Репортажи

СПбГУ пытается откреститься от преподавателя, которая провела альтернативную экспертизу по делу Скочиленко

СПбГУ пытается откреститься от преподавателя, которая провела альтернативную экспертизу по делу Скочиленко

Саша Скочиленко. Фото: Олег Золото / MR7

В Василеостровском районном суде 20 апреля сторона защиты Саши Скочиленко, обвиняемой в «фейках об армии», начала представлять доказательства её невиновности. Адвокаты озвучили альтернативную лингвистическую экспертизу и допросили врача-кардиолога, которая обследовала Сашу в СИЗО.

СПРАВКА

Саша Скочиленко — музыкант, художница, автор комиксов о ментальном здоровье. Специалистка в области создания видеоконтента. Выпускница факультета свободных искусств и наук СПбГУ.

Уголовное дело о распространении «фейков об армии» (ст. 207.3 УК РФ) на Сашу завели после того, как она заменила несколько ценников в супермаркете на мини-листовки о событиях на Украине. За это ей грозит до 10 лет тюрьмы.

Саша находится в заключении почти год. У неё диагностированы многочисленные проблемы со здоровьем, среди которых непереносимость глютена и порок сердца. Для неё жизненно важно соблюдать диету.

«Содержит пропаганду и подмену понятий»

Сегодня впервые в заседании не смог участвовать адвокат Саши Юрий Новолодский. Это один из самых опытных и известных адвокатов Петербурга. У него диагностировали коронавирус, и ко дню суда Скочиленко не выписали с больничного.

Читайте также

Защитника Саши Скочиленко Юрия Новолодского хотят лишить адвокатского статуса

Замена произошла и со стороны обвинения. Запомнившаяся многим спорными заявлениями и действиями (например, самовольным уходом из зала и тем, что называла любые фото и видео угрозой безопасности участников процесса) помощник прокурора Василеостровского района Ирина Никандрова не пришла. Вместо неё прокуратуру представляла Анастасия Первакова.

Адвокаты Саши Дмитрий Герасимов и Яна Неповиннова. Фото: Олег Золото / MR7

Адвокаты Саши Дмитрий Герасимов и Яна Неповиннова. Фото: Олег Золото / MR7

Адвокаты огласили заключение специалиста-лингвиста Светланы Друговейко-Должанской. Она старший преподаватель кафедры русского языка СПбГУ, кандидат филологических наук. Специалист провела собственный анализ листовок Скочиленко, а также экспертизы, которая легла в основу материалов дела.

Друговейко-Должанская отмечает, что:

  • ни одно высказывание на листовках Скочиленко не попадает под определение ложной информации или дискредитации Вооружённых сил России;
  • некоторые из них вовсе не содержат слов об армии России (например, высказывание о Владимире Путине);
  • достоверность других слов подтверждается официальными источниками;
  • экспертиза, на которой базируется дело, ненаучна, ангажирована, содержит пропагандистские высказывания, подмену понятий и большое количество ошибок;
  • авторы экспертизы демонстрируют незнание даже школьных правил русского языка и незнание границ своих компетенций.

Авторы экспертизы по заказу следствия — коллеги Друговейко-Должанской по СПбГУ — филолог, доцент кафедры теории журналистики Анастасия Гришанина и политолог Ольга Сафонова (она же проводила экспертизу в деле «о фейках об армии» Виктории Петровой).

Атмосфера в коридоре Василеостровского районного суда перед началом заседания по делу Саши Скочиленко. Фото: Олег Золто / MR7

Атмосфера в коридоре Василеостровского районного суда перед началом заседания по делу Саши Скочиленко. Фото: Олег Золто / MR7

Сразу после оглашения альтернативной экспертизы представитель прокуратуры огласила ответ СПбГУ на запрос правоохранителей. В нём сказано, что университет не имеет отношения к экспертизе Друговейко-Должанской и что по одному делу может быть выдано только одно заключение от центра экспертиз СПбГУ. Больше того, юридическая служба СПбГУ обращает внимание на то, что Друговейко-Должанская работает по срочному договору и в сотрудничестве с ней был перерыв. Комментарий университета был приобщён к делу, но пока никак не повлиял на процесс.

Кардиолог: Скочиленко может умереть в заключении

В суде была допрошена также кардиолог Дарья Хащевская — она несколько раз обследовала Сашу Скочиленко в СИЗО. Врач подтвердила слова и документы стороны защиты о том, что в случае Саши есть реальный риск остановки сердца и содержание за решеткой ей только вредит.

— У Александры порок сердца, нарушения ритма и проводимости. Органическое заболевание периферической нервной системы, которое сопровождается обмороками. Они могут заканчиваться травматично, поэтому необходимы особые условия. Кроме этого, можно пропустить момент, когда будет необходима установка кардиостимулятора, — рассказала Хащевская.

Девушка Саши Соня: «Мы обе изменились за этот год»

Девушка Саши Софья Субботина общается с дипломатами европейских стран. Фото: Олег Золото / MR7

Девушка Саши Софья Субботина общается с дипломатами европейских стран. Фото: Олег Золото / MR7

Поддержать Сашу в Василеостровский районный суд пришли несколько десятков людей. В их числе — представители консульств Германии, Норвегии и Швеции.

Одна из слушательниц пришла в суд вместе со своей маленькой дочкой. Девочка подарила рисунок девушке Саши — Софье Субботиной. На нём изображены Саша, Соня и кот-мейнкун с мороженым в руках. Мама девочки рассказала, что они переписываются со Скочиленко, и та написала сказку специально для её дочери. А та — нарисовала иллюстрации к ней.

Фото: Олег Золото / MR7

Фото: Олег Золото / MR7

Главное событие для Сони — это первое разрешение на свидания с Сашей. В апреле они встретились в СИЗО уже дважды, сейчас подали заявку на май. Девушки в отношениях уже шесть лет, два из них они жили вместе.

— Мы обе изменились за этот год, потому что её заключение — сильный опыт. В первые месяцы Саша подвергалась ужасной травле в СИЗО, было насилие, и она писала мне: «Я боюсь, что я забуду, кто я и чем я раньше жила». Но это не так, к счастью, есть то, в чём она осталась прежней, — рассказывает Соня.

Девушка говорит, что не намерена уезжать из России, пока Саша не выйдет на свободу. Когда судебный процесс закончится, Соня планирует стать представителем Скочиленко по гражданским делам: это позволит им видеться чаще.

— Я смогу ходить к ней хоть каждый день и общаться без стекла, решётки и телефонной трубки (как это происходит сейчас. — Ред.). Первые месяцы Саша боялась, что я уйду от неё. Я ей повторяла, что я здесь, никуда от тебя не уйду, останусь с тобой в любом случае, — говорит Соня.

Несмотря на активную поддержку из разных стран, близкие Саши особого оптимизма не испытывают и надеются, что хотя бы срок в колонии будет небольшим.

Фото: Олег Золото / MR7

Фото: Олег Золото / MR7

Полная информация о деле Саши Скочиленко и делах других петербуржцев, которых обвиняют в распространении «фейков об армии», — в спецпроекте MR7. Мы также сделали бот в Telegram, где даём оперативные данные о судах по ст. 207.3 УК РФ.

share
print