В ночь с 20 на 21 мая в Петербурге уже в 17-й раз прошла «Ночь музеев». Перед горожанами свои двери распахнули 120 культурных площадок — все они подготовили особенную программу. В этом году к акции присоединились ещё 15 новых заведений. Рассказываем, где гуляли, что слышали и чему этой ночью научились в Петербурге.
Математическое современное искусство и курсанты
Главной темой «Ночи музеев» в этом году стал «опыт» — большинство резидентов подготовили программу с акцентом на воспитание и обучение. В Кронштадте тему восприняли буквально и показали научные опыты — в Итальянском дворце, который впервые принял участие в акции, петербуржцам продемонстрировали радиоприборы и электронику, большинство из которой разработал Александр Попов. Некоторое изобретения гости дворца протестировали на себе — так, например, самым маленьким посетителям музея приглянулся «Телеграфный ключ» — прибор для передачи сообщений с помощью азбуки Морзе.
Одно из изобретений Александра Степановича Попова. Фото: Дарья Дмитриева / MR7
Итальянский дворец был построен в 1720—1724 годах по проекту немецкого зодчего Иоганна Фридриха Браунштейна. Затем спустя два века облик здания неузнаваемо изменился после того, как архитекторы Эдуард Анерт и Алексей Акутин несколько раз перестраивали его. По одной из версий, название «Итальянский» дворец получил из-за стиля, в котором построен. Долгое время здесь располагалось Морское инженерное училище.
С 2011 года в Итальянском дворце располагается сразу несколько музеев: экспозиция современного искусства «Герметаж Архив» и филиал Центрального военно-морского музея «Кронштадтская крепость».
Второй этаж встретил посетителей более современной наукой. Выставка комбинаторного (то есть математического) искусства — это уникальный художественный проект, объединивший в себе точные науки.
— Алгебра и математика используются как художественная техника в этом проекте, — рассказывал экскурсовод.
Проект стилизован под XVIII век — эпоху зарождения отечественной науки. Фото: Дарья Дмитриева / MR7
В соседнем от современного искусства зале расположилась ещё одна новая экспозиция — «Герои нашего времени — герои СВО». На четырёх стендах представлены фотографии участников «спецоперации» из Кронштадта. Всего 40 табличек с именами живых и погибших. В карточках у некоторых указаны и обстоятельства смерти при выполнении боевого задания.
Экспозиция «Герои нашего времени — герои СВО». Фото: Дарья Дмитриева / MR7
В завершение программы для зрителей устроили небольшой концерт живой музыки. Его слушали и курсанты из нескольких военных училищ Кронштадта, пришедшие в ночное время в музей.
В гостях у графа
Акцент на XVIII век в этом году сделали и в одном из филиалов Русского музея — Строгановском дворце. Вместе с посетителями по залам гуляли артисты в костюмах эпохи барокко.
Перенесясь из XXI в XVIII век, не забывайте отключать телефон или незаметно прятать его в свой костюм. Фото: Дарья Дмитриева / MR7
Во время музейной программы «Свет просвещения» гостей сопровождали не только графы и графини, но и живая музыка: в течение вечера три струнных квартета играли популярную классику эпохи Возрождения во внутреннем дворике.
Строгановский дворец построен в 1753–1754 годах архитектором Франческо Бартоломео Растрелли. Семья Строгановых владела дворцом до Октябрьской революции 1917 года, затем его передали Институту прикладной ботаники и другим компаниям. Статус музея дворец получил только в 1989 году. Сейчас здесь располагается один из филиалов Русского музея.
Уличную программу завершили за час до полуночи, и музыканты вместе с посетителями переместились на второй этаж дворца.
Уставшие от графских развлечений гости дворца. Фото: Дарья Дмитриева / MR7
Пляски босиком и загадки в саду
Музыка в эту ночь звучала и во дворике на Фонтанке — в саду музея-усадьбы Гавриила Державина читали стихи Анны Ахматовой и Велимира Хлебникова — эти поэты спустя века вдохновлялись творчеством Державина, актёры танцевали босиком и пели. Ученики мастерской Мурада Султаниязова при театре «Буфф» исполнили несколько номеров по мотивам произведений поэтов в амфитеатре под открытым небом.
В 1791 году в недостроенное двухэтажное здание особняка на Фонтанке переехала семья Державиных. Работы закончили только к 1794 году — так в доме появился театр и оранжерея, где выращивали ананасы. Супруга поэта прожила в особняке до самой смерти, но после её кончины в 1842 году здание несколько лет пустовало.
Литературно-мемориальный музей, один из филиалов Всероссийского музея Александра Пушкина, открылся здесь в 2003 году.
Во время второй части экскурсии через литературный квест посетителей познакомили с садом и показали самые таинственные его уголки: берега прудов, где Державин сочинял свои стихи, мостики, по которым гуляла его супруга Дарья Алексеевна.
Зрителям предложили и самим понять — что же вдохновляло Державина в его саду? Чтобы пройти по аллеям, посетителям показали загадки на сопоставление цветов из оранжереи и строк из произведений.
На закуску — «Облако без штанов» или «Пожар сердца»
Самым популярным местом этой ночи стал ещё один дворик на Фонтанке — после заката в Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме выстроилась 30-метровая очередь. Здесь с 18 часов и до 6 утра отмечали праздник в честь русского авангарда — «Дыр бул щыл».
Композиция во дворе Фонтанного дома. Фото: Дарья Дмитриева / MR7
В течение всех 12 часов под окнами поэтессы выступали народные артисты, вальсировали и создавали музыку из воздуха. Так, участники танцевальной агитбригады «Наш паровоз вперед летит!» вместе с гостями отплясывали под мотивы советского вальса.
Постановка по мотивам советской танцевальной площадки. Фото: Дарья Дмитриева / MR7
В это же время на соседней сцене актёры проекта «Музей+Театр» рассказали о жизни поэта и мужа Ахматовой Николая Гумилёва с помощью теней и прожекторов.
Помимо концертов и выступлений, которые проходили одновременно на двух сценах, посетителям предлагали смастерить себе новый литературный аксессуар — бумажную корону с цитатами из стихов Ахматовой, Гумилева и Маяковского.
Один из ночных поклонников музея. Фото: Дарья Дмитриева / MR7
Музей Анны Ахматовой занимает южный флигель Шереметевского дворца, где располагался доходный домы семьи графа. Само здание в 1920-м стало обычным жилым домом, где поэтесса и поселилась. Здесь она прожила с 1924 по 1952 год.
Музей во флигели открыли в 1989 году — к столетию со дня рождения Ахматовой.
В соседней от мастерской палатке предлагали и подкрепиться. Закусками в виде «Души на блюде» (отварной картошкой), «Жёлтой кофты Маяковского» (бутербродом с сыром) или «Облаком в штанах» (шоколадным зефиром) — для любителей зефира без шоколада было придумано «Облако без штанов» — и другими литературными блюдами угощали в вознаграждение за знание поэзии Серебряного века. Оплатить деликатесы можно было исключительно «татликами» — так в ахматовском дворике в эту ночь прозвали местную валюту, а чтобы ее заработать, петербуржцы сочиняли поэмы, отгадывали стихи и «забирались» на башню талантов — проходили викторину по творчеству и жизни поэтов.
В эту ночь посетители всеми способами старались заработать «татлики». Фото: Дарья Дмитриева / MR7
А ещё дворик Ахматовой запомнился посетителям интересными локациями для фотографий, некоторые из которых — например, цепочки бумажных сердец,— создавали сами гости музея.
Гости создавали из бумаги украшения для себя и музея. Фото: Дарья Дмитриева / MR7