это были весьма продуктивные три года для всех участников проекта. Участники вышли из него уже совсем с другим представлением об электросетевом строительстве, а особенно о монтаже проводов. Именно тогда специалисты хорошо освоили метод «под тяжением», и в последующие годы именно Мехколонна № 6 стала первой в России, кто начал применять его не только с волоконно-оптическим кабелем, но и со всеми остальными проводами при возведении ЛЭП.

— И если раньше, работая с финнами, американцами, японцами, поляками, мы выступали в роли прилежных учеников, то при возведении ВОЛС «Восток-Запад» мы уже не просто работали самостоятельно, но и у выступали в роли учителей для своих коллег из других строительных трестов, на территории которых работали. Они нам предоставляли свою технику и рабочих, мы делились с ним знаниями. И это был очень продуктивный обмен, — говорит Сергей Николаевич.

Монтаж «под тяжением»

Одной из первых высоковольтных линий электропередачи, где специалисты Мехколонны № 6 все провода монтировали «под тяжением», стала ВЛ 400 кВ Выборг — Госграница. В Приморске тогда строили большой нефтеналивной терминал.

— Получается, мы тогда опробовали монтаж «под тяжением» двенадцати основных проводов плюс грозотрос и ВОК, — вспоминает Сергей Николаевич. — Технология пошла «на ура». Главное преимущество — это качество работ.

Однако и стоимость существенно отличилась от прежнего метода, когда провод волочили по земле. Работать в убыток, естественно, никто не хотел. Необходимо было как-то узаконить новый повышенный тариф на монтаж провода.

Перед началом возведения новой линии Выборг — Госграница Сергея Тарасевича вызвал к себе заместитель директора по экономике. «Завтра, — сказал, — вы начинаете объект. Все монтажные работы выполняете методом «под тяжением». Именно поэтому к вам направлена специальная комиссия из Минэнерго, нужно продемонстрировать реальные преимущества новой технологии монтажа провода и обосновать повышенные затраты на машины и механизмы». Естественно, никаких документов, на которые специалисты могли бы ссылаться при увеличении расценок, тогда просто не существовало.

— Пришлось нам с инженерами самим разрабатывать технологические карты монтажа провода и расписывать все затраты, показывая буквально по каждому из пунктов, что это не приписки и не наше желание заработать дополнительные деньги, это реально стоит дороже.

— Но при этом значительно повышается качество строительства, — объясняет Сергей Николаевич. — В общем, мы тогда всё сделали как надо: комиссия Минэнерго с нашими доводами согласилась, были разработаны новые расценки.

Следующий большой проект ВЛ 750 кВ Калининская АЭС — Череповец строили уже по новой технологии. А там было ещё сложнее — монтировали «под тяжением» уже 15 проводов. С тех пор коллектив Мехколонны № 6 уже ни разу не возвращался к старому методу монтажа провода, работает только по-новому.

Монтаж провода под тяжением. Фото: из архива Сергея Тарасевича

Монтаж провода под тяжением. Фото: из архива Сергея Тарасевича

Вечный город подождёт

— Нужно сказать, что отладить весь процесс монтажа методом «под тяжением» нам удалось благодаря современному оборудованию итальянской фирмы TESMEC. Считаю, что альтернативы различным механизмам, разработанным специалистами этой компании, в мире просто нет, — рассуждает Сергей Тарасевич.

В 2007 году он с его нынешним заместителем Николаем Константиновичем Вороновым по специальному приглашению руководства фирмы ездили в Италию. Приехало тогда много гостей из России, из разных строительных компаний. Многие тут же пожелали поехать в Рим, смотреть местные достопримечательности.

— А мы с Николаем Константиновичем попросили, чтобы нас отправили в одну из местных строительных бригад, которая непосредственно работает на линии. В итоге провели там целую неделю. Кто-то скажет: ну что там смотреть — те же фундаменты, те же опоры, те же провода, — вспоминает Сергей Николаевич. — Но, как мы увидели там, всё по-другому.

Петербургские специалисты поняли, что в Италии совсем другой уровень строительства, от которого мы серьезно отставали. Прежде всего, у них рядом имелся свой завод, который делал всю оснастку, что позволяло облегчить труд рабочих и увеличить производительность. Причём представители завода тесно сотрудничали с бригадами, всегда были готовы выслушать мнение простых рабочих.

