«Арт-объект», объединивший в себе уличное искусство разных направлений, уже четыре месяца существует в Петербурге. Популяризировать стрит-арт решила лавка «Сетка», которая находится в историческом здании бывшего Варшавского вокзала — Vokzal 1853. В «анти-галерейном пространстве» (как сами создатели называют лавку) представлены произведения и начинающих авторов из разных регионов России, и известных городских художников. Среди них — резиденты Русского музея петербуржцы Стас Багс и Миша Маркер. При этом сама лавка также является объектом искусства, а в роли продавцов — настоящие художники.
Петербург не место для граффити
— Стрит-арт — это самое доступное из искусств. Это то, где ты не покупаешь билет, не стоишь в очередях, а просто выходишь на улицу и видишь, что творят художники, — считает основатель арт-лавки «Сетка» Кирилл Рейнхольдсон.
Несмотря на доступность, увидеть это искусство удается не всем. Большинство работ, которые появляются на улицах города, выполнены без согласования с властями и жителями. Поэтому коммунальные службы чаще всего закрашивают картины уже на следующий день. Компромиссом могут стать легальные площадки — так, например, в конце марта власти Петербурга заявили (правда, далеко не в первый раз), что планируют выделить в городе некоторые стены специально для создания граффити. Однако стрит-арт включает в себя не только рисунки. Художники уличной волны создают мозаики, скульптуры и даже мемы.
— Уличным художникам, которые делают скульптуры или одежду, также нужна площадка для самовыражения,
а начинающим авторам — возможность хотя бы просто показать свои работы, — отмечает Кирилл.
Одним из таких пространств легализованного творчества и хочет стать «Сетка». Идея сделать постоянную точку, в которой искусство уличных художников было бы легализовано, родилась у команды летом 2022 года после фестиваля «Back to the Roots». Этот ежегодный стрит-арт перформанс проходит в горах Северной Осетии, где авторы рисуют прямо на скалах. Тогда команда поняла — в Петербурге художникам не хватает пространства для своего творчества, а жителям — знаний, каким может быть уличное искусство.
— Питер — это город-музей. А стрит-арт — это несогласованное искусство, поэтому тут возникают разногласия. В последнее время начали появляться доступные стенки — пространства, которые открыты для художников. Но их мало, — считает резидент «Сетки», художник Константин Ужве.
Композицию «Возвращайся» лавке передал один из самых узнаваемых петербургских стрит-артистов Миша Маркер. В марте он создал баннер «Выдох», который разместил на рекламном щите. Фото: Дарья Дмитриева / MR7
Стрит-арт для всех
Изначально лавка стрит-арта открылась в середине декабря 2022 года на Московском рынке, а уже в апреле этого года «Сетка» переехала на Vokzal 1853 (в бывшее здание Варшавского вокзала на Обводном канале). По словам команды лавки, так любой посетитель может оказаться в культурном пространстве, зайдя за продуктами или пообедать.
— «Сетка» — это не про то, когда люди целенаправленно идут в музеи. А просто те, кто приходят на рынок покушать, заметив лавку, интересуются работами художников. Так некоторые становятся коллекционерами, — объясняет Кирилл.
Оранжевые камни, постеры, баллончики с краской и серая сетка — всё это не только элементы оформления лавки, но и само уличное искусство. Фото: Дарья Дмитриева / MR7
Оказавшись в арт-пространстве, прохожий погружается в атмосферу стрит-арта: зелёная будка, железная серая проволока вместо витрин и кирпичи как товар — снаружи. Внутри же бетонные стены, граффити и баллончики с краской. Всё это — атрибуты оформления «Сетки», которое напоминает уличное пространство. Такую концепцию, как и логотип, придумал художник Миша Либерти, известный росписью обычных строительных кирпичей. Сейчас он выступает в роли арт-директора «Сетки».
