Истории

Спектакль о женщинах в секс-индустрии «В некотором царстве» поставили в Петербурге. Создательницы ходили в «экспедиции в бордель»

Спектакль о женщинах в секс-индустрии «В некотором царстве» поставили в Петербурге. Создательницы ходили в «экспедиции в бордель»

Фотосессия перед премьерой «В некотором царстве». Фото: Алиса Фредерикс

В Петербурге появился новый спектакль о проституции — «В некотором царстве». Его создательницы исследовали жизнь в борделе, брали интервью у женщин из секс-индустрии, советовались с правозащитными организациями. Они обернули это в образы из мифологии, русских и зарубежных сказок. В результате получилась страшная, но красивая пьеса на основе реальных человеческих историй. Спектакль поставлен при поддержке Ирины Масловой — основательницы фонда «Серебряная роза», директора фонда «Астарта». MR7 поговорил с режиссёром, актрисами и узнал больше о том, как они работали над этим спектаклем.

ТРУДНОСТИ ЯЗЫКА

Фонд, помогающий людям в секс-индустрии, «Серебряная роза» и его основательница Ирина Маслова считают наиболее этичным термин «секс-работа».

В то же время в феминистской среде популярно мнение, что эта сфера не является такой же работой, как любая другая, поскольку люди в ней подвергаются в том числе обману, насилию, унижению. Декларируется также идея, что женщина и человеческое тело не должны быть товаром. Предлагается использовать слова «сексуальная эксплуатация», «проституированные женщины», «сексуализированное насилие». Если речь о людях, у которых, например, отобрали паспорта и принуждают к этой деятельности, то может быть применён термин «рабство».

Сторонники термина «секс-работа», как правило, выступают за полную легализацию проституции по австралийской модели. Сторонники таких фраз, как «сексуальная эксплуатация», обычно выступают за то, что государство должно наказывать только клиентов — по шведской модели.

Авторы постановки «В некотором царстве» говорят, что считают термин «секс-работа» наиболее нейтральным из существующих в русском языке.

Богемные шубы из мусорных пакетов, царские кокошники из крышечек от бутылок из-под сидра

Актрисы Виктория Шпакова, Мария Шорохова и Арина Полякова. Фото: Алиса Фредерикс

Актрисы Виктория Шпакова, Мария Шорохова и Арина Полякова. Фото: Алиса Фредерикс

«В некотором царстве, в тридесятом государстве жили-были три царевны в тереме высоком, каждая по горнице. Добро ли худо они жили, а гостей кажну ночь принимали, медовуху плескали, от гостей злато-серебро принимали — так и жили», — так начинается спектакль «В некотором царстве».

Три главные героини в образах русских принцесс, в шикарных кокошниках, и каждая из них при этом — как бы птица в клетке. Режиссёр Варвара Сополева рассказывает, что вместе с драматургом Милой Романовой черпала визуальные идеи из разных сказок.

У братьев Гримм есть сказка «Йоринда и Йорингель»: она начинается с истории любви, а потом героиня заглядывает в запретный замок и встречает там колдунью, которая превращает девушек в птиц. Замок, полный клеток с такими птицами, — это один из образов, который вдохновлял авторов постановки. Заколдованные девушки-птицы в спектакле в то же время связаны с образами мифических птиц Сирин, Алконост и Гамаюн.

Костюмы актёров девушки создавали сами. В спектакле задействовано шесть человек, один из них играет три роли. Для каждой роли нужно было своё волшебное облачение. Над этим работала художник-постановщик Наталья Федорок: она нарисовала эскизы и курировала изготовление одежды и декораций. Воплотить идею в жизнь ей помогали художник по костюмам и художник-технолог.

— Шубы у девочек из мусорных пакетов. Кокошники мы украшали крышками от бутылок из-под сидра, разобранной клавиатурой. Декорации делали из арматуры. Так было задумано не только потому, что у нас маленький бюджет, это работало на образ. Мы делали всё собственноручно, вместе собирались в мастерской. Было много энтузиастов, — рассказывает Наталья Федорок.

Художник-постановщик Наталья Федорок. Фото: Анна Мотовилова / MR7

Художник-постановщик Наталья Федорок. Фото: Анна Мотовилова / MR7

За арт-экспериментами и сказочной канвой стоят реальные истории женщин из секс-индустрии. Режиссёр, драматург и актрисы пропускали эти истории через себя, переосмысляли и пробовали сказать нечто важное о нашей жизни в целом.

