Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
В Исткабеле на Васильевском в пятницу, 9 июня, открылась выставка петербургского стрит-арт художника Миши Маркера. Это не первый его галерейный проект, но первый, название которого мы не сможем привести в тексте из-за требований действующего закона о СМИ, запрещающего нам употреблять мат. Хотя у каждого оно хотя бы в смягченной форме да и срывалось с языка при взгляде на что-то непонятное и странное, а порой выходящее за рамки нормальности.
Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
О рамках, вернее, о критериях оценки искусства и предлагает порассуждать Миша Маркер. Не случайно описание выставки начинается с упоминания французского художника-сюрреалиста Марселя Дюшана, сто лет назад заложившего основы концептуализма. По мнению Дюшана, искусством можно признать что угодно, если у него есть творческое намерение и оно оказывает влияние на зрителя.
20 работ, выполненных акрилом на белом холсте, на зрителя влияют через иронию, игру слов, провоцируя его задуматься, а является ли то, что он видит, искусством.
Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
«Only fools can judge me» («Только дураки могут судить меня» — англ.) — гласит надпись на одном из холстов. И правда, при всём многообразии подходов к тому, что считать искусством, а что нет, сложно определить, кто имеет право выносить окончательный вердикт.
— Выставка вызывает больше эмоций, чем мыслей, как от картинок в интернете, что вполне соответствует духу времени. — поделилась с MR7 своими впечатлениями одна из посетительниц.
Через образы современной поп-культуры Миша Маркер создает у зрителя эффект узнавания, выступая по-своему психотерапевтом. Надписи и рисунки на холстах откликаются где-то глубоко внутри, на белой материи проговаривая за нас то, что самим сказать было стыдно.
Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
Вместе с тем, возможно, именно явно провокационный характер некоторых работ привел к тому, что уже на этапе организации выставки возникли некоторые сложности.
Куратор выставки Юлия Грудницкая рассказала MR7, что найти пространство, которое согласилось разместить у себя работы Маркера, было не просто.
Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
— Некоторые отказ мотивировали наличием плотного графика экспозиций, кто-то просто писал «ничем не можем помочь», а одна из галерей даже ссылалась на свою «политику», в которую не вписывается творчество Миши, — говорит Юлия.
Впрочем, уже одно только это указывает на то, насколько могут различаться взгляды в искусстве. Как и взгляд на табуированное название выставки, если его произнести с доброжелательной улыбкой.
Миша Маркер — петербургский уличный художник, сохраняющий анонимность. Его работы в форме плакатов регулярно появляются на рекламных билбордах города. В них художник поднимает темы коррупции, насилия государства над личностью, дискриминации и социального неравенства.
Впервые работы Маркера появились на улицах Петербурга осенью 2014 года — на строительном заборе у Сенной площади он разместил пять картин, которые пропали уже через несколько минут.
Среди недавних его работ — постер под названием «Три буквы», где из имени и отчества президента России пропали три буквы, образующие слово, которое, так же, как и название выставки, в некоторых случаях может привести к проблемам с законом.
Художник работает не только с городским пространством. Его работы можно было увидеть в галерее 10.203 в Севкабеле и на выставке «Искусство тридцатилетних» в Русском музее.
Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
Где: Исткабель, Кожевенная линия В.О., 34
Когда: до 12 июня, с 16:00 до 21:00.
Сколько: вход свободный.
18+