Истории

Уголовное дело «тянет на дно» тренера чемпионов

Уголовное дело «тянет на дно» тренера чемпионов

Фото: pixabay.com

Во Всеволожском городском суде слушается дело об оказании услуг, не отвечающих условиям безопасности, группой лиц с причинением тяжкого вреда здоровью. Два года назад в бассейне едва не утонул ребёнок, выжил, но остался инвалидом. Теперь на скамье подсудимых — тренеры по гребному слалому Дмитрий Азанов и Елена Васильева.

7 минут под водой

Трагедия, в которой сейчас обвиняют тренеров, случилась 15 января 2020 года. Дмитрий Азанов собрал во всеволожском бассейне «Олимп» группу своих воспитанников. Тренировка по гребле прошла нормально, а в конце занятия Азанов начал, как обычно, играть с детьми. И заигрался — не заметил, как один из воспитанников, 7-летний мальчик, ушёл под воду. Как это случилось — непонятно, ведь ребенок уже умел плавать. Но к тому моменту, когда тренер обнаружил пропажу мальчика, тот провел под водой семь минут. Дмитрий Азанов вызвал скорую, начал проводить реанимационные мероприятия. Приехавшие медики забрали ребенка в больницу. Мальчику удалось сохранить жизнь, но не здоровье, он остался глубоким инвалидом.

В суде Дмитрий Азанов говорит, что своей вины не отрицает и глубоко раскаивается.

Кроме Дмитрия следствие считает виновной в случившемся и тренера Елену Васильеву, хотя в день трагедии ее не было не только в бассейне, но и вообще в городе.

Воспитание чемпионов

Елена Васильева — профессиональная спортсменка, тренер по гребному слалому с богатым прошлым. Она мастер спорта, шестикратная чемпионка России, тренер высшей категории, воспитавшая несколько мастеров спорта, победителей и призёров российских соревнований, первенства Европы и даже мира. Дмитрий Азанов также один из её учеников, в 2013, 2014 и 2016 годах становился чемпионом России по гребному слалому. В 2019 году Азанов ездил в качестве тренера на общероссийские соревнования со сборной Ленобласти.

С 2013 года Елена Васильева вела кружок гребли при Всеволожском лицее № 1. Тренер работала бесплатно: для занятий по физподготовке помещение выделил лицей, а на «водных» тренировках родители оплачивали только вход в бассейн.

— Чтобы воспитывать чемпионов, нужно быть тренером в спортшколе. Тогда дети могут выступать на сборах и соревнованиях, — объясняет Елена Васильева, как устроен детский спорт. — Если в спортшколе нет отделения, в котором ты профессионал, можно просить его открыть — но школа пойдет на это, если увидит перспективу, то есть способных детей, которым эти занятия нужны. Поэтому мы часто начинаем вести кружки бесплатно, набирая себе таким образом воспитанников.

В 2014 году в спортивной школе Всеволожского района открылось отделение гребного слалома. Тренером по этому направлению стала Елена. Кружок в лицее она вести перестала, а ее перспективные воспитанники поступили в спортшколу. Учебное заведение арендовало бассейн «Олимп» для тренировок.

Кружок же «перехватил» Дмитрий Азанов. Он стал вести его на тех же условиях, как раньше Елена: бесплатно, но родители платили за вход в бассейн.

Елена Васильева с воспитанниками. Фото из архива Елены

Елена Васильева с воспитанниками. Фото из архива Елены

Нарушение признают, преступление — нет

Между тем воспитанники Елены профессионально росли, смогли попробовать себя на настоящей воде, сплавившись по реке. После этого простой бассейн «Олимп» уже не мог соответствовать потребностям ребят по отработке навыков гребли. Они за свой счёт перебрались в шлиссельбургский, где есть возможность тренироваться на лодках. При этом арендованный спортшколой бассейн во Всеволожске фактически простаивал.

И вот тогда Елена Васильева, по ее словам, совершила ошибку. В 2019 году она разрешила Дмитрию Азанову заниматься со школьным кружком в «Олимпе» в оплаченное спортшколой время. Тогда воспитанникам Дмитрия могли бы не оплачивать даже занятия в бассейне.

— Это, конечно, нарушение, но не уголовное, а административное, — комментирует адвокат Елены Андрей Кобыфа. — Это нецелевое использование бюджетных средств.