«Когда в бордель заходили клиенты, мы прятались в других комнатах»

Команда создательниц спектакля «В некотором царстве» состоит из выпускниц и студенток Института сценических искусств (РГИСИ). Эта постановка — дипломная работа драматурга Милы Романовой и режиссёра Варвары Сополевой. Романова училась в мастерской Натальи Скороход (драматурга, доктора искусствоведения, автора журнала и радио Arzamas). Сополева — в мастерской Анатолия Праудина (театрального режиссёра, который прежде работал художественным руководителем ТЮЗа, создал «Экспериментальную сцену» в «Балтийском доме»). У него же училась одна из актрис, Арина Полякова. Подход мастерской Праудина в том, чтобы исследовать на практике ту тему, за которую берёшься. Ученицы называют это «экспедициями» и «наблюдением».

Всё началось с того, что Варвара Сополева просто пришла в фонд «Астарта», чтобы сделать наблюдение для одноактовой пьесы своей одногруппницы. Девушка познакомилась там с директором фонда, узнала больше о борьбе за права женщин в секс-индустрии и по-новому взглянула на эту тему в целом. В результате она решила взять её за основу для своей собственной масштабной работы.

Арина Полякова, Варвара Сополева и Мария Шорохова. Фото: Анна Мотовилова / MR7

Арина Полякова, Варвара Сополева и Мария Шорохова. Фото: Анна Мотовилова / MR7

— Мастер, когда узнал о выборе темы, сказал: «Сополева, ты поработай полгодика в борделе, там же нужно полы, например, мыть. И будешь ставить спектакль», — вспоминает напутствие режиссёр.

Мыть полы она не стала. Исследование началось с волонтёрства в «Астарте»: режиссёр помогала делать женщинам тесты на ВИЧ. Со временем удалось наладить контакты с секс-работницами и договориться о визитах в бордель, чтобы увидеть своими глазами, как там всё устроено. От женщин из индустрии удалось много узнать и о других борделях и салонах.

Девушки рассказывают, что в целом бордели выглядят так, как они и представляли, как это показано, например, в кино. Неожиданностью стали бытовые приметы и суеверия. Например, доводилось наблюдать ритуалы очищения помещений со свечами. В ходу у секс-работниц, которых они встречали, и книги по нумерологии. Есть приметы, связанные со столовыми приборами: если положить под стол нож, будут хорошие клиенты.

И режиссёр, и драматург, и актрисы общались с разными женщинами из секс-индустрии. Актрисы брали за основу для своих героинь характер одной женщины. А истории в целом складывались из жизненных линий нескольких человек.

— С одной из женщин мы общались в перерывах между её работой. Она выходила к нам после душа, в… специфическом состоянии. Когда в бордель заходили клиенты, мы прятались в других комнатах. Это были самые сильные ощущения для меня. Словно мы в боевике и сюда привезли сирийских красавиц, которых будут сейчас резать, — вспоминает режиссёр Варвара Сополева.

Фото: Алиса Фредерикс

Фото: Алиса Фредерикс

В спектакль вошли самые острые и необычные случаи — правда, авторы признаются, что решили сгладить эти углы, всё-таки это сцена.

Одна из реальных историй, которая поразила создательниц постановки, обнаружилась так: режиссёр перебирала анонимные анкеты в фонде «Астарта» и обратила особое внимание на одну из них. На вопрос о количестве иждивенцев одна женщина ответила: 4. С ней удалось поговорить — и выяснилось, что эта секс-работница финансово содержит свою маму, брата и дочь. Она говорила, что её мама не знает, чем она занимается, а брату работать не разрешает, потому что он учится в университете. В то же время, как оказалось, мама вызволяла дочь из полицейского участка — могла ли она в таком случае не узнать, за что девушку туда забрали?

