«Если бы хоть был похож», «блок Пизанский», «дементор», «ужасный призрак в вышине…» — мягкие и даже с цитатой самого поэта отзывы горожан о новом памятнике Блоку. Встречаются и позитивные, но реже. Народ поэта в основном не принял. А специалистам — архитекторам, скульпторам, блоковедам памятник понравился. Попросили экспертов объяснить, что мы не понимаем о Блоке.
Инфографика: Никита Глазырин / MR7
Фото: spbvedomosti.ru
«Я увидел Блока таким»
Евгений Ротанов, скульптор
— Чтобы понимать искусство, знать, как его смотреть и что видеть, нужно получить специальное образование. А у нас многие люди, к сожалению, в этом вопросе совершенно невежественны. Разные художники смотрят по-разному. Нет такой шкалы, по которой можно было бы одинаково думать, у каждого художника свой почерк и свое видение образа. Этот памятник — это художественный образ, и он отличается от натуры. Даже фотографии о Блоке — все разные, и порой он на них сам на себя не похож. А в искусстве художник создает не копию фотографической точности, и художественный образ. Это совсем другое. Я увидел Блока таким. Это образ человека думающего, идущего, он думает о России, он страдает.
Инфографика: Никита Глазырин / MR7
Евгений Ротанов — петербургский скульптор, заслуженный художник РФ. В 1967 — 1968 годах участвовал в создании мемориального ансамбля «Зеленый пояс Славы», создал памятник «Холм Славы» на Ивановских порогах. Автор скульптурного решения мемориальных досок К. С. Петрову-Водкину (1987 года), А. Ф. Пахомову (1991 года), академикам В. И. Вернадскому, В. Г. Хлопину (1990 год), Ф. М. Достоевскому на «доме Раскольникова» (1999 год). Автор памятника «Воинам-интернационалистам, погибшим в Афганистане» на Серафимовском кладбище (1995 год.) и Иосифу Бродскому на набережной реки Смоленки (2017 год).
Фото предоставлено Анной Горегиной
«Мы его просто не замечали»
Анна Горегина, методист Музея-квартиры Александра Блока:
— Жители города долгие годы высказывали желание увидеть памятник поэту в Петербурге. В Музей-квартиру А. А. Блока приходили письма, просьбы о содействии установке памятника. На фестивале «Дни Александра Блока в Петербурге» собрали более тысячи подписей за установку памятника.
Автором проекта памятника стал Евгений Ротанов, для которого создание памятника Блоку оказалось делом жизни. Когда встал вопрос о монументальной скульптуре Блока, другие петербургские скульпторы сказали: «Это творческая тема Ротанова». Из многочисленных вариантов был выбран тот, который в виде эскиза давно был отобран Музеем городской скульптуры и представлен в его экспозиции.
Тем не менее проект прошёл целый ряд профессиональных защит с участием нескольких десятков экспертов — скульпторов, искусствоведов и архитекторов.
Все рецензенты высоко оценили художественность созданного образа и его близость настроению Блока в поздние годы — экспрессивный наклