
Максим Озеров и Алена Болдышева сотрудник компании «Говорящий город». Фото: Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д.Д. Шостаковича
Петербургская филармония обновила систему «Говорящий город», обеспечивающую комфорт слепых и слабовидящих посетителей в обоих филармонических залах.
Протестировал новики библиотекарь специальной центральной библиотеки для слепых и слабовидящих Максим Озеров, сам являющийся незрячим.
Ориентируясь на сигналы радиомаяков, а также на инструкции приложения «Говорящий город» в своем смартфоне, он без посторонней помощи прошел по маршруту от входа в здание Большого зала Филармонии через гардероб, вверх по центральной лестнице — до зоны контроля билетов и далее к входу непосредственно в концертный зал, сориентировался относительно расположения и прошёл в направлении туалетных комнат, зрительского фойе и буфетов.

Мария Угрюмова демонстрирует, какую информацию получают пользователи системы. Фото: Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д.Д. Шостаковича
«Для меня как для пользователя cистема "Говорящий город" в Филармонии предоставила возможность интересно и познавательно провести время в ожидании начала концерта. Как в детском стишке: «Не надо звать, Не надо ждать, А можно взять — И почитать!»» — рассказал Максим Озеров в конце эксперимента.
Филармония — единственное учреждение культуры в Петербурге, обеспечивающее работу системы «Говорящий город» не только снаружи, но и внутри своих помещений в таком большом объеме. При этом Филармония — единственный партнер системы «Говорящий город», который предоставляет ее пользователям не только информацию, необходимую для навигации, но и справочную информацию об истории и жизни Филармонии сегодня.
Радиомаячки, помогающие найти вход в здание и в кассовый зал, появились в Большом зале ещё в 2016 году. А в мае 2023-го система была расширена до полноценного ориентирования внутри помещений, добавлены исторические справки и информация о жизни Филармонии.
«Мы провели два круглых стола — с врачами и с представителями учреждений культуры, имеющими соответствующий опыт, чтобы понять, как грамотно построить свою работу. В результате мы достаточно предсказуемо удостоверились в том, что люди с нарушением слуха в визите в Филармонию не заинтересованы: кроме того, установка индукционных петель — специальных устройств, купирующих посторонние звуки и позволяющих пользователям сосредоточиться на главном источнике звука, в наших залах невозможна в силу большого объема помещений», — рассказала специалист по доступной среде Филармонии имени Д.Д. Шостаковича Мария Угрюмова.
Она также добавила, что и учреждению объективно сложно обеспечить комфорт и для слушателей с ментальными особенностями: в этом случае очень высока индивидуальность нарушений, учесть все их варианты почти нереально. Если, например, человек не готов к громкому звуку, яркому свету или боится скоплений людей — невозможно сделать так, чтобы ему было спокойно и уютно на концерте.

Максим Озеров на тест-прогулке по Филармонии. Фото: Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д.Д. Шостаковича
«Получается, основные две группы слушателей с особенностями здоровья, на обеспечении чьего комфорта мы сосредоточены, — это слушатели с нарушением опорно-двигательного аппарата и слушатели с нарушением зрения», — говорит Мария Угрюмова.
Большой зал Филармонии уже более 15 лет оборудован подъемной платформой и лифтом для удобства людей на инвалидных колясках. Для комфорта слушателей с нарушением зрения Большой зал также оборудован табличками с шрифтом Брайля, а в гардеробе таким слушателям выдаются тактильно-рельефные альбомы, содержащие информацию как о конфигурации помещения, так и об истории Филармонии, составе симфонического оркестра, установленном в Большом зале Филармонии органе.