Истории

«Культура отмены» в РНБ — как руководство библиотеки подменило выставки

«Культура отмены» в РНБ — как руководство библиотеки подменило выставки

Афиша выставки Рериха в РНБ. Фото: Дарья Дмитриева / MR7

Торжественное событие — 88 лет со дня подписания Пакта Рериха в Российской национальной библиотеке (РНБ) планировали отметить в середине апреля. Для этого Международный Центр Рерихов (МЦР) привёз в Петербург часть своей коллекции. Однако накануне открытия только что установленную выставку начали демонтировать, а сотрудников Центра ещё неделю не пускали к экспонатам. При этом выставку в честь Рериха читателям РНБ всё-таки показали — правда, уже в середине мая, да и количество экспонатов сильно сократили. MR7 поговорил с вице-президентом МЦР о том, почему библиотека решила «отменить» художника и его последователей.

Демонтаж «моста в будущее»

Анонс первой выставки — «Красота старины — устой настоящего и мост в будущее», которая была посвящена 120-летию путешествия Николая Рериха по древнерусским городам, появился на сайте РНБ 12 апреля (сейчас запись уже удалили). Её подготовкой занималось московское отделение Международного Центра Рерихов. Специально для этого события сотрудники Центра сами приехали в Петербург и привезли репродукции картин Николая Константиновича, фотографии его жены, а также баннеры с информацией о каждом городе, который посетили Рерихи во время экспедиции.

— Нам помогали и сотрудники библиотеки — они передали материалы прессы из архивов РНБ, которые посвящены Рерихам, — рассказал вице-президент МЦР Александр Стеценко.

Первая, так и не состоявшаяся выставка накануне открытия. Фото: МЦР

Первая, так и не состоявшаяся выставка накануне открытия. Фото: МЦР 

Торжественное открытие экспозиции должно было пройти в Новом здании РНБ на Московском проспекте 15 апреля — в годовщину подписания «Пакта Рериха» — международного договор о защите культурного наследия. Сама выставка продлилась бы почти месяц. Однако, как рассказал Стеценко, вместо праздника накануне ему позвонили сотрудники библиотеки, которые занимались монтажом экспонатов и сказали, что ни торжественного открытия, ни самой выставки — не будет: им дали указ демонтировать экспонаты.

—По факту, выставку «арестовали» — когда мы приехали в библиотеку, двери в зал, где мы разместили наши экспонаты, закрыли, а нас попросили удалиться. 

И в течение недели нам эту выставку ещё и не хотели отдавать, — вспоминает Александр Стеценко.

Тогда сотрудники МЦР предположили — произошёл форс-мажор. В договоре о сотрудничестве Центра с РНБ (есть в распоряжении у MR7) указано, что перенести или отменить экспозицию могут, например, из-за мобилизации или других «распоряжений». Однако 14 апреля подобных «приказов» не поступало со стороны государства.

Афиша экспозиции, которую подготовил Центр Рерихов. Фото: МЦР

Афиша экспозиции, которую подготовил Центр Рерихов. Фото: МЦР

— Только спустя неделю наши сотрудники всё же дозвонились до РНБ и получили разрешение хотя бы забрать экспонаты, — отметил вице-президент Международного Центра Рерихов.

Узнать о причинах отмены выставки Стеценко так и не смог — на официальный запрос, который он направил руководству РНБ ещё 17 апреля, ответа так и не последовало. Помимо библиотеки, на вопрос об отмене выставки пока не ответили и в министерстве культуры, куда Центр направил открытое обращение.

— Вот так взять и всё зачеркнуть — это грубейший акт невежества! Кроме того, Рерих — уроженец Петербурга. И такое оскорбление великого человека в его родном городе… Тьма невежества! — возмущается Александр Стеценко.

Вместо годовщины — «тридевятое царство»

Однако в самой библиотеке про Рериха не забыли. О том, что состоится новая выставка, посвящённая деятельности художника, читатели узнали из анонса на сайте РНБ 11 мая (именно в этот день должна была закончиться изначально запланированная экспозиция). Причём, как уверяют в библиотеке, выставка была доступна с 6 мая, просто рассказать не успели.

Новая экспозиция, которую подготовила сама библиотека. Фото: Дарья Дмитриева / MR7

Новая экспозиция, которую подготовила сама библиотека. Фото: Дарья Дмитриева / MR7

Место — центральный выставочный зал Нового здания, и повод менять не стали — вторая и всё-таки состоявшаяся экспозиция также посвящена 120-летию экспедиции Рерихов. Поменяли только название — «Тридевятое царство Николая Рериха», и срок проведения — вместо месяца, как планировалось с первой выставкой, новую экспозицию можно посетить лишь в течение 10 дней.

— О том, что они всё-таки откроют выставку, я не знал — нас не предупредили. Но я видел фотографии — два стенда и какие-то трубы с черепами… Это какая-то дикость, — рассказал Александр Стеценко.

Центральная часть выставки — проектор с фотографиями. Всего около 10 слайдов — города, которые посетили Рерихи. Фото: Дарья Дмитриева / MR7

Центральная часть выставки — проектор с фотографиями. Всего около 10 слайдов — города, которые посетили Рерихи. Фото: Дарья Дмитриева / MR7

Выставка РНБ действительно состоит из картонных труб, напоминающих забор, бумажных черепов и восьми стендов — внутри несколько книг о Рерихах. Рядом — проектор с презентацией городов, в которых побывал художник. Корреспонденту MR7 показалось, что концепция очень напоминает задумку изначальной выставки — только репродукции картин и фотографий, которые составляли основу экспозиции, отдали Центру, а то, что осталось — всё-таки представили посетителям. Теперь на изучение всех экспонатов требуется не более пяти минут.

«Новые порядки» 

Так как на запрос MR7 о причинах отмены первой выставки пресс-служба библиотеки не смогла ответить оперативно, своими догадками поделились сами сотрудники РНБ. Они, как и вице-президент МЦР, связывают неожиданную отмену экспозиции с неофициальным приказом от министерства культуры.

Сам Центр является общественной организацией, а экспонаты, большинство из которых — картины, им передал сын художника Святослав Рерих. Однако начиная с 2000-х годов Минкульт пытается оспорить право МЦР на владение картинами — в 2016 году министерству удалось получить постановление и изъять у Центра 288 картин. Сейчас они находятся на хранении в Государственном музее Востока.

— У нас было давнее хорошее сотрудничество с библиотекой. Мы неоднократно выставляли разные выставки, посвящённые культурным событиям нашей страны. Но после того, как к ним пришёл новый директор, видимо, порядки изменились, — отметил Александр Стеценко.

share
print