Новости

Вспоминая Бориса Пиотровского: ему Эрмитаж обязан присоединением к музею Восточного крыла Главного штаба

Что сегодня можно увидеть в пространстве — галерея памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых, картина «Остров мёртвых» и чердак под сводами Триумфальной арки.

Переступая порог чердака Главного штаба посетитель сразу видит вздутые краснокипичные полы, деревянные балки перекрытий. Фото: Олег Золото / MR7

Переступая порог чердака Главного штаба посетитель сразу видит вздутые краснокипичные полы, деревянные балки перекрытий.
Фото: Олег Золото / MR7

Справка

Главный штаб, один из самых известных архитектурных памятников Петербурга, был построен в 1819-1829 годах по проекту архитектора Карла Ивановича Росси. Именно это здание сформировало современный ансамбль Дворцовой площади, объединив уже существовавшие здесь постройки в единый комплекс. Это один из самых масштабных музейных комплексов, в котором современные экспозиционные пространства органично сосуществуют с историческими интерьерами.

В Западном крыле изначально разместилось военное ведомство — Главный штаб армии, Восточное же изначально было отведено для гражданских министерств Российской империи: Министерства финансов и Министерства иностранных дел. В советское время здесь не раз сменяли друг друга многочисленные организации — от комиссариатов иностранных и внутренних дел (сразу после революции) до проектных, научно-исследовательских институтов и поликлиники УВД (с 1960-х годов).

В 1988 году была начата масштабная реконструкция Восточного крыла здания Главного штаба — приспособление памятника под музейные функции.

Восточное крыло Главного штаба Государственного Эрмитажа. Фото: Олег Золото / MR7

Восточное крыло Главного штаба Государственного Эрмитажа. Фото: Олег Золото / MR7

Восточное крыло Главного штаба сегодня — одна из основных, после дворцов вдоль Невы, площадок Эрмитажа. Его начали передавать музею в 1988 году по инициативе на тот момент директора Эрмитажа Бориса Пиотровского. В рамках программы «Большой Эрмитаж» он ставил цель превратить Дворцовую площадь в активное музейное пространство. Сегодня нынешнее руководство продолжает развитие этой площадки, наполяняя её новыми экспонатами и событиями.

Справка

Борис Борисович Пиотровский — двенадцатый директор Эрмитажа. Он возглавлял музей с 1964 по 1990 годы. Родился 14 февраля 1908 года в семье потомственного военного. Ещё в школе увлёкся историей Древнего Египта. С 1922 года посещал занятия в Эрмитаже. В 1931-м окончил университет и сразу поступил младшим научным сотрудником в музей. В Ленинграде пережил блокаду. Много работал как археолог, историк-востоковед, теоретик истории культуры. С 1949 года был заместителем директора Эрмитажа по научной части, продолжал раскопки на Кармир-Блуре, читал лекции в Ленинградском государственном университете.

Парадная лестница, берущая начало в самом большом атриуме, сформировала самостоятельное публичное пространство. Фото: Олег Золото / MR7

Парадная лестница, берущая начало в самом большом атриуме, сформировала самостоятельное публичное пространство.
Фото: Олег Золото / MR7

Окончательно Восточное крыло Главного штаба перешло Эрмитажу в 1993 году. Некоторое время помещения использовались исключительно как административные. В 2008-2014-е годы прошла масштабная реконструкция. Пространства преобразились. Были созданы световые куполы над дворами, так что и них стало возможно проводить экспозиции и мероприятия.

На сегодняшний день Главным штаб является активно действующей лабораторией нового музейного дела. Фото: Олег Золото / MR7

На сегодняшний день Главным штаб является активно действующей лабораторией нового музейного дела.
Фото: Олег Золото / MR7

Сердцем уникального музейного пространства стала Новая большая анфилада из крытых атриумов и выставочных залов. Пять внутренних дворов были объединены и накрыты стеклянным куполом со световыми колодцами-отражателями, а парадная лестница, берущая начало в самом большом атриуме, сформировала самостоятельное публичное пространство, в котором проводятся лекции, концерты и другие мероприятия.

Первый этаж здания, расположенный ниже Большой анфилады, представляет собой своеобразное продолжение Дворцовой площади, общественный форум. Здесь проходят фестивали, выставки и акции, их могут посетить все горожане.

Экспозиции размещены по периметру Восточного крыла на втором, третьем, четвертом этажах. Фото: Олег Золото / MR7

Экспозиции размещены по периметру Восточного крыла на втором, третьем, четвертом этажах.
Фото: Олег Золото / MR7

Основные экспозиционные помещения объединены в три анфиладные линии: Дворцовую (вдоль Дворцовой площади), Певческую (вдоль Певческого проезда) и Речную (вдоль набережной реки Мойки). Экспозиции размещены по периметру на втором, третьем, четвертом этажах.

На сегодняшний день Главный штаб является активно действующей лабораторией нового музейного дела. Здесь постоянно рождаются и реализуются экспериментальные программы: культурные марафоны, встречи и арт-медиа, работает открытая библиотека Молодёжного центра, проходят вечера-концерты проекта «Диалог искусств».

