Статья

«…И мы ужаснулись»: скандал в коррекционной школе Петербурга

Два дня родители записывали на диктофон, что происходит на уроках, и узнали про связывания, буллинг и “палки”. Прокуратура и СК уже в деле.

«…И мы ужаснулись»: скандал в коррекционной школе Петербурга

Школа №4 Василеостровского района. Фото: Фото: gov.spb.ru

Прокуроры начали проверку школы № 4 Василеостровского района. Там учатся дети с ментальными проблемами. Родители ждали от учителей эмпатии и особого подхода к детям. Но теперь подозревают, что всё обучение сводилось к просмотру мультиков, дисциплины в классе добивались криками, а, возможно, и физическим насилием.

Внезапная деградация

Первые подозрения о как минимум «неподобающем поведении» учителей у родителей возникли ещё в феврале этого года, когда дети стали вести себя странно. Например, как рассказали родители учеников, один из мальчиков попросил связывать ему ноги во время выполнения домашнего задания. Другой, сын известного фотографа Александра Петросяна Марк вдруг сильно сдал назад в развитии. У мальчика проблемы со зрением и лёгкая отсталость в развитии (что, впрочем, не мешает ему активно развиваться и заниматься спортом).

— В марте у нас был консилиум, и мне сказали, что развитие Марка ухудшилось. Я была в шоке, потому что не замечала этого. Уже потом поняла, что ребёнок был просто запуган. А нам говорили, что дети сами наносят себе повреждения: падают, пальцы случайно прищемляют, — рассказала мать Марка Ольга Петросян. — В ноябре у сына был синяк на пальце, он с трудом из-за этого писал. В школе сказали, что он придавил палец на физкультуре скамейкой. На комиссии после консилиума меня стали активно уговаривать забрать ребёнка в другой класс, перевести на другую программу — для детей не с легкой умственной отсталостью, а со средней.

Ольга написала в родительский чат и спросила, как успехи у других детей. А заодно сообщила, что Марка будет переводить на другую программу в школу на Гаванской улице. И тут выяснилось, что и других детей родители планируют перевести, потому что у всех умственная отсталость стала прогрессировать.

По словам Ольги Петросян, в первом дополнительном классе «А», где учится Марк, было пять детей. Двое из них — воспитанники сиротских учреждений района, они остаются в этом классе. А двоим детям, живущим с родителями, предложили уйти в другую школу.

Справка

Школа № 4 Василеостровского района на Среднем проспекте, 80, была основана еще в 1897 году как детский приют. С 1946 по 2000 год она функционировала, как вспомогательная школа. С 2000 года Специальная (коррекционная) школа №4 VIII вида Василеостровского административного района г. Санкт- Петербурга. С 2009 года – Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. В ней учатся дети с интеллектуальными нарушениями.

Ужаснулись и родители, и юрист

Один из мальчиков, Артём, умеет говорить, и он рассказывал родителям, что его обижали. Услышав такое от сына, мать Артёма решила положить в портфель ребёнка диктофон.

— Два дня, 27 и 28 апреля, велась запись всего, что происходило во время уроков, и мы ужаснулись, — говорит Ольга Петросян.

29 апреля 2023 года родители Артёма сняли у сына побои.

Ужаснулся и юрист Никита Сорокин, к которому родители пришли, получив в школе отказ в помощи. Как сообщила Ольга Петросян, родители трижды ходили к руководству школы, но им отвечали, что идёт некое расследование. А 18 мая мать Артёма уже с юристом в очередной раз пришла к директору. Там, по словам Ольги Петросян, находилась юрист комитета по образованию. Она уведомила петербуржцев, что оснований для увольнения педагогов нет. После чего родители решились на огласку и обратились к своему юристу.

Никита Сорокин изучал записи два дня. И был, по его словам, просто в шоке. Он рассказал, что во время образовательного процесса педагоги занимаются не детьми, а болтовнёй. «Они обсуждают личную жизнь свою, коллег, родителей, обсуждают, кому можно рожать, а кому нет, уничижительно отзываются о национальностях детей, используя слово "армяшка"», — написал Никита в соцсетях.

