Вот уже в течение полугода в причинах роста заболеваемости горожан разбираются члены рабочей группы по атмосферному воздуху комиссии по экологии и природопользованию петербургского ЗакСа. На заседании, состоявшемся в конце февраля, лечащие врачи и врачи-гигиенисты признали: заболеваемость в городе растет по причине загрязненности атмосферного воздуха.
62% часто болеющих детей
С 2005 года кандидат медицинских наук, руководитель общества специалистов «Международное медицинское сотрудничество» Марина Мамаева, изучает проблему часто болеющих детей. За десять лет с 2005 по 20015 годы на своих консультативных приемах в Приморском районе Петербурга она выявила группу таких маленьких пациентов. Оказалось, что их 62% от всех обратившихся. Речь о детях, которые не просто часто болеют ОРЗ, а переносят его с осложнениями в виде пневмоний, затяжных бронхитов, обострений аллергической патологии и тому подобных недугов.
Кандидат медицинских наук, руководитель общества специалистов «Международное медицинское сотрудничество» Марина Мамаева.
Фото предоставлено спикером.
— Цифра большая, — говорит Марина Мамаева, являющаяся также экспертом комиссии по экологии ЗакСа Петербурга. — В других более благополучных российских городах эта цифра не превышает 12-14%, — Родителям таких ребятишек мы, врачи, советуем переезжать в экологически более чистые регионы. И там у многих симптомы заболеваний исчезают совсем.
За последние 20 лет рост заболеваемости в Петербурге, по мнению экспертов, приобрел хронический характер. Причем, наш город обошел не только среднестатистические российские показатели, но и показатели Москвы — мегаполиса, к которому мы близки по климатическим, градостроительным, социальным, культурно-традиционным и другим параметрам жизни населения.
— По данным статистики Минздрава РФ с 2001 по 2019 годы рост уровня заболеваемости петербуржцев новообразованиями вырос на 132%. Для сравнения: в Москве на 14%, в среднем по России на 38%, — заявила в своем докладе Марина Мамаева. — Врожденные аномалии у питерских детей выросли на 128%, при том, что в РФ — на 79%, а в Москве уменьшились на 27%. Заболевания органов дыхания у детей увеличились на 75%, соответственно в РФ на 48%, в Москве всего на 2%. Особая история с новообразованиями у детей Петербурга до 14 лет — их количество выросло на 437%, когда в Москве на 74%, а в РФ на 105%.
Онкологические заболевания, врожденные аномалии, болезни органов дыхания уже много лет официально считаются экологически обусловленными.
— Сегодня в цивилизованном мире считается, что детский организм может рассматриваться как один из индикаторов состояния окружающей среды, — продолжила Мамаева. — Более того, детскую заболеваемость считают критерием экологического благополучия региона.
Что же с такой статистикой можем сказать о нашем городе? На взгляд детских врачей, ситуация крайне тревожная.
На депутатов такие цифры не могли не произвести впечатление.
— Если данные по заболеваемости действительно таковы, мы должны взяться за выявление причин этого явления и факторов воздействия на горожан, — заявил депутат ЗакСа Александр Новиков.
Показатели Петербурга должны были заставить задуматься городские власти.
«Жирный» след автомобиля
Собственно факторам риска и был посвящен доклад доктора медицинских наук, профессора, главного научного сотрудника «Северо-Западного научного центра гигиены и общественного здоровья», эксперта комиссии по экологии и природопользованию ЗакСа Ольги Копытенковой.
Согласно исследованиям, проведенным в 2013 году специалистами Центра, за год в атмосферу Петербурга попадают 72,3 тысячи тонн выбросов от стационарных и 464,7 тысяч тонн от передвижных источников. Передвижные — ничто иное как автотранспорт. Выбросы от него в 2013 году составили 83,6% от всех выбросов в атмосферу города. Если подробнее, это 374,4 тысяч тонн окиси углерода, 0,8 тысяч тонн пыли, 2,2 тысячи тонн двуокиси серы, 39 тысяч тонн окиси азота, 2 тысячи тонн метана, почти 45 тысяч тонн летучих органических соединений.
И первая скрипка здесь, конечно же, за частными авто, численность которых в Петербурге постоянно растет. Так если в 2001 году на тысячу горожан приходилось 130 автомобилей, то в 2013 уже 300. Сегодня их количество в городе превышает полтора миллиона, а вместе с грузовым и общественным транспортом автостадо на дорогах города превышает более двух миллионов единиц.
