Новости

Осколок снаряда в Гербовом зале и будущая выставка в подвалах Эрмитажа

В музее рассказывают о блокадных буднях учёных и искусствоведов.

Фото: Олег Золото / MR7

Фото: Олег Золото / MR7

В Гербовом зале Эрмитажа до 29 января представлена временная выставка, приуроченная к 80-летней годовщине прорыва блокады Ленинграда. Главным экспонатом этой экспозиции стал осколок снаряда, разорвавшийся именно в этом зале в 1944 году.

Всего за время блокады в здание Эрмитажа попало более 30 снарядов и две авиабомбы.

Схема попадания снарядов и авиабомб в здания Государственного Эрмитажа в годы блокады с сентября 1941 года по январь 1944 года (изг. 1948 год).
Фото: Олег Золото / MR7

Схема попадания снарядов и авиабомб в здания Государственного Эрмитажа в годы блокады с сентября 1941 года по январь 1944 года (изг. 1948 год).
Фото: Олег Золото / MR7

На выставке также показаны документальные свидетельства разрушений Эрмитажа, рисунки ленинградской художницы Веры Милютиной. В своих воспоминаниях она писала, что, когда у неё замерзали руки во время работы в залах музея, ей приносили свечу, чтобы отогреть их. Рисунки часто приходилось завершать уже дома. Но на её рисунках хорошо видно, что блокадный город и музей сохраняют свою красоту.

Рыцарский зал (Георгиевский зал) в годы блокады (В. В. Милютина, 1942 год).
Фото: Олег Золото / MR7

Помимо рисунков Веры Милютиной на выставке также представлены фотографии корреспондента «Комсомольской правды» Бориса Кудоярова, а также Акт комиссии по ущербу.

Благодаря своему директору Иосифу Орбели главный музей страны подготовился к эвакуации заблаговременно, ещё в 1938 году. В итоге два эшелона с шедеврами благополучно покинули Ленинград. А вот третий, увы, не успел: кольцо блокады замкнулось. Но не менее важной задачей в то время было спасение людей.

Повреждения в Гербовом зале Зимнего дворца после артобстрела (1942-1943 гг., Б. П. Кудояров).
Фото: Олег Золото / MR7

В день открытия выставки журналистам также показали залы в подвале Эрмитажа, выполнявшие в годы войны роль бомбоубежища. В 12 подвалах во время блокады, осенью и зимой 1941-го, проживало около двух тысяч человек.

Залы в подвале Эрмитажа, выполнявшие в годы войны роль бомбоубежища.
Фото: Олег Золото / MR7

Здесь оставались и сотрудники Эрмитажа со своими семьями, и жители окрестных домов, и деятели культуры, среди которых был архитектор Александр Никольский. Он оставил замечательный альбом с рисунками из подвалов музея той поры.

Рисунки Александра Никольского, дающие представление о блокадных буднях музея.
Фото: Олег Золото / MR7

Рисунки Александра Никольского — не единственный источник, дающий представление о блокадных буднях подземелий музея. Многим обитателям подвалов выжить помогла наука.

Так, например, будущий директор Эрмитажа Борис Пиотровский именно здесь написал свой знаменитый труд «История и культура Урарту», удостоившийся впоследствии Сталинской премии.

Фото: «Боевой листок» стенгазеты Эрмитажа (январь, 1942 г.)

К 2024 году в подвалах Эрмитажа будет открыта новая постоянная экспозиция, рассказывающая о том, как жил и работал крупнейший музей во время блокады. Она разместится в двух помещения подвала здания Нового Эрмитажа, который летом 1941 года был переоборудован в бомбоубежище.

СМОТРИТЕ фото с новой выставки и из подвалов эрмитажа В НАШЕЙ ФОТОГАЛЕРЕЕ:

forward
forward

Фото: Олег Золото / MR7

Добавьте новости MR7 в избранное, чтобы сервис Дзен.Новости показывал их выше остальных. Подписывайтесь на канал MR7 в Дзен и читайте нас в Telegram.

share
print

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров.