Новости

Картина «Народное гулянье во время масленицы» Маковского вернулась с реставрации в Русский музей

Картина после реставрации заметно «посвежела», и теперь каждая деталь заиграла авторским колоритом. Фото: Олег Золото / MR7

Картина после реставрации заметно «посвежела», и теперь каждая деталь заиграла авторским колоритом.
Фото: Олег Золото / MR7

В Михайловском дворце представили обновлённое полотно Константина Маковского «Народное гулянье во время масленицы». Полномасштабная комплексная реставрация картины и её исторической рамы была завершена в Русском музее в канун празднования масленичной недели 2023 года. С холста, написанного 150 лет назад, исчезли «шрамы» предыдущих улучшений и постаревший лак, после чего полотно в прямом смысле заиграло свежими красками.

Реставраторы убрали несколько слоев пожелтевшего лака, который, словно мутный фильтр, искажал цветовую гамму полотна. Фото: Олег Золото / MR7

Реставраторы убрали несколько слоев пожелтевшего лака, который, словно мутный фильтр, искажал цветовую гамму полотна.
Фото: Олег Золото / MR7

Картина заметно «посвежела», и теперь вместо блеклого неба — яркое розоватое, каждая деталь заиграла авторским колоритом. Реставраторы убрали несколько слоёв пожелтевшего лака, который, словно мутный фильтр, искажал цветовую гамму полотна. В самом низу картины сохранили небольшой прямоугольный участок старого покрытия — на память.

Жёлтый прямоугольник — так белый снег выглядел до реставрации. Фото: Олег Золото / MR7

Жёлтый прямоугольник — так белый снег выглядел до реставрации.
Фото: Олег Золото / MR7

Специалисты избавили полотно от микротрещин, укрепили холст. Также удалось устранить 30-сантиметровый прорыв на картине. Теперь посетителям выставки практически невозможно догадаться, где он был. О серьезном повреждении напоминают лишь архивные фотографии.

В этом месте на картине был 30-сантиметровый прорыв, о котором теперь практически невозможно догадаться. Фото: Олег Золото / MR7

В этом месте на картине был 30-сантиметровый прорыв, о котором теперь практически невозможно догадаться.
Фото: Олег Золото / MR7

«Прорыв захватывал изображение неба, здания на дальнем плане, детали балагана. Он заделан с помощью современными методик, встык. Сзади никаких заплат нет», — рассказала ведущий художник-реставратор высшей категории отдела реставрации станковой масляной живописи Русского музея Ольга Кленова.

Ольга Кленова, ведущий художник-реставратор высшей категории отдела реставрации станковой масляной живописи Русского музея. Фото: Олег Золото / MR7

Ольга Кленова, ведущий художник-реставратор высшей категории отдела реставрации станковой масляной живописи Русского музея.
Фото: Олег Золото / MR7

«Удален с холста старый клей, который был использован для этого "пластыря", мы соединили все ниточки, ввели свой грунт, чтобы придать равномерность для этой поверхности, и сделали тонировку», — Ольга Кленова.

Точно неизвестно, каким образом пострадала картина. Вполне возможно, что произошло ЧП в ходе эвакуации полотна во время эвакуации в начале Великой Отечественой войны.

Картина размером два на три с лишним метра вернулась в Михайловский дворец в родной раме, которая больше десяти лет ожидала своего часа в фондах Русского музея. Картина восстановлена при поддержке ПАО «Газпром».

Долгие годы полотно экспонировалось не в «родном» багете. Фото: Олег Золото / MR7

Долгие годы полотно экспонировалось не в «родном» багете.
Фото: Олег Золото / MR7

Все эти годы полотно экспонировалось в другом багете. Мастера восполнили лепные утраты, расчистили грязь, и, кажется, сделали невозможное — удалили поздние бронзовые наслоения и сохранили оригинальный слой сусального золота.

На своем веку «Народное гулянье» видело несколько реставраций. Но только с развитием технологий и современных материалов полотну удалось вернуть былую яркость и глубину. Реставрация длилась почти 4 месяца.

Анна Цветкова, врио генерального директора Государственного Русского музея. Фото: Олег Золото / MR7

Анна Цветкова, врио генерального директора Государственного Русского музея.
Фото: Олег Золото / MR7

«Мы уверены, что это радостное событие для посетителей музея. Для этого трудились, старались замечательные реставраторы Русского музея, у которых поистине золотые руки», — говорит временно исполняющая обязанности генерального директора Государственного Русского музея Анна Цветкова.

«Очень символично, что мы открываем [полотно] сегодня, когда идет масленичная неделя. Здесь мы видим весь Петербург, который гуляет на море, в отблесках розового зимнего солнца», — отметила Анна Цветкова.

Картина «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» поступила в Русский музей в 1897 году из Гатчинского дворца.

Её считают шедевром русского искусства XIX века. А самого художника император Александр II называл «моим живописцем».

Реставрационные работы над картиной. Фото: Олег Золото / MR7

Реставрационные работы над картиной.
Фото: Олег Золото / MR7

справка:

Константин Егорович Маковский был одним из наиболее популярных российских художников конца XIX века. В 1869 году Маковский создал полотно «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге». За эту картину, а также за некоторые другие работы художник в том же 1869 году получил звание профессора живописи. Картина «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» изображает один из самых любимых народных праздников, символизирующих окончание зимы и приход весны. С момента поступления в Русский музей картина занимает достойное место в экспозиции Михайловского дворца.

Отреставрированная картина и восстановленная оригинальная рама произведения будут выставлены в Садовом вестибюле Михайловского дворца до 17 апреля 2023 года.

Смотрите больше фото с открытия выставки в нашей галерее:

Фото: Олег Золото / MR7

share
print