Кроме того, Елена Васильева хотела набрать группу гребного слалома в Приозерске и предложить местной спортшколе открыть отделение гребли — тем более, что в том районе есть река Вуокса, хорошо подходящая для сплавов. А своё место во всеволожской спортшколе она была готова отдать Азанову. Шансов на это было бы больше, если бы тренер показал группу, которую он уже успешно ведет. Но все планы сорвала трагедия.

Иллюстрация: нейросеть

Иллюстрация: нейросеть

Стечение несчастливых случайностей

В начале 2020 года Елена Васильева пошла на курсы повышения квалификации. Они проходили в Петербурге, она регулярно ездила на занятия. О том, что 15 января 2020 года она тоже была на учебе, Елена рассказывала следователю. Это отражено и в обвинительном заключении, где прописано, что в день трагедии Васильева «отсутствовала на занятиях».

В начале 2020 года занятий в школьном кружке не было. Дмитрий Азанов предположил, что сидеть просто так дома детям скучно. И предложил желающим провести тренировку. В чате родителей он обозначил, что арендованного школой времени в бассейне нет, а значит, за вход нужно будет заплатить.

Между тем, когда в бассейн приходят частные посетители, в зале с чашей обязан находиться спасатель. В часы, арендованные спортшколой, спасатель присутствовать не должен — это было прописано в договоре. Но на 15 января договор заключен не был. Собиралась ли спортивная школа продлевать контракт с бассейном «Олимп» на 2020 год — неизвестно. Бассейн, по данным Андрея Кобыфы, отправил предложение о продлении прямо 15 января 2020 года, в день трагедии. Ответа от школы в тот же день, конечно, не поступило.

Когда случилось несчастье, выяснилось, что за детьми присматривал только Дмитрий. Штатного спасателя не было.

В бассейне комментировать происшествие отказались. Но, по некоторым данным, сотрудники, которые работали в начале 2020 года, уже уволились, коллектив сменился. Правда ли это и по каким причинам уволились люди, неизвестно.

Когда после беды Следственный комитет возбудил уголовное дело, Елену Васильеву сначала привлекли в качестве свидетеля, а уже затем — как обвиняемую. Их с Азановым обвинили том, что они оказывали небезопасные услуги вместе.

— Между тем обучение гребному слалому в спортивной школе олимпийского резерва — это не услуги, а реализация образовательной программы в рамках закона об образовании. А услуги, которые подпадают под действие статьи 238 УК РФ, относятся к сфере потребительского рынка.

Если кто и оказывал услуги, то это не тренер спортшколы, а бассейн, принимавший детей, — говорит Андрей Кобыфа.

По версии обвинения, Васильева спровоцировала трагедию тем, что разрешила Азанову заниматься в бассейне в часы простоя. Но причем здесь «оказание услуг» с ее стороны, защите не очень ясно.

— Как будто бы я набрала кучу детей, а потом ушла и вместо себя оставила постороннего человека, — говорит Васильева.

«Беда, но моей вины в ней нет»

Кроме того, обвинение уверено: трагедия случилась и потому, что детей в бассейне было слишком много. Их было больше 20 человек, а, по версии обвинения, их должно было быть не более восьми.

Между тем, как поясняет Елена Васильева, по федеральным стандартам наполняемости групп шесть-восемь детей — это минимум, при котором спортивная школа готова и имеет право открывать направление. Меньше — бессмысленно даже предлагать.

Под подозрение попало и руководство бассейна — как раз из-за отсутствия спасателя. Но возбужденное было дело быстро прекратили. Почему — адвокаты обвиняемых не знают.

Суд длится уже более двух лет. Подсудимые тренеры сначала находились под домашним арестом, затем их отпустили под подписку о невыезде и надлежащем поведении.

— Случившееся — беда, трагедия, но моей вины в ней нет, — говорит Елена Васильева. — Меня ведь даже в городе не было в тот момент.

Но обвинение эти доводы не слушает. В открытии отделения гребли в Приозерской спортивной школе Елене Васильевой уже отказали. И даже объяснили: как вам доверить детей, вы же на скамье подсудимых. Работы с детьми у Елены больше нет и, если суд не внемлет аргументам защиты, видимо, больше не будет. А значит, воспитать новых чемпионов для страны она больше не сумеет.

share
print