— Слушаешь и понимаешь, что вообще-то мама знает, чем занимается её дочь и откуда деньги в семье. Но мама её очень любит за это — за то, что она приносит деньги. И предпочитает делать вид, что не знает. Получается, семья порой может даже одобрять секс-работу, несмотря ни на что, — размышляет режиссёр

ПОХОЖАЯ ИСТОРИЯ

В последний раз, до премьеры «В некотором царстве», в Петербурге обсуждали пьесу о секс-работницах в 2015 году. Тогда на сцене появился «Пояс Афродиты». Это была кукольная постановка с участием самих женщин из секс-индустрии. Автор, художница Вика Бегальская, рассказывала, что на такой спектакль её вдохновили Ирина Маслова и фонд «Серебряная роза». До этого художница ездила по городу вместе с волонтёрами фонда «Гуманитарное действие» и писала портреты секс-работниц.

«Не бывает так, что девушка родилась и подумала: когда вырасту, стану секс-работницей!»

Фото: Алиса Фредерикс

Фото: Алиса Фредерикс

Создавая спектакль, режиссёр и драматург выбирали истории и расставляли акценты так, чтобы передать мысль: для большинства женщин в секс-индустрии это не свободный выбор, к «секс-работе» их привели жизненные обстоятельства.

Побывав в борделе не раз, пообщавшись с разными женщинами и собрав много историй, авторы признают: сутенёры — это опасные люди, с которыми лучше не связываться, есть места, где женщин удерживают без паспортов, где они «работают» даже не в отдельных комнатах, а в соседних кабинках внутри одного помещения. Да, есть сутенёры, которые оплачивают «сотрудницам» лечение и защищают их интересы. Но, может быть, если бы не секс-работа, лечение и решение проблем с полицией были бы не нужны.

Девушки из театральной среды и сами сталкивались со случаями, когда в «секс-работу» пытаются вовлечь обманом: например, приглашая к участию в иммерсивном спектакле.

— Не бывает так, что девушка родилась и подумала: когда вырасту, стану секс-работницей, это моё призвание! Они приходят в сферу под влиянием определённых факторов и обстоятельств. Мы делали на это упор, в том числе на экономический фактор, — рассказывает Варвара Сополева.

Актрисы здесь не со всем согласны и охотно вступают в дискуссию с режиссёром. Исполнительница одной из главных ролей Арина Полякова не только прошла через «экспедиции» по борделям, но и в целом давно исследовала тему: смотрела документальные фильмы, читала книги, в том числе находила нечто редкое в букинистических магазинах.

— Я не согласна. Часто люди вообще не говорят себе: я делаю такой-то выбор. Они приходят к некой точке и либо остаются в ней, либо нет. Я встречала женщин, которые пришли в эту сферу вовсе не в ситуации нужды и острой необходимости. Некоторые сами говорят, что довольны своей работой. Конечно, в отличие от многих других, — говорит Арина Полякова.

Актрисы Арина Полякова и Мария Шорохова на репетиции. Фото: Алиса Фредерикс

Актрисы Арина Полякова и Мария Шорохова на репетиции. Фото: Алиса Фредерикс

Актриса Мария Шорохова, исполняющая роль одной из секс-работниц, вспоминает, что её во время исследования впечатлило противоречие между словами и действиями людей. Например, одна секс-работница позиционировала себя как уверенную в себе женщину с чёткой жизненной парадигмой, каркасом, который ничем не снесёшь, — как человека, который сам выбирает свой путь. В то же время в деталях она проявляла свою уязвимость, неуверенность и желание защитить свою частную жизнь — которая, кажется, не очень отделена от «рабочей».

— Я поняла, что женщины в секс-индустрии — это люди, которым очень больно так жить. Она мне говорит: я играю по 10 ролей в день. А я думаю: ну плохо тебе, если говорить цензурно. Хотя, кажется, есть и такие женщины, которым просто нравится секс, — размышляет Шорохова.

Здесь режиссёр отмечает: «Для большинства женщин, с которыми мы общались, это не связано с удовольствием».

Актрисы о проживании опыта: «Моё чувство любви к этим людям превратилось в боль»

Каково играть секс-работниц, примерять на себя их жизнь? Арина Полякова, которая давно интересовалась темой на уровне фильмов и книг, признаётся, что вообще-то на практике это трудно выносить.

Во время «экспедиций» девушке было очень интересно, она была увлечена и по-человечески влюблена в женщин из секс-индустрии. Арина заметила, что они бывают очень искренни в тех вопросах, в которых большинство людей закрыты или стеснительны — и наоборот. О тех темах, которые кажутся нам обычными, секс-работницы часто отказываются говорить или делают это с трудом: например, о своём детстве, об отношениях с родителями.

Арина Полякова. Фото: Анна Мотовилова / MR7

Арина Полякова. Фото: Анна Мотовилова / MR7

Сейчас же у актрисы наступил внутренний кризис.

— Моё чувство любви к этим людям превратилось в боль. Я много раз пропускала их истории через себя. И теперь уже не хочется вспоминать их переживания и даже голос. Поначалу я сама была сторонним наблюдателем, а теперь это как будто внутри меня, мне тяжело, — рассказывает Арина.

Она примет участие в спектакле ещё пару раз — а потом решит, оставаться в нём или нет. Решение зависит от того, станет ли более спокойным её личное отношение к теме.

— Возможно, дело в том, что у нас истории очень разных девочек взяты за основу. Когда я во время репетиции или на сцене смотрю на Арину — мне самой иногда становится страшно. Страшно от ситуации: становится плохо и хочется плакать, — делится Мария Шорохова. От собственной роли ей не так страшно.

Мария говорит, что очень любит играть на сцене и через слова автора как бы кричит о своих личных темах. Поэтому ей определённо нравится.

— На самом деле кайфово. В этом спектакле я могла кричать о таких вещах, о которых постесняешься сказать в жизни. А зрителю даже нравится. Ты продолжаешь, и получается такая сцепка со зрителем, когда рождается настоящее сотворчество, — размышляет она.

Мария Шорохова. Фото: Анна Мотовилова / MR7

Мария Шорохова. Фото: Анна Мотовилова / MR7

Каким будет следующий спектакль

Режиссёр работала над постановкой «В некотором царстве» полтора года, остальные участники команды — чуть меньше. Всё это время они продолжали исследовать тему, ходить в «экспедиции», общаться с женщинами из секс-индустрии.

Организован спектакль на деньги инициаторов, фонда «Астарта» и неравнодушных людей, которые приняли участие в сборе на платформе «Планета».

Премьера состоялась в конце мая, участницы спектакля получили много поддержки. Понравилось и мастерам, и секс-работницам, чьи истории легли в основу сюжета. К счастью, никаких проблем не возникло.

Ближайший показ запланирован на сентябрь. Скорее всего, он пройдёт на сцене «Социально-художественного театра» на Биржевой линии Васильевского острова — там же, где была премьера. Новый показ будет отличаться от предыдущих: авторы хотят привнести в него нечто новое.

Во время работы над постановкой Варвара Сополева вместе с единомышленницами и фондом «Астарта» создала театральный проект «Кривой дом»: девушки планируют ставить новые спектакли, посвящённые жизни людей из уязвимых, маргинализованных, стигматизированных социальных групп.

Во время репетиции. Фото: Алиса Фредерикс

Во время репетиции. Фото: Алиса Фредерикс

МНЕНИЕ

Ирина Маслова, психолог, основательница фонда «Серебряная роза», директор фонда «Астарта»:

— Мне спектакль понравился. Я знаю людей, истории которых играли на сцене. Это было очень похоже и правдиво. Есть и героиня, для создания образа которой актриса общалась со мной. Она приходила ко мне раз пять. На сцене я увидела свою мимику и движения, в героине было очень много от меня.

У нашего фонда «Астарта» есть пара выставок художников, все они секс-работницы. Периодически вдобавок к нашей ежедневной работе у нас получается создавать и поддерживать творческие вещи.

Я думаю, для того чтобы секс-работница вышла из этой сферы, она должна найти в себе внутренние силы. Участие, помощь в подготовке таких вещей, как спектакль, исследование или выставка, позволяют переработать внутреннюю боль и проблемы. Благодаря таким вещам происходят изменения в самих людях. И это позволяет окружающим увидеть их другими. Осознать, что это такие же люди, как они: с потребностями, увлечениями, мечтами, творческим потенциалом.

Фотосессия перед премьерой. Ирина Маслова (внизу справа) с актрисой Зариной Холкиной, в окружении главных героинь. Фото: Алиса Фредерикс

Фотосессия перед премьерой. Ирина Маслова (внизу справа) с актрисой Зариной Холкиной, в окружении главных героинь. Фото: Алиса Фредерикс

share
print