Истории

Колокольня Растрелли или каре Стасова: Совет по сохранению наследия обсудит идеи возрождения звонницы

Колокольня Растрелли или каре Стасова: Совет по сохранению наследия обсудит идеи возрождения звонницы

Эскиз восстановления колокольни Смольного собора / Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры Санкт-Петербурга

В конце мая Совет по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга обсудит вопрос о строительстве колокольни Смольного собора. Идея возрождения звонницы обсуждается последние несколько лет. Эксперты опасаются, что строительство колокольни на «родном» месте может негативно сказаться на других исторических постройках. Но инициаторы восстановления нашли выход: колокольню можно построить, сместив на несколько метров к центру площади Растрелли.

Сместить и восстановить

В данный момент инициатива воссоздания колокольни Смольного собора принадлежит Фонду содействия восстановлению объектов истории и культуры Санкт-Петербурга. Год назад, в рамках ПМЭФ-2022, фонд представил проект возведения колокольни.

Главный вопрос, который волнует экспертов: нужно ли вообще возводить колокольню на её историческом пятне или поблизости от него? Чтобы построить её в границах старого фундамента, надо будет фактически снести часть другого памятника — фрагменты каре корпусов Смольного монастыря, построенные по проекту архитектора Василия Стасова в 1820–1830-х годах. Извлечение 10 тысяч свай, забитых под фундамент колокольни еще в XVIII веке, может привести к деформации грунта и, следовательно, окружающих построек, включая сам Смольный собор.

В Фонде содействия восстановлению объектов истории и культуры считают, что на данный момент наиболее вероятным местом для колокольни, с технической точки зрения, считается площадь Растрелли. То есть немного в стороне от исторического пятна. Как считают представители фонда, там нет важных сетей и фундаментов.

Фото: Олег Золото / MR7

Фото: Олег Золото / MR7

Справка

Проект колокольни разработал автор комплекса Смольного монастыря Бартоломео Растрелли. Здание высотой 170 метров планировали разместить перед главным фасадом собора — между входными корпусами монастырского каре. Колокольня была построена до уровня второго яруса. Затем строительство остановилось из-за того, что необходимо было отлить и поднять огромный колокол, после чего работы должны были продолжиться. Однако этому помешали Прусская война и смерть императрицы Елизаветы Петровны. Некоторое время построенные два яруса использовались для нужд монастыря, но в 1830-х годах недостроенные части колокольни разобрали, а на их месте был разбит газон.

Не утраченная, а «недостроенная»

Совет по сохранению культурного наследия еще несколько лет назад собирался рассмотреть проект колокольни Смольного собора, однако теперь для этого есть существенные основания — официальный статус фундамента как памятника археологии.

Пятно фундамента колокольни было обнаружено в 2010 году, когда Институт истории материальной культуры РАН по заказу ЗАО «Озерки» провел археологические исследования. Однако тогда фундамент не был поставлен под охрану в качестве памятника археологии.

В 2013 году к проекту вернулась компания «Арсенал–Недвижимость», которая занималась строительством Воронцовского дворца на Мебельной улице — другого проекта Растрелли. Тогда, по мнению инициаторов достройки сооружения, колокольня могла бы стать памятником правлению Елизаветы, которое в Петербурге не было никак увековечено. В качестве одного из вариантов названия предлагалась «Елизаветинская колокольня».

После этого на объекте проводились археологические разведки, и в итоге в марте 2023 года КГИОП издал распоряжение о признании фундаментов колокольни выявленным памятником археологии. Официальное название объекта: «Фундамент недостроенной колокольни Смольного монастыря 1751–1767 гг. с прилегающим культурным слоем». В распоряжении КГИОПа колокольня обозначена как «недостроенная».

В границы памятника попало пятно колокольни, включая современный газон. Помимо фундаментов колокольни исследовали и новое место — ближе к площади Растрелли, там были обнаружены остатки утраченной ограды.

Макет восстановления колокольни Смольного собора / Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры Санкт-Петербурга

Макет восстановления колокольни Смольного собора / Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры Санкт-Петербурга

Видовые споры

Заместитель председателя общества защиты памятников «Старый Петербург» Александр Кононов считает, что имеющийся на данный момент ансамбль Смольного собора — это исторически сложившийся цельный объект. «Растрелли реализовал другой вариант Смольного собора, что хорошо видно на макете варианта с колокольней в музее Академии художеств. Уникальный ансамбль монастыря развивался и дошел до нашего времени как ансамбль без колокольни. Сегодня это — памятник, то есть подлинное и неизменное единство построек XVIII-XIX века», — говорит эксперт.

В свою очередь, генеральный директор «Архитектурной мастерской Мамошина», вице-президент Санкт-Петербургского Союза архитекторов Михаил Мамошин считает, что строительство колокольни — это не создание нового архитектурного объекта, а завершение ансамбля. И, по его мнению, объект обогатит панорамные виды центра города.

«С дальних точек обзора колокольня приобретает значение четко выраженного пространственного ориентира, обеспечивающего композиционную завершенность панорам. С ближних также придает панорамам бοльшую композиционную завершенность: оказывается в фокусе перспективы Суворовского проспекта, эффектно замыкает перспективу плохо оформленной̆ эспланады в конце Шпалерной улицы, а также «снимает» однообразие пейзажа, видимого с пересечения Шпалерной и Потемкинской улиц», — считает архитектор.

Директор Фонда сохранения культурно-исторического наследия «Голодай» Олег Мухин считает, что в вопросе о строительстве колокольни речь идет не о воссоздании, не о «завершении неоконченного строительства», а именно о новом строительстве.

— Даже если бы кому-то пришло в голову разбирать каре, то и исторические сваи, скорее всего, пришлось бы демонтировать как утратившие свою несущую способность, — объясняет Олег. — Обсуждается новое строительство нового здания на новом месте. Что в настоящий момент противоречит действующему законодательству. Это всего лишь одна, техническая, причина, по которой проект не может быть реализован.

«Всегда обсуждалось и обсуждается сейчас именно историческое место. Согласно действующему законодательству, на нем уже сейчас можно воссоздать колокольню, но только до ее фактически построенной величины. Мы опасаемся вреда окружающему памятнику и кроме идеи строительства на историческом пятне рассматриваем новое место как новое строительство. Так же реализуется и проект церкви Бориса и Глеба на Синопской набережной: ее тоже не поставить на изначальном месте, поэтому совместно с городом и архитектурным сообществом было принято решение его сместить и задействовать буквально 10% исторического пятна фундамента», — подчеркивает член попечительского совета Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге Анна Хмелева.

В фонде считают, что строительство колокольни было именно прервано, а не сознательно остановлено. Сейчас эксперты ожидают чертежи из Польши, которые, вероятно, разъяснят этот вопрос. «Дело в том, что в 1776 году польский магнат — граф Игнатий Потоцкий — приобрел коллекцию (301 документ) чертежей, эскизов и рисунков Растрелли. Сейчас она хранится в Варшавской национальной библиотеке», — отмечают в фонде.

Эскиз восстановления колокольни Смольного собора / Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры Санкт-Петербурга

Эскиз восстановления колокольни Смольного собора / Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры Санкт-Петербурга

Справка

Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры Санкт-Петербурга занимается проектами, направленными на воссоздание исторического облика города.

В 2021 году фонд выступил с инициативой помочь Смольному собору с восстановлением главной святыни храма — утраченного в 1970-е иконостаса работы Максимилиана Месмахера.

При поддержке фонда была также оформлена входная группа Смольного собора, создан макет монастыря по замыслу Растрелли. В планах — создать музей в чердачном пространстве собора. В октябре 2022 года в собор был передан точный список с чудотворной иконы Феодоровской Божией Матери, хранящейся в Богоявленско-Анастасиином женском монастыре в Костроме.

При поддержке фонда завершена реставрация церкви Пресвятой Троицы в составе Киновии Александро-Невской Лавры на Октябрьской набережной, а также продолжается воссоздание храма иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (с грошиками) на проспекте Обуховской Обороны. Среди предстоящих проектов — воссоздание церкви Бориса и Глеба на Синопской набережной и установка памятного знака в честь первого петербургского храма — Троице-Петровского собора на Троицкой площади. На набережной Обводного канала продолжается восстановление Санкт-Петербургской православной духовной академии, которая ведет свою историю с эпохи Петра Великого.

share
print