Помимо самого оформления лавки, московский автор Михаил Либерти (Цатурян) передал «Сетке» несколько своих фирменных работ. С помощью обычных строительных кирпичей и красок художник интерпретирует персонажей и сюжеты.
Сам художник знаменит во всё мире благодаря его инсталляциям на американском фестивале Burning Man. В 2019 году он привёз туда фигуру «Slonik». По словам самого Цатуряна, надувной жёлто-зелёный слоник высотой в 23 метра должен был привлечь внимание к проблемам жестокого обращения с этими животными.
Кирпичи на прилавках «Сетки», которые раскрасил Миша Либерти. Фото: Дарья Дмитриева / MR7
— У нас сохранены некие атрибуты, присущие уличному искусству — массовость, доступность. Мы не делаем из «Сетки» галерею, куда можно прийти только по приглашениям. Мы делаем искусство для всех и пытаемся объяснить его на доступном языке, — рассказывает Илья Мягков, который занимается подбором работ и коммуникацией с художниками.
Оставить «свой след» не только на стенах решил художник Ульрих. Работы из серии «Лица» сделаны из гипсовых слепков с его лица. Фото: Дарья Дмитриева / MR7
Как считает команда, самое главное отличие «Сетки» от других подобных проектов — доступность, как местоположения, так и самой концепции. Лавка является «точкой соприкосновения» художника и зрителя.
— Многие годами следят за работами художника в интернете. В лавке же они могут напрямую соприкоснуться с их творчеством, — объясняет Илья. — Но мы нацелены ещё и на то, чтобы связать людей, которые не признают стрит-арт, и художников, которые хотят высказываться.
По наблюдениям Ильи, тех, кто негативно относится к любому проявлению стрит-арта, среди петербуржцев большинство. Поэтому основная задача «Сетки» — развеять этот миф.
— Уличное искусство у многих ассоциируется с граффити и вандализмом. Безусловно, бывают разные истории — например, когда рисуют на объектах культурного наследия. Поэтому жители часто выступают против, — рассказывает Илья.
Тему «кирпичей» в своём творчестве решил продолжить и резидент петербургского музея современного искусства Эрарта Стас Багс. Выставки с участием его работ проходили и в Русском музее, и в Эрмитаже.
Уличные работы художника можно встретить на стенах по всей стране. Его отличительная черта — подпись. Багс помечает свои произведения числом «1984» — датой своего рождения.
Одна из фигур художника Стас Багс. Фото: сайт музея современного искусства Эрарта.
«Сетке» Стас Багс передал не только кирпич с портретом писателя Владимира Маяковского, но свои «чертежи». Эта серия родилась из зарисовок на полях учебников, которые Стас делал в институтские годы. Фото: Дарья Дмитриева / MR7
Помимо недовольных жителей, одной из главных проблем уличных художников в Петербурге является, как они говорят, город. Большинство построек находится под охраной комитетов, а согласовать с ними работы почти невозможно. Ещё одна сложность — сами рисунки. Грамотно вписать яркие полотна в исторический облик с пастельными тонами — очень сложно.
Обыграть петербургскую тему решила и художница Оля Мазя — в «Сетке» представлена её коллекция «упоротых городских достопримечательностей». Фото: Дарья Дмитриева / MR7
Однако команда уверена — стрит-арт мог бы стать украшением даже для дворов центральных районов. В качестве «холстов» для новых арт-объектов художники могут использовать трансформаторные будки, гаражи, заброшенные здания и временные строительные заборы.
— Есть случаи, когда техническим или временным постройкам придают новые художественные формы с помощью стрит-арта, — рассказывает Илья. — Город приобретает больше культурных ценностей, а художников не арестовывают и не закрашивают — свобода самовыражения.
Сделать из бетонного забора достопримечательность решил и новосибирский уличный художник Миша Мак — в 2021 году на Канонерском острове Петербурга он изобразил свою версию 300-рублёвой купюры. Это граффити он перенёс и на бумагу, сделав пачку денег специально для «Сетки».
