Новости

«Защитить не столько старый Петербург, сколько Ленинград»

Градозащитники на примере уничтожаемого здания на Хрустальной, 1 обсудили проблемы сохранения советской архитектуры в городе.

Частично разрушенное здание на Хрустальной, 1. Фото: Живой город.

Частично разрушенное здание на Хрустальной, 1. Фото: Живой город.

«Город — это время. Оно склеивается одно с другим. Для кого-то неоклассицизм или сталинский ампир — не самая любимая архитектура. Но вы выйдите на Литейный проспект. Там до трети домов построены после войны! Нельзя забывать, что весь этот классицизм, про который мы говорим — плод послевоенного восстановления. Город, который был докончен после войны. Вычищен!» — объяснял историк архитектуры, научный сотрудник Эрмитажа Алексей Лепорк на прошедшем 21 марта в Градозащитном пресс-центре круглом столе.

Этой встречей завершили «Хрустальный марафон» в защиту зданий на Хрустальной, 1, которые новый владелец попытался уничтожить в первые дни января 2023 года. Эксперты — историки, архитекторы, краеведы два месяца рассказывали о значимости зданий на Хрустальной и в целом о ценности советской, послевоенной архитектуры (почитать их комментарии можно в группе “Живого города” в ВК).

Справка

Научно-исследовательский центр ракетных войск и артиллерии Вооруженных сил РФ (НИЦ РВиА) на Хрустальной улице, 1 построили в 1954 году в стиле сталинский неоклассицизм. Рядом находится также административное здание 1941 года постройки.

Военные занимали оба здания до 2011 года, потом центр перевели в Москву, а помещения пустовали. В 2021 году стало известно, что объект выставили на торги под снос.

В новогодние праздники компания «Прайд» по заказу нового владельца зданий и участка — компании КВС — начала снос строений. Остановить демонтаж удалось благодаря вмешательству градозащитников и Следственного комитета.

Работы 4 января. Фото: « Живой город »

Работы 4 января. Фото: «Живой город»

«Наш классический облик Петербурга, Ленинграда, создан после войны. В сильнейшей степени. И потому если вы начинаете убирать дом на Хрустальной, или Целлюлозно-бумажный институт (ВНИИБ) на 2-м Муринском, или Медсанчасть на Одоевского, или уже убранные дома, — из классического облика города выбиваются зубья».

Участники круглого стола сошлись во мнении, что не только здания на Хрустальной должны быть сохранены и признаны объектами культурного наследия, уже давно пора решать вопрос шире — в защите нуждаются и здания эпохи конструктивизма, и послевоенная архитектура, которая сейчас наименее защищена. Её ценность градозащитникам приходится доказывать практически в каждом случае угрозы сноса. Это проблема городского законодательства, которое в большей степени охраняет застройку до 1917 года. «Защитить нужно не столько старый Петербург, сколько Ленинград», — пришли к выводу активисты и эксперты.

“Институт на Хрустальной является частью градостроительной культуры Петербурга и Ленинграда. Да, он достаточно интересно нарисован. Но градостроительная его роль в некотором смысле превышает его художественную ценность", — прокомментировал историк архитектуры Александр Кречмер.

Он сделал пояснение для главы КГИОП Сергея Макарова. «Что же у нас относится к объектам культурного наследия (ОКН)? "…Объекты недвижимого имущества,… являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций". Ложная ли это эпоха, тоталитарная ли это эпоха… Но эти объекты являются яркими свидетелями этих эпох, многие из этих объектов являются символами этой эпохи…» — отметил Кречмер. Он напомнил, что одно из важнейших явлений, которое появилось в Ленинграде — научно-исследовательские институты.

«Тот же ВНИИБ, то же здание на Хрустальной — это важные представители развития науки в Советском союзе. Даже поэтому эти объекты бесспорно являются ОКНами», — считает историк архитектуры.

share
print