— А рабочий процесс — просто сказка! Мы там удивлялись на каждом шагу, — вспоминает Сергей Николаевич. — К примеру, они все провода соединяют прямо наверху одновременно. При этом точно рассчитывают, какую длину кабеля или провода необходимо ставить в заданный пролёт. И как красиво там соединители стоят!

В общем, в Риме они тогда побывали только в аэропорту, но зато тесно познакомились с итальянскими коллегами и почерпнули от них много нового.

Кабельная эпопея

В январе 2004 года Сергея Николаевича Тарасевича назначили первым заместителем начальника Санкт-Петербургского филиала ОАО «Севзапэлектросетьстрой» Мехколонна № 6, а уже спустя три месяца он возглавил Мехколонну № 6. В том же году ему было присвоено высокое звание Заслуженный строитель ОАО «Севзапэлектросетьстрой».

— В 2007 году начальник ОАО «Севзапэлектросетьстрой» Владимир Тихонович Жидков предложил мне возглавить новый весьма необычный проект. ЛЭП от одной подстанции к другой должна была пройти прямо через Санкт-Петербург. И если за городом она шла привычным воздушным путём, то в самом мегаполисе нужно было монтировать кабель под землей, — говорит Сергей Тарасевич.

Опоры в этом проекте применялись непривычной формы — гнутые из цельного листа металла. Ставятся они на сваю-оболочку, которая служит в качестве фундамента. Это, конечно, было удивительным, но главные чудеса ждали впереди: дело в том, что с подземным кабелем раньше в Мехколонне № 6 никогда не работали. А ведь надо было пересекать под землёй множество инженерных сооружений. Всё опять пришлось изучать буквально с нуля.

— Съездили в Германию, в Кёльн. Там нам показали, как производят кабель с изоляцией из сшитого полиэтилена, с которым нам предстояло работать, и как его укладывают, — говорит Сергей Николаевич.

Кабель очень толстый, до 25 сантиметров в диаметре, внутри медная жила 6-7 сантиметров. Один погонный метр кабеля весит около 30 килограмм. Поставляется барабанами по 600 метров — один барабан весит порядка 30 тонн. И вот эту многотонную штуку, выдерживающую напряжение 330 кВ, нужно было затащить в траншею. При этом нельзя было превышать допустимый радиус изгиба, чтобы не сломать жилу, и следить за силой тяжения, чтобы не разорвать оболочку. В общем, нюансов множество. Но главное, что всё это предстояло делать на улицах Санкт-Петербурга.

— Помню, походили по Индустриальному проспекту, забирали одну полосу проезжей части. Согласований целая кипа. Гаишники за голову хватались: да как так, да ни в коем случае! Раньше в России никто ничего подобного не делал. Но, как там говорится, глаза боятся — руки делают, — уверен Сергей Николаевич.

Алгоритм действий был примерно такой: копали траншею, где-то горизонтальное направленное бурение применяли. Далее ставили железобетонные лотки, в них по три кабеля заводили на специальных роликах. Затем в дело вступала натяжная машинка. После установки кабели засыпали песочком, чтобы не нагревались, и сверху вся эта конструкция закрывалась плитой, здесь же монтировали ВОК и ещё один провод, задача которого следить за основными.

— Самое интересное произошло, когда мы уже подготовили всю линию и пришло время для испытаний. Нагружают по первой линии 10 тысяч вольт, и вдруг напряжение падает — значит, где-то утечка. Что делать? Где искать?

— Состояние близкое к панике, хотя понимаю, что с нашей стороны косяков быть не может — мы всё по десять раз проверяли, прежде чем закопать, — описывает возникшую ситуацию Сергей Тарасевич. — Начали искать. Пригласили фирму, которая вроде как в таких делах разбирается. Они походили с измерительной аппаратурой — тут, говорят, копайте. Раскопали — ничего. Идём дальше. Новое место показывают — и снова мимо. Ну и так далее.

А время, как всем известно, — деньги. Немцы, устав от бесполезных поисков, вызывали своего крутого специалиста. У него, как сказали бригаде, каждый день буквально по минутам был расписан. В Петербург он должен был прилететь в 9 утра, а уже на 14 у него был заказан обратный билет.

— Мы тут почти месяц ищем, а он за несколько часов разберётся? Честно скажу, как-то не верилось в это, — вспоминает Сергей Тарасевич.

Немецкий спец прилетел. Его пригласили в кафешку метрах в двадцати от кабельной линии. Он там кофе попил, со своими товарищами на немецком что-то обсудил, попросил одни данные, потом другие, встал и пошёл.

— Прошли мы с ним всего несколько десятков метров, и он указывает: «Вот здесь копайте!» А там колодцы, где соединения муфт. И соединения эти сами немцы делали, мы такое просто тогда не умели. Начали вскрывать, а оттуда запах горелого, — описывает Сергей Николаевич.

Как выяснилось, немцы использовали там бракованные муфты. Потом обнаружилось, что они ещё в одном месте неправильно схему собрали. Вот такие мастера! Правда, всё исправили за свой счёт.

А в Мехколонне № 6 с 2007 года, можно сказать, началась кабельная эпопея. Продолжили в Москве на подстанции 500 кВ, потом на других объектах. Какие только кабели не устанавливали — и немецкие, и финские, и французские.

На берегах Амура

Ещё одной знаковой поездкой Сергей Николаевич считает командировку на Дальний Восток на строительство ВЛ 500 кВ Амурская — Хэйхе.

Переходная опора через Амур. Фото: из архива Сергея Тарасевича

Переходная опора через Амур. Фото: из архива Сергея Тарасевича

— Вот где интересно было! Мы там делали переходную опору через Амур. Работали с китайцами. Основную работу, конечно, мы делали — на другой берег отправляли уже подготовленный провод, «под тяжением». Нашим китайским коллегам оставалось только подцепить его на своей стороне, — вспоминает Сергей Николаевич.

Но самое главное, что петербургские специалисты там использовали так называемый метод «мерными длинами». При нём заранее просчитывается длина провода с учётом всех параметров. Затем всё рисуется, подготавливается, и эту мерную длину отправляли коллегам на противоположном берегу Амура. Обычно так не делают, потому что есть риск ошибиться по длине. Но в данном случае обе стороны были вынуждены пойти на риск, так как это давало возможность быстро пройти через все пересечки, сложные переходы через железную дорогу и т. д. Это для ОАО «Севзапэлектросетьстрой» тоже было впервые.

Нужно понимать, что длина проводов была больше километра, и геодезист, который её высчитывал, должен был всё предугадать с очень высокой степенью точности. Ошибка очень дорого бы стоила, провод был дефицитный, да и не найдешь его в тех краях быстро, а соединения нельзя делать через реку.


— В общем, в том момент, когда мы всё подготовили и уже должны были тянуть провода на ту сторону, наш геодезист пропал…

— Как потом выяснилось, он просто испугался ответственности, ведь в случае неточности возник бы международный скандал. Был ли у меня страх в тот момент, уже не помню — волновался, наверное, — признаёт Сергей Николаевич. — Когда мы повесили эти четыре основных провода и ещё два сверху, то оказалось, что наш специалист всё рассчитал идеально.

Причём с российской стороны, где берег был повыше, как уточняет Тарасевич, это незаметно было, а вот с китайской можно было увидеть, что все провода установлены на одном уровне, как под линеечку.

С помощью крана-исполина

— В 2010 году случилось то, что случилось, — немного погрустнев, продолжает рассказ Сергей Николаевич Тарасевич.

ОАО «Севзапэлектросетьстрой» признало себя банкротом и, по сути, прекратило существование в том виде, в каком трест с 1940 года гремел своими достижениями по всей стране.

— У меня в той ситуации была одна конкретная задача — сохранить коллектив и обеспечить людей работой. Так и появилось на свет ООО «Мехколонна № 6», а я стал его генеральным директором, — объясняет руководитель.

Сергей Николаевич вспоминает интересный эпизод из жизни ООО «Мехколонны № 6» уже в её новой истории. В 2013 году к директору обратились представители фирмы, которая в Астрахани делала переход ЛЭП через Волгу. Сроки поджимали, на всё про всё оставалось три месяца, потом заказчик по договору мог начислить весьма серьезные штрафные санкции. А объект весьма непростой — переход более километра и опоры высотой более 140 метров.

«Вам интересно?» — спросили Сергея Тарасевича в телефонном разговоре. «Конечно! Нам чем сложнее, тем интереснее», — решил глава компании. Поехал смотреть.

— «Сделать, конечно, можно», — говорю после первоначального осмотра. — «Но не в заданные сроки, и не по предлагаемой смете». Дело в том, что там ещё и фундамент не делали, и Волга к тому моменту в разливе стояла — место для второй опоры было затоплено. А что касается денег, то по проекту было просчитано финансирование по методу установки падающей стрелой, но при такой высоте опоры он бы не сработал. Ставить можно только наращиванием, — говорит Сергей Николаевич.