Чем больше машин проедет по автомагистрали или улице, тем более «жирный» след останется после них. Для удобства исследователи поделили магистрали на три группы. Дороги с трафиком 500 автомобилей в час оказались экологически приемлемы — загрязнение воздуха по пыли не превышало ПДК (предельно-допустимую концентрацию). При трафике 1500-2000 автомобилей в час превышение составило 1,5 ПДК, а при потоке 2500-3000 автомобилей в час концентрация пыли превысила 2 ПДК. Среднегодовая ПДК взвешенных частиц РМ-10 (10 микрометров и менее) — в атмосферном воздухе — 0,04 мг/куб.метр.
— Мы исследовали состав атмосферного воздуха на границе автомобильных дорог, — продолжила Копытенкова. — В воздухе обнаружены 86 органических соединений, четыре из которых высоко канцерогенны…
…В их числе бензапирен, бензфлуорантен и другие. Вдоль дорог высоки концентрации — до шести ПДК — формальдегида, синтезирующегося из метана и озона.
Как пояснила докладчик, в дорожном смете были найдены медь, железо, кобальт, хром, свинец, никель, кадмий в концентрациях, многократно превышающих ПДК. Эти же элементы обнаружены в ливневых стоках — загрязнения попросту смываются осадками с дорожного полотна.
По данным докладчика, город рассчитан на автомобилизацию населения в 60 авто на 1000 жителей. Сегодня же у нас на тысячу горожан приходится 350 единиц транспорта. Экологическая емкость дорожно-транспортной сети Петербурга, по оценкам докладчика, превышена шестикратно. В условиях плотной городской застройки загрязнения рассеиваются на расстояние до ста метров от дорог, поднимаясь до уровня 26 этажа.
— Мы провели исследования состояния здоровья детей от 0 до 14 лет, — продолжает Ольга Копытенкова. — Они показали, что в центральных районах заболеваемость аллергическими патологиями выше — речь об аллергических ринитах, астме, атопических и контактных дерматитах. Выше и показатели по болезням системы кровообращения, новообразованиям, болезням эндокринной системы за счет патологии щитовидной железы.
Как заявила докладчик, возраст недожития в центре Петербурга составляет 8,5 лет. Необходимо принимать скорейшие меры по снижению загрязнений атмосферного воздуха.
Количество автомобилей в городе превышено в шесть раз.
Сжигаем ил, получаем тяжёлые металлы
Доклады медиков нарисовали, мягко говоря, непривлекательную картину «экологического интерьера» Петербурга. Удивляет одно: почему до сих пор эти вопиющие факты ускользали от общественного внимания? Впрочем, не только от общественного…
Но прежде небольшое пояснение. Данное заседание рабочей группы уже третье по счету. Первое же состоялось 1 ноября прошлого года. И тогда все члены группы, представлявшие органы власти, надзорные и научные ведомства — а это Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и экологической безопасности, Роспотребнадзор, Северо-Западное отделение Росгидромета, НИИ Атмосферы — сошлись во мнении: ситуация с качеством воздуха в Петербурге под контролем. Другими словами, в городе все в порядке, волноваться не о чем. Как видим, факты врачей просто кричат об обратном.
Что же такое с нами происходит — важнейшие вещи, касающиеся здоровья населения, волнуют отдельных специалистов, но никак не органы власти и надзора?
Хотя ради справедливости следует сказать, что на заседании рабочей группы 1 ноября среди ее членов были люди, сомневающиеся в приемлемом качестве петербургского воздуха. Это общественные эксперты комиссии по экологии и природопользованию, уже много лет бьющие тревогу по поводу растущей заболеваемости. Правда, тревожный тренд роста заболеваемости петербуржцев они связали с другим фактором экологического воздействия: технологией сжигания илового осадка тремя заводами «Водоканала».
Научный руководитель Института водных проблем РАН, член-корреспондент РАН Виктор Данилов-Данильян.
Фото: Совет Федерации
Научный руководитель Института водных проблем РАН, член-корреспондент РАН Виктор Данилов-Данильян:
— Идея избавляться от илового осадка, в весьма значительных количествах образующегося на станциях водоочистки, именно посредством сжигания сразу вызвала резкие возражения экологов. Я прекрасно помню, как в середине 1990-х пытался убедить на тот момент руководителя «Ленводоканала», ныне покойного Феликса Кармазинова отказаться от этой идеи и приводил самые разнообразные доводы. Среди них были и не вызывавшее сомнений предпочтение других технологий в странах ЕС и США, и ненадёжность работы различных очистных технологий (речь об очистке газов, отходящих при сжигании), и неудовлетворительное состояние системы мониторинга, особенно важного в данном случае. Конечно, я был далеко не одинок. Но бесполезно: Феликс Владимирович стоял на своём. И не только добился строительства трёх заводов, но и согласовал их расположение таким способом, что в соответствии с розой ветров часть выбросов летит на город…
Конечно, вполне возможно, что загрязнение воздуха в Петербурге бензапиреном, диоксинами и другими опасными веществами обусловлено не только деятельностью заводов по сжиганию канализационного осадка. Существующая система мониторинга не даёт возможности проанализировать проблему с надлежащей точностью: не хватает данных! Как следует принимать решения в условиях острой недостаточности информации? Только опираясь на мнения экспертов.
По мнению экспертов, именно выбросы заводов сжигания, представляющие собой стойкие органические загрязнители (СОЗы), а также соединения тяжёлых металлов (вот откуда они берутся на дорогах и почвогрунтах) — и являются причиной «необъяснимого» роста заболеваемости горожан. Ведь Петербург единственный в России перерабатывает свои иловые осадки путем сжигания. Возможно, именно отсюда и мрачное лидерство…
То, что эти заводы оказывают вредное влияние, подчеркнула в своем докладе и Ольга Копытенкова.
— Полученные Центром данные подтверждают наличие (в выбросах заводов — ред.) соединений, относящихся к 1-4 классам опасности… — отметила Ольга.
В ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» работают три завода сжигания илового осадка.
Первый, введенный в строй в 1997 году, находится на острове Белый, на Центральной станция аэрации «Водоканала», второй — в Красносельском районе, на Юго-Западных очистных сооружениях, третий — на Севере города, на Северной станции аэрации (два последних были пущены в эксплуатацию в 2007 году).
Ежесуточно три завода сжигают порядка 400 тонн сухого илового осадка, отправляя в атмосферу, согласно данным «Водоканала», до 70 тонн выбросов в год.
Отвечая на запрос MR7 о безопасности технологии сжигания илового остатка, в пресс-службе «Водоканала» сообщили: «Существующий мировой опыт, а также опыт ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", эксплуатирующего более 20 лет заводы по сжиганию осадка, подтверждают, что на данный момент для крупных мегаполисов сжигание является наиболее рациональным и экологичным методом обезвреживания осадка сточных вод».
Но, по мнению докладчика, их воздействие на несколько порядков ниже, нежели от автомобильного трафика.
— Тогда почему жители Москвы болеют меньше, при том, что автотрафик столицы значительно превышает питерский? — задал вопрос депутат Александр Новиков.
По мнению Ольги Копытенковой, в двух мегаполисах свои климатические особенности — разная влажность и продуваемость, что, по её словам, также может влиять на скопление загрязняющих веществ в воздухе.
Пояснение такого рода, откровенно говоря, вызывает недоумение, — комментирует член рабочей группы комиссии по экологии ЗакСа, член Экспертного совета при Комитете по экологии Госдумы Елена Есина.
— На рассеивание аэрозолей в атмосферном воздухе влияют скорость ветра, температура и характеристика ее изменения по высоте от поверхности земли — то есть метеорологические факторы. Имеются и географические: подстилающая поверхность, рельеф местности. Влажность не входит в методики расчета рассеивания загрязнений атмосферного воздуха… — отмечает Есина.
Эксперт комиссии по экологии ЗакСа, председатель Комитета по экологической, промышленной и технологической безопасности Соза промышленников и предпринимателей Петербурга Семен Гордышевский признаёт, что автотранспорт — безусловный загрязнитель атмосферы нашего города, как и других городов страны
— Но снимать со счетов заводы сжигания осадка, выбрасывающие в воздух токсиканты, которых нет в выбросах автотранспорта, недопустимо, — говорит Гордышевский, — Это не мое оценочное суждение: отказ от технологий, являющихся непреднамеренными источниками выбросов СОЗов, — требование Стокгольмской конвенции, ратифицированной Россией в 2011 году. Одно другому никак не противоречит. СОЗы — супертоксичные диоксины, фураны, полихлорбифенилы, — это крупнейшая мировая угроза биосфере и здоровью человека.
— Мы уже понимаем, что Рабочая группа по атмосферному воздуху при Комиссии по экологии и природопользованию ЗакСа вышла на серьезнейшую городскую проблему, — говорит координатор рабочей группы, депутат ЗакСа Андрей Рябоконь. — Мы продолжим поиск путей улучшения экологической ситуации в городе. Самое главное — обладание достоверной информацией и по заболеваемости, и по качеству воздуха. Именно владение точными данными даст возможность органам власти принимать грамотные и эффективные решения.