Зенитный фонарь — архитектурный элемент со светопрозрачным заполнением. Фото: Олег Золото / MR7

Зенитный фонарь — архитектурный элемент со светопрозрачным заполнением.
Фото: Олег Золото / MR7

Освоение пространств продолжается и в наши дни. Вспоминая о Борисе Пиотровском в годовщину его рождения, Эрмитаж показал, как сегодня живёт Восточное крыло: в нём стали доступны также чердачные и подвальные помещения.

Увлекательное путешествие ждет туристов, оказавшихся в ходе экскурсии в чердачном помещении арки Главного штаба, неподалеку от знаменитой Колесницы Славы. Посещение этого пространства стало доступно для посетителей в 2020 году, но ограничено. Попасть внутрь можно только в составе немногочисленной группы экскурсантов и только при условии покупки отдельного билета.

Переступая порог чердака, посетитель сразу видит вздутые краснокирпичные полы, деревянные балки перекрытий и большую конусообразную трубу, похожую на дымоход, пронизывающую пространство снизу вверх. Это зенитный фонарь — архитектурный элемент со светопрозрачным заполнением, спроектированный Карлом Росси для обеспечения естественным освещением залов четвёртого этажа.

Чердачное помещении арки Главного штаба , неподалеку от знаменитой Колесницы Славы. Фото: Олег Золото / MR7

Чердачное помещении арки Главного штаба , неподалеку от знаменитой Колесницы Славы.
Фото: Олег Золото / MR7

Внутри чердачного помещения выставлены находки, сделанные при реставрации здания: лапти, курительные трубки, перья для ручки и другое. Но, пожалуй, интереснее всего здесь само пространство, прежде скрытое от глаз посетителей музея.

В основных помещения Восточного крыла также идут изменения. Так, в Галерее памяти коллекционеров Сергея Щукина и братьев Морозовых прошла реэкспозиция. Обновленный облик она приобрела благодаря возвращению ряда картин с выставок. Среди вернувшихся произведений — «Танец» и «Музыка» Анри Матисса.

Вернувшиеся недавно с выставок «Танец» и «Музыка» Анри Матисса. Фото: Олег Золото / MR7

Вернувшиеся недавно с выставок «Танец» и «Музыка» Анри Матисса.
Фото: Олег Золото / MR7

Генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Фото: Олег Золото / MR7

Генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Фото: Олег Золото / MR7

— Галерея стала громадной, такой галереи вообще ни у кого в мире нет. Новая развеска по-другому рассказывает об истории искусства и живописи импрессионистов, — заметил генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Галерея памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых — собрание картин художников-импрессионистов. Она расположена на четвертом этаже Восточного крыла Главного штаба. В экспозицию входят работы Клода Моне, Поля Сезанна, Винсента Ван Гога, Анри Матисса и Пабло Пикассо. Теперь на четвертом этаже будет экспонироваться 450 произведений художников-импрессионистов.

Кроме того, в экспозиции Главного штаба можно увидеть недавнее приобретение Эрмитажа — картину «Остров мертвых» швейцарского художника-символиста Арнольда Беклина. Музей заплатил за полотно 39,6 миллиона рублей. Речь идет об одном из шести вариантов произведения искусства. В собрание музея вошел последний вариант картины, созданный Беклиным вместе с сыном Карло. Другой вариант картины висел в кабинете у Адольфа Гитлера, однако позже был уничтожен в Роттердаме во время Второй мировой войны.

Картина «Остров мертвых» швейцарского художника-символиста Арнольда Беклина. Фото: Олег Золото / MR7

Картина «Остров мертвых» швейцарского художника-символиста Арнольда Беклина.
Фото: Олег Золото / MR7

Стоит заметить, что до этого картина также экспонировалась в Восточном крыле Главного штаба. Она находилась на хранении. Теперь же «Остров мертвых» — собственность музея.

Согласно одной из версий, сюжет картины навеян древнегреческим мифом о нимфе Калипсо с острова Огигия на Крайнем западе, куда попал спасшийся во время бури на море Одиссей. Калипсо держала у себя Одиссея восемь лет, скрывая от мира. По другой версии, Беклин воплотил в красках таинственный остров феаков — народа из древнегреческой мифологии, жившего на острове Схерия, который тоже упоминается в гомеровском эпосе.

Портрет императора Николая II (1868-1918), неизвестный художник. Фото: Олег Золото / MR7

Портрет императора Николая II (1868-1918), неизвестный художник.
Фото: Олег Золото / MR7

Бесплатно посетить Главный штаб Государственного Эрмитажа могут студенты и курсанты, пенсионеры, дети до 18 лет, инвалиды I и II групп, многодетные семьи, сотрудники музеев РФ (полный список льготных категорий можно найти на официальном сайге Эрмитажа). В 2022 году почти половина посетителей воспользовалась бесплатными входными билетами. Стоит отметить, что финансирование льгот на посещение музея осуществляется не из государственного бюджета, а за счет доходов самого Эрмитажа.

Больше фото из Главного штаба Государственного Эрмитажа в нашей галерее:

Фото: Олег Золото / MR7

share
print