Особняк Целибеевых на Некрасова, 14 В продолжает оставаться закрытым для общественности, хотя новые владельцы и планировали открыть там общедоступный музей мифологии еще в конце декабря. КГИОП заверяет, что здание в полном порядке после ремонта и снаружи, и внутри. Но у градозащитников эти заверения вызывают сомнения.
В ноябре прошлого года, в разгар ремонтных работ, местные жители начали заглядывать в особняк вместе с рабочими и обратили внимание на то, что в нём радикально изменился интерьер: классический дизайн сменили языческие божества, черепа и демоны. Привлёк внимание и цвет фасада: до ремонта он был песочным, а после стал красно-оранжевым с белыми вставками.
Фото: Сергей Васильев, Анна Мотовилова
Здание было продано на аукционе в 2021 году обществу «Небылица». До этого здесь располагался бизнес-центр другой коммерческой компании. Вскоре после перепродажи и начался ремонт. И всё бы ничего, но особняк имеет статус выявленного объекта культурного наследия; утверждён и предмет охраны (не позднее апреля 2021 года). Частный собственник обязан его соблюдать.
Фото: предмет охраны особняка Целибеевых, Анна Мотовилова
Согласно документам КГИОП, под государственной охраной в этом здании находятся в том числе:
— архитектурное и декоративное оформление фасада;
— цилиндрические своды парадного вестибюля, подпружные арки;
— историческое объемно-планировочное решение лестничных помещений и помещений с архитектурно-художественной отделкой;
— дизайн вестибюля: штукатурные филенки по стенам, лепные розетки;
— камин в вестибюле из белого мрамора, с растительным декором;
— архитектурно-художественная отделка парадных помещений.
Новый интерьер особняка Целибеевых. Фото: Анна Мотовилова / MR7
По фотографиям из особняка очевидно, что в вестибюле вместо сводов и арок — простой потолок (возможно, натяжной), а стены полностью покрыты новым материалом. Камин не видно, как и штукатурных филенок и розеток.
MR7 обратился в КГИОП с просьбой разъяснить, приняты ли уже ремонтные работы в здании и обеспечена ли сохранность перечисленных элементов. Также мы попробовали уточнить, с помощью каких технологий изменена форма потолка, в каком состоянии сейчас камин и соответствуют ли новые цвета фасада историческим.
Новый интерьер особняка Целибеевых. Фото: Анна Мотовилова / MR7
Пресс-служба комитета воздержалась от ответов на некоторые вопросы и дала разъяснения общего характера.
«Ремонт фасада и крыши произведен в соответствии с согласованной КГИОП документацией. Цвет фасада определён по расчисткам. Колористическое решение соответствует историческому. Работы выполнены в полном объёме, отчётная документация утверждена. Временное размещение выставочной экспозиции из пенопласта, не затрагивающее охраняемые элементы и являющееся своеобразным дизайнерским решением, не согласовывается КГИОП», — сказано в ответе на запрос MR7.
В КГИОП настаивают, что новые интерьеры особняка сделаны из пенопласта. Фото: Анна Мотовилова / MR7
Иными словами, исторический облик, возможно, и сохранён, но уже не виден под новыми материалами. «Своеобразное дизайнерское решение» оставляет много вопросов. Здесь разводит руками не только MR7, но и историк архитектуры, инженер-строитель, градозащитник Александр Кречмер. Он известен по историям защиты особняка Салтыковой, Манежа лейб-гвардии Финляндского полка и здания Медсанчасти на улице Одоевского.
— Я сильно сомневаюсь в том, что выполненное колористическое решение фасадов особняка Целибеевых соответствует историческому и что новое оформление интерьеров не нанесло урон их первоначальной декоративно-художественной отделке,— отмечает Кречмер.
После волны интереса общественности к новым интерьерам особняка на входе в него появилась видеокамера, сообщение об охране и установленной сигнализации. Фото: Анна Мотовилова / MR7
Фото: Анна Мотовилова / MR7