— Я так понял, что к одному из детей применялась физическая сила, — говорит Сорокин. — Они (педагоги — прим. ред.) обсуждают, что ребёнок просится к женщине-педагогу, потому что она детей не бьёт.

При этом, можно услышать, что они регулярно задают детям вопросы: «Хотите палки?» и предлагают что-то сделать линейкой.

И ребёнок очень живо реагирует. Когда его просто стращают, у него реакция одна, а здесь он сразу начинает кричать: «Не надо!» Это говорит о том, что к детям, вероятно, применяется насилие. И другие обсуждения. Например, говорят про ребёнка: «У тебя голова, как чемодан, кажется, она еще больше стала», — заключает юрист.

Ольга Петросян с сыном Марком. Фото из семейного архива

Ольга Петросян с сыном Марком. Фото из семейного архива

Буллинг для малышей

Родители и юрист предполагают, что были и другие «опасные странности» в поведении взрослых в школе. Так, по словам Никиты Сорокина, педагоги учат детей открывать окна, хотя класс находится на третьем этаже. Это опасно, в том числе потому, что педагоги (это слышно из записи) не сидят в классе непрерывно. Они выходят из аудитории.

Детям с ментальными нарушениями в школах положены не только педагоги, но и тьюторы, которые бы сопровождали их на переменах, помогали на уроках. Но Ольга Петросян говорит, что её сына Марка никто не сопровождал, по школе он передвигался самостоятельно.

— Можно услышать, как взрослые практикуют буллинг, — рассказывает Никита Сорокин. — Ребёнок совершил проступок, но вместо того, чтобы сделать замечание и успокоиться,

учитель 10 минут с ним разговаривает, а ребёнок в это время плачет. Потом разговор прекращается, ребёнок затихает, и учитель снова начинает его бранить.

Из того, что я слышал, ребёнку грозили, что он не будет смотреть мультики, хотя мультфильмы в школе этим детям смотреть и так не следует. Тем не менее, педагог это говорит, другие дети это слышат и подключаются, начиная дразнить провинившегося, что они будут смотреть мультфильмы, а он — нет. Ребёнок должен был идти на индивидуальный урок логопедии, но после такого скандала о каком эффекте от занятия можно говорить?

По словам Никиты Сорокина, у двоих детей из первого дополнительного класса зафиксирована деградация, произошедшая за учебный год.

— Это говорит о том, что с ними не занимались. В принципе аудиозаписи это подтверждают, — заключает Никита Сорокин.

Официально

23 мая родители обратились в Следственный комитет с просьбой помочь им решить проблему. Прокуратура проверку уже начала. В самой школе сообщают, что все вопросы следует задавать пресс-службе администрации Василеостровского района, но уточняют, что школа тоже ведёт свою проверку. Как давно начата эта проверка, секретарь сообщить не смогла.

«Поводом для организации проверки послужило коллективное обращение законных представителей несовершеннолетних в прокуратуру района. В ходе проверки надзорное ведомство даст оценку исполнению должными лицами учреждения законодательства о несовершеннолетних, а также об образовании. Вопрос о принятии мер прокурорского реагирования будет решен после завершения всех проверочных мероприятий», — сообщили MR7 в городской прокуратуре.

На сайте администрации района сегодня появилась информация, из которой следует, что якобы даже руководство школы до 21 мая о случившемся не знало. «По данному факту (обращения родителей — ред.) в настоящий момент администрацией района и районной прокуратурой ведётся тщательное расследование. Педагоги, в отношении которых идёт проверка, отстранены от образовательного процесса. По результатам виновные будут привлечены к ответственности в соответствии с законодательством, вплоть до увольнения».

UPD 20:30: Следственный комитет по Петербургу начасл процессуальную проверку лучившегося в школе. Председатель СК Александр Бастрыкин поставил ход процессуальной проверки на контроль в центральном аппарате ведомства и затребовал у и.о. руководителя ГСУ СК России по Петербургу Олега Бобкова доклад о её предварительных и окончательных результатах.

share
print