С финансами партнёры обещали подумать, а вот со сроками — ну, просто никак, уж очень штрафы большие были!

— Как сейчас помню, сел в Москве в поезд «Сапсан», еду домой в Санкт-Петербург, сам в окошко смотрю, размышляю. Вижу кран какой-то интересный стоит, мимо промчались, разглядел только название фирмы. Возникла интересная идея.

— С утра звоню собственнику крана, объяснил ситуацию, договорились о встрече, — продолжает историю Сергей Тарасевич.

Выяснилось, что грузоподъемность того крана-гиганта 350 тонн, а длина стрелы 150 метров, то есть потребности строительства в данном случае «немного за сто» он с лёгкостью перекрывал. Директор посоветовался со своими инженерами. Вердикт: «Всё реально!» На следующем совещании сообщил заказчику, что компания берётся за это дело. И даже в сроки были готовы уложиться, если в три смены работать: одна будет собирать конструкции, а две будут поднимать секции наверх. «Мехколонна № 6» получила этот заказ. Но нужно было ещё чудо-кран до места доставить, а это ой как непросто! У него тракторная база размером 11 на 7 метров, плюс огромная стрела. Перевозить его можно только в разобранном виде, и для этого требуется 25 машин.

Переход через Волгу. Фото: из архива Сергея Тарасевича

Переход через Волгу. Фото: из архива Сергея Тарасевича

— Кстати, нам повезло, что один из кранов у фирмы, с которой мы заключили соглашение, находился в Астрахани, собирал что-то для нефтяников. Так что долго нам ждать не пришлось. А пока кран доставляли, мы начали собирать опоры — с одной в итоге проблем не было, а вторую, которую ставили буквально на воду, пришлось собирать на почтительном удалении, а потом тащить её секции к месту установки. Но всё равно мы успели в срок, — рассказывает Сергей Николаевич.

Мехколонна № 6 уходит в ООО «ЛЭМ»

В мае 2015 года ООО «Мехколонна № 6» прекратило своё существование. Коллектив едва ли не в полном составе перешёл в активно развивающуюся компанию «Ленэлектромонтаж» (ООО «ЛЭМ»), став её Санкт-Петербургским филиалом.

— Мы шли на конкретную стройку, — объясняет свой выбор Сергей Николаевич. — Как я уже не раз говорил, мне нравится всё новое, неизученное, а тут государственный, важный для всей страны проект, который, несомненно, войдёт в историю, энергомост Российская Федерация — полуостров Крым. Разве мы могли от такого отказаться?! Кроме того, практически всё руководство ООО «ЛЭМ» — это наши коллеги ещё по тресту «Севзапэлектросетьстрой». Все профессионалы в деле электросетевого строительства.

Послесловие

Под руководством Сергея Николаевича Тарасевича были построены раньше установленных договором сроков две ВЛ 220 кВ Тамань — Кафа (от ПС Тамань до ПП Кубань), протяженностью 57,4 км каждая, которые являются частью энергомоста в Крым. Выполнение работ в сжатые сроки стало возможным благодаря многолетнему опыту и профессионализму Сергея Николаевича и коллектива СПб филиала ООО «ЛЭМ».

В 2018-2019 годы силами СПб филиала ООО «ЛЭМ» в сжатые сроки в сложных климатических и географических условиях была построена ВЛ 220 кВ (в габаритах 500 кВ) Усть-Илимская ГЭС — Усть-Кут № 2 ориентировочной протяженностью 300 км в Иркутской области. Эта линия электропередачи обеспечила возможность развития БАМа и открытия новых промышленных производств в Сибири.

Переход через Лену. Фото: из архива Сергея Тарасевича

Переход через Лену. Фото: из архива Сергея Тарасевича

В 2021 году петербургскому филиалу ООО «ЛЭМ» под руководством Сергея Николаевича удалось выполнить сложнейшую, практически невозможную задачу строительства в сжатые сроки 210 км ВЛ 330 кВ Ондская ГЭС — ПС Петрозаводская, проложенной по скалам и болотам Карелии. Тем самым Сергей Николаевич внёс свой вклад в ещё один из крупнейших в стране электроэнергетических объектов последних лет — Северный транзит.

