Петербургского поисковика Олега Белоусова приговорили к 5,5 годам колонии общего режима. С учётом срока, отбытого в СИЗО, это 4,5 года. Сторона защиты настаивала на его полном оправдании: по мнению адвоката, дело не соответствует основным признакам статей 207.3 (фейки об армии) и 280 (призывы к экстремизму) УК РФ. Однако судья Московского районного суда Петербурга Ева Гюнтер сочла доводы обвинения весомыми, а поведение Белоусова в интернете — общественно опасным.
Олег Белоусов — 55-летний петербуржец, инвалид III группы. Долгое время нигде не работал, воспитывал сына, которому требовалась особая помощь в связи с врождёнными особенностями. В последние годы занимался поиском исторических артефактов и металла. Коллекционер виниловых пластинок.
Уголовные дела о «фейках об армии» (ст. 207.3 УК РФ) и «призывах к экстремизму» (ст. 280 УК РФ) на него завели после заявлений от участников чата группы «Питерские копатели» в соцсети «ВКонтакте». С некоторыми из них раньше вместе ездил на раскопки.
Мужчину задержали 28 июня 2022 года, с тех пор он находится в СИЗО. Максимально возможный срок по статье 207.3 УК — 10 лет тюрьмы, а по статье 280 — 5 лет.
Перед судом. Фото: Анна Мотовилова / MR7
«Надуманность и несостоятельность» потянули на 9,5 лет
Сегодняшнее заседание суда началось с прений сторон. Сторона обвинения просила для Олега Белоусова 9 лет 6 месяцев колонии общего режима с последующим запретом на активность в интернете на пять лет. Этот срок учитывает смягчающие обстоятельства (инвалидность Белоусова и его сына): по статье «о фейках об армии» прокуратура запросила 8 лет из максимально возможных 10, а по статье о призывах к экстремизму — 3 года из 5.
— Белоусов неоднократно писал оскорбления в адрес президента РФ, сравнивал Россию с нацистской Германией и восторгался украинскими формированиями. Прошу учесть тяжесть и высокую общественную опасность деяний, — заявил представитель прокуратуры Романов.
После оглашения позиции обвинения сын Белоусова Даниил покинул зал.
Сторона защиты настаивала на полном оправдании подсудимого: по мнению адвоката Григория Григорьева, в деле отсутствуют квалифицирующие признаки по статьям 207.3 и 280 УК РФ.
Призывы к экстремизму вменяются Белоусову из-за трёх высказываний, два из которых содержат только оскорбления Владимира Путина. Даже в лингвистическо-политологической экспертизе СПбГУ, которая лежит в основе обвинения, проанализировано как экстремистское лишь одно из них — про бомбардировки мирных городов. Адвокат Григорий Григорьев уверен: квалифицировать эти тексты как призывы к экстремизму было ошибочно.
Обвинение в «фейках об армии» строится на анализе постов и сообщений, справок «ВКонтакте» и центра «Э». Однако, по мнению защиты, никак не доказана заведомая ложность (обязательное условие преступления по статье 207.3) этих сообщений. Подсудимый должен был знать, что информация недостоверна, и намеренно придавать ей форму достоверной: например, с помощью видео или поддельных документов. Однако Белоусов просто писал то, что думает.
— Налицо откровенная надуманность и фактическая несостоятельность обвинения. Что из доказательств свидетельствует о квалифицирующих признаках? Ни одно из них, — заявил адвокат Григорий Григорьев.
Я люблю Родину и так, учить не надо
Сам Олег Белоусов в прениях в очередной раз заявил о своей искренности и невиновности. Он просил оправдать себя, а судить преступников, совершающих насильственные преступления. От своих показаний на допросах он отказался, заявив о давлении со стороны силовиков.
— Я давал показания во время следствия в шоковом состоянии. Когда ворвались ко мне в квартиру, я боялся за сына. Меня повалили на пол, наступили ногой на голову.
Сказали, что научат меня любить Родину. А я люблю Родину и так. Это можно считать давлением на меня, — сказал Белоусов.
Сергей Чмыхун. Фото: Анна Мотовилова / MR7
Во время последнего слова он отметил, что ни к кому не испытывает ненависти, дискредитацией и пропагандой никогда не занимался, воспитан в неприятии агрессии и вражды.
Сегодня заседание слушала адвокат Яна Неповиннова, защищающая интересы художницы Саши Скочиленко — еще одной подсудимой по 207.3 УК РФ.
В суд также пришли немногочисленные родственники Олега и копатель Сергей Чмыхун, по чьему заявлению среди прочих было заведено уголовное дело на Белоусова.
Чмыхуну удалось попасть в зал на оглашение приговора. Он остался доволен собой и снимал окружающих на видео после заседания. Пообещал, что люди из группы поддержки станут «звёздами Z-каналов».
— На суде все могли убедиться, что я говорил чистую правду, — сказал Чмыхун MR7. — В интернете Белоусов писал о президенте недопустимые вещи. Я два месяца пытался уговорить его перестать, но он не послушался.
Ещё во время заседания Олег Белоусов рассказал, что Сергей Чмыхун, скинув в чат петербургских копателей скриншоты личных переписок с ним, призывал его «встретить в поле и избить», а также изрисовать его автомобиль (Сергей Чмыхун сказал MR7, что считает его дорогим). Белоусов неоднократно вспоминает его в письмах из СИЗО, считая главным виновником своего заключения.
Судье потребовалось около часа для подготовки приговора. Помимо реального срока в колонии Олегу Белоусову запрещено заниматься деятельностью, связанной с размещением публикаций в сети Интернет, в течение четырех лет.
После суда Белоусова провожали аплодисментами. Адвокат Григорий Григорьев рассказал, что Олег чувствует себя нормально, вчера ему удалось передать лекарства — и он готов отбыть свой срок стойко и достойно.
— Олег не только пацифист, но и реалист. Он был готов к такому развитию событий. Держится хорошо, — говорит Григорьев.
Решение о том, оспаривать ли приговор, пока не принято: адвокат встретится с ним завтра, чтобы это обсудить.
Приговоры по статье 207.3 фигурантам, связанным с Петербургом.
Олег Белоусов — 5,5 лет колонии (по двум статьям УК РФ совокупно);
Мария Пономаренко (журналистка RussNews, задержанная в Петербурге, осуждённая в Барнауле) — 6 лет колонии;
Александр Невзоров* (осуждён заочно) — 8 лет колонии;
Ника Белоцерковская* (осуждена заочно Басманным судом Москвы) — 9 лет колонии.
* признаны иностранными агентами в РФ
P.S.
Полная информация о деле Олега Белоусова и делах других петербуржцев, которых обвиняют в распространении «фейков об армии», — в спецпроекте MR7. Мы также сделали бот в Telegram, где даём оперативные данные о судах по ст. 207.3 УК РФ.