Сам художник постоянно путешествует по России, оставляя свои «отпечатки» в виде граффити в разных города.
Авторские купюры от Миши Мака. Фото: Дарья Дмитриева / MR7
Новые формы
Большинство работ в лавке представлены в единственном экземпляре. Художники готовят свои произведения специально для «Сетки». Или отдают часть своей «малотиражной» продукции — коллекции, которые состоят не более чем из десяти экземпляров.
— У каждого автора есть работы, которые не попадают под формат выставок. В экспозиции обычно берут только серии, а художники создают и самодостаточные произведения — у меня, например, это отдельные пейзажи, натюрмортики. Для выставки они не подойдут, а «Сетка» — это как раз то место, где такие работы можно показать аудитории, — объясняет Костя.
Петербургский художник и дизайнер, который создаёт панно со сказочными сюжетами. Его работы команда «Сетки» считает одними из самых узнаваемых, хотя Константин работает в разных техниках, используя маркеры, аэрозоль, коллажирование, акрил и другое. Так, например, осенью 2022 года он создал свой портрет писателя Сергея Довлатова для ежегодного фестиваля «День Д».
Костя Ужве вместе со своей работой. Фото: соцсети художника.
В «Сетке» же выставлены не только стикеры и панно Кости Ужве, но и расписанные баллончики из под краски. Фото: Дарья Дмитриева / MR7
Преимуществом лавки для художников Костя также считает не только продвижение, которое актуально больше для начинающих авторов, но и возможность попробовать себя в разных видах стрит-арта.
— Есть такие авторы, кто работает только с гипсом. Мы же делаем с этими художниками картины или футболки. Таким образом, раскрывается творческий потенциал, а для авторов это возможность попробовать себя в новых направлениях, — рассказывает Кирилл.
Попробовать себя в разных стилях решил и Миша Мак — вместо привычного полотна или стены он использовал скейт. На заднем плане — постеры художника Вовы Цыгана. Фото: Дарья Дмитриева / MR7
С помощью подобных уникальных коллабораций «Сетка» сумела привлечь более 20 авторов из разных регионов России. Несмотря на то, что изначальная концепция лавки заключалась в популяризации художников именно петербургской «сцены», уже в январе в «Сетке» появились журналы и раскраска красноярского арт-объединения «Среда».
— Увеличивать количество художников важно потому, что таким образом мы расширяем охват — люди знакомятся с начинающими и малоизвестными авторами, — объясняет Илья.
Популяризировать стрит-арт «Сетке» помогают и сами художники. Одна из них — Влада MV Picture, которая работает арт-консультантом в лавке. Девушка в своих работах использует каллиграфию и создаёт новые шрифты из персонажей. Художница рассказала MR7, что пришла в стрит-арт в 2018 году, вдохновившись творчеством британского стрит-артиста Бэнкси — тогда она тоже рисовала на стенах. Её розово-фиолетовых человечков можно встретить как в Мурино, так и во дворах на Каменноостровском проспекте. Некоторых из них она перенесла и на холсты.
Одна из уличных работ Влады. Фото: telegram-канал художницы
Художница и арт-консультант Влада вместе со своими работами. Фото: Дарья Дмитриева / MR7
Помимо коллабораций с известными авторами, «Сетка» выпустила коллекцию футболок с «Новыми городскими художниками». Это проект, в котором воспитанники психоневрологических интернатов создают своё современное искусство.
Один из принтов, которые создали «Новые городские художники». Фото: Дарья Дмитриева / MR7
Также «Сетка» каждому покупателю предлагает создать свой арт-объект — раскрасить кирпич или пакет. Некоторые из этих экземпляров остаются в самой лавке, становясь частью арт-объекта.
Узнать о новых произведениях и самих творцах можно в telegram-канал «Сетки»: каждую субботу у них выходит подборка новых работ.