В настоящее время Сергей Николаевич продолжает успешно руководить коллективом СПб филиала ООО «ЛЭМ» численностью более 900 человек, который внесёт ещё немалый вклад в развитие энергетики страны. Благодаря Сергею Николаевичу сотни молодых специалистов полюбили профессию электросетевого строителя и посвятили ей всю свою жизнь. Сергей Николаевич всегда считал, что главная ценность любой компании, а уж тем более строительной, — это люди.

В октябре 2021 года Сергею Николаевичу на основании приказа Минэнерго было звание «Почётный энергетик».

Приказ 2021.10.20 № 157п. Фото: из архива Сергея Тарасевича

Приказ 2021.10.20 № 157п. Фото: из архива Сергея Тарасевича

— Не люблю хвалиться, но построили мы за прошедшие 40 лет очень много — куда ни глянь, везде можно увидеть плоды труда специалистов, которые были воспитаны в тресте «Севзапэлектросетьстрой», — говорит в конце беседы Сергей Николаевич Тарасевич. — География тоже впечатляет — от финской границы до китайской. Иногда думаешь: а ведь судьба моя могла и по-другому сложиться. В моём выпуске в энергетическом техникуме было 90 таких, как я. Работать в электросетевой отрасли остались единицы.

Мог же я на практику попасть не в трест «Севзапэлектросетьстрой», а в какую-то другую компанию. И кто знает, как бы всё дальше пошло?

У меня иной раз складывается ощущение, что меня всегда кто-то вёл, какой-то невидимый куратор. Меня, молодого и неопытного, отправляли в разные бригады: видимо, чтобы набрался опыта, научился нашей профессии как можно больше. Был на фундаментах, потом на сборку послали, посмотрели, как там справляюсь, и перебросили на установку. Затем на монтаже провода по опорам полазил немного. По большому счету я мог остаться на любой из этих специализаций, везде было интересно, везде меня окружали хорошие люди, мастера своего дела. Да и потом, когда ушёл в инженерно-технические работники, всегда начальство отправляло меня на те объекты, где было что-то новенькое, необычное — чтобы учился.

С особым трепетом и уважением вспоминаю всегда своих первых начальников — бригадиров. На сборке был такой Харламов, очень известный и требовательный, потом был Виктор Федорович Шилов, а на монтаже — Николай Иванович Корниенко. Ну а с моим первым наставником и куратором, который в ту пору был начальником строительного участка, Николаем Михайловичем Феоктистовым мы до сих пор дружим, общаемся. Он давно на пенсии, живёт в Тосно.

Отзывы коллег о Сергее Николаевиче Тарасевиче

Директор по собственным силам ООО «ЛЭМ» Александр Вячеславович Булыгин:

— Профессионализм и огромная работоспособность — вот, что отличает Сергея Николаевича. Он локомотив, который постоянно толкает вперед рабочий коллектив петербургского филиала ООО «ЛЭМ». Сергей Николаевич всегда ищет и внедряет на строительных участках новые методы производства работ, новые оснастку и строительную технику, которые позволяют увеличить производительность труда и повысить качество выполняемых работ. Сергей Николаевич всегда нацелен на результат и требует того же от своих подчиненных.

У Сергея Николаевича высочайшая социальная ответственность перед коллективом под его руководством, в том числе это забота о здоровье людей, условиях их работы и отдыха на строительных участках между сменами. Он всегда готов помочь в сложных жизненных ситуациях, случающихся у подчинённых.

Важное качество Сергея Николаевича, как руководителя большого рабочего коллектива — это понимание того, что все люди разные, с разными характерами и способностями, и что к каждому работнику нужен индивидуальный подход. Сергей Николаевич передаёт своим подчинённым свой богатый опыт, учит их всему тому, что он знает и умеет сам.

Заместитель директора по производству СПб филиала ООО «ЛЭМ» Николай Константинович Воронов:

— Я, наверное, тот человек из рабочего коллектива, который знает Сергея Николаевича дольше всех. Познакомились мы с ним в ноябре 1981 года. Он тогда приехал к нам в Мехколонну № 6 на преддипломную практику. Его поселили в Тосно в общежитие при тресте «Севзапэлектросетьстрой», где жили рабочие. Попали мы с ним в одну комнату. Я постарше его немного — работал тогда линейщиком в мехколонне. Удивлять Сергей начал меня буквально с первого дня. Я парень деревенский и привык без всяких будильников рано вставать, ну и будил в общежитии всех соседей, любящих поспать. Тут спрашиваю у практиканта: «Тебя когда разбудить?» А он: «Да не надо, я сам встану».

И действительно: в 6 утра просыпаюсь, по радио гимн играет, смотрю, а Сергея в комнате нет. Через несколько минут заходит — уже умылся, собрался. А пока я в санузел ходил, он позавтракал и на электричку убежал. И в этом, как оказалось позже, он весь — ответственный и дисциплинированный, или, как мы по молодости говорили, правильный.

Тогда мы с ним попали в одну бригаду, которой руководил Александр Цыганов, суровый такой мужчина в годах, очень дисциплину любил. Работали в основном на «недоделках». Потом практика закончилась, Сергей уехал в Минск доучиваться, а я рванул на комсомольские стройки — КАТЭК, БАМ, ГРЭС в Молдавии.

Снова встретились мы с ним уже в 1986 году. Он демобилизовался из армии, а я, устав от романтики комсомольских строек, вернулся в Мехколонну № 6. Сергей на сборке и установке опор работал, а я — на монтаже проводов. Уже тогда было понятно, что Сергей со своим ответственным подходом к любому делу, да еще и с дипломом профильного техникума в кармане, долго в бригадах не задержится. Так и случилось. Начальники очень быстро парня приметили и назначили мастером. Ну и всё, с тех пор мы с ним идём параллельным курсом: он мастер — я линейщик, он начальник строительного участка — я бригадир, он замначальника предприятия — я начальник строительного участка, ну и в итоге на данный момент он начальник петербургского филиала ООО «ЛЭМ», а я его заместитель по производству.

С Сергеем Николаевичем очень удобно работать, даже несмотря на то, что у него ко всем очень высокие требования — от подчиненных он требует полной самоотдачи на работе. Понимаете, сам он по своей должности должен видеть деятельность вверенного ему коллектива на полгода вперед, я, как его заместитель, месяца на 3-4 вперед, начальники строительных участков — на два месяца вперед, ну и дальше так по нисходящей. Все звенья этой цепи должны думать в одном направлении и не только о текущем моменте, но и о будущем. Проще говоря, зимой — о лете, а летом — о зиме. Так должно быть, чтобы рабочий коллектив работал как единый слаженный механизм без перебоев. Но если вдруг в этом механизме случается сбой — тут уж держись!

Сергею Николаевичу очень важен конечный результат — закончить объект вовремя и с хорошим качеством. Он старается, чтобы рабочий коллектив филиала ООО «ЛЭМ» в Санкт-Петербурге всегда была первым и лучшим. Может ,именно благодаря такому подходу к делу нам доверяют самые крупные и сложные объекты в сфере электросетевого строительства.

начальник строительства СПб филиала ООО «ЛЭМ» Виктор Павлович Харчук:

— Я познакомился с Сергеем Николаевичем в 2001 году, когда устроился в Мехколонну № 6 ОАО «Севзапэлектросетьстрой» на должность мастера. Мы сразу нашли общий язык, ведь оба уже не один год работали в отрасли электросетевого строительства.

Наш рабочий коллектив я бы назвал лидирующим в электросетевом строительстве. Мы берёмся за работу, от которой другие отказываются — это и установка высоких опор методом наращивания, и кабельные линии, и километровые переходы через Амур, Волгу, Дон, и многое другое. Как говорит Сергей Николаевич, просто построить линию электропередачи могут многие, а что-то сложное и необычное — не все. И, действительно, как только где-то заходит речь о новых технологиях строительства, Сергей Николаевич уже тут как тут. Чем труднее, тем интереснее — с этим принципом он, по-моему, с юных лет живёт.

Показательным был и переход через Волгу в Астрахани в 2013 году. Очень сложный и при этом абсолютно отстающий от договорных сроков объект. Подрядная организация, которая строила ЛЭП, не знала, как построить переход линии электропередачи через Волгу. Обращались в разные организации, но взялась за переходные опоры с лёгкой руки Сергея Николаевича только наша Мехколонна № 6. Сначала появилась идея с огромным гусеничным краном, потом вся наша инженерная группа по поручению Сергея Николаевича в кратчайшие сроки подготовила план производства работ, ну и далее мы три месяца ударно трудились в три смены. Никто не верил, что за такой срок можно построить такой переход. И только Сергей Николаевич точно знал, что мы справимся. И в этом весь Тарасевич! Пройдя путь от обычного линейщика до начальника мехколонны, он глубоко понимает весь производственный процесс на уровне подсознания.

Строгий и требовательный на работе, дома он становится любящим мужем, папой и дедушкой. Со своими тремя внучками готов заниматься всё свободное время. А вообще Сергей Николаевич — очень увлекающийся человек. Когда-то был заядлым футболистом, у них даже своя команда была в дачном поселке. Сейчас он занялся скандинавской ходьбой. Ещё одной его страстью является рыбалка. Рыбачит и зимой, и летом.

Заместитель главного инженера СПб филиала ООО «ЛЭМ» Владислав Сергеевич Потапенко:

— Работаю с Сергеем Николаевичем 15 лет с 2008 года, когда я пришел в Мехколонну № 6 ОАО «Севзапэлектросетьстрой» на должность инженера ПТО после окончания строительного вуза. Считаю, что самое большое преимущество Сергея Николаевича — это его глубокое понимание всего процесса строительства линии электропередачи любого класса напряжения в любых климатических и географических условиях. Он глубоко понимает производственные вопросы и инженерные решения, может просчитать экономику строительства объекта и разложить все работы по затратам, умеет эффективно управлять большим рабочим коллективом. На любой вопрос сотрудников коллектива, от нулевого цикла до сдачи объекта заказчику, у него всегда найдутся ответы.

Стратегического планирование — одна из сильных сторон Сергея Николаевича. Начиная строительство нового объекта, Сергей Николаевич почти сразу может определить, сколько мы его будем строить, сколько предстоит задействовать рабочих и единиц техники, какие могут возникнуть дополнительные затраты и какие вылезут проблемы. Ещё до начала стройки он даёт указания, что нужно проработать, к чему подготовиться, чтобы нивелировать возможные проблемы.

Сергей Николаевич — строгий и требовательный руководитель, всегда нацеленный на результат, но при этом он справедлив по отношению к рабочему коллективу и всегда делает всё возможное для защиты его интересов. Благодаря ему на строительных участках и в офисе всегда соблюдается дисциплина, а люди чувствуют себя за ним как за каменной стеной и готовы идти за ним хоть в огонь, хоть в воду.

Сергей Николаевич всегда преследует новые технологии и передовые методы строительства. Он не устает повторять, что перенимать у наших российских и зарубежных коллег нужно всё лучшее.

В нашей отрасли все знают, что Сергею Николаевичу можно поручить любой самый сложный объект, любую на первый взгляд кажущуюся невыполнимой задачу. И если он взялся, то обязательно всё построит — качественно и в срок.

Главный бухгалтер СПб филиала ООО «ЛЭМ» Нелли Васильевна Степанищенко:

— Я пришла в Мехколонну № 6 в 2006 году. С тех пор мы с Сергеем Николаевичем работаем вместе. В тот период он много ездил по объектам. Причём практически все проекты, которые он курировал, были из категории трудных и в чём-то даже авангардных для треста «Севзапэлектросетьстрой» — это и прокладка высоковольтного кабеля в Санкт-Петербурге, и сложный переход через реку Амур.

С Сергеем Николаевичем всегда надёжно. И совсем не случайно, что многие рабочие и управленцы работают под его началом уже не один десяток лет, и коллектив почти в полном составе шёл за ним в самые трудные кризисные времена. Здесь, понимаете, как в большой дружной семье: все друг друга знают и понимают почти с полуслова.

По своей сути Сергей Николаевич — перфекционист, для него важно, чтобы всё работало как швейцарские часы. Все работы должны быть проведены точно в срок и с должным качеством — это главный принцип, по которому работает и сам Сергей Николаевич, а, стало быть, и все мы, его подчиненные.

Несмотря на то, что Сергей Николаевич уже давно на руководящей должности, у него нет какого-то высокомерия. С подчиненными он разговаривает на равных, всегда готов выслушать и помочь, когда кто-то попадает в непростую жизненную ситуацию. Рабочие его уважают, ведь он для них свой человек — прошёл путь от линейщика до начальника мехколонны.

Сергей Николаевич душой болеет за свою работу. Каждый раз собираясь в отпуск, говорит: «Да вас даже на три дня нельзя оставить одних!» Но это конечно, шутка. Думаю, он уверен в каждом из сотрудников, ведь практически всех он сам и брал в своё время на работу, потом смотрел за их профессиональным ростом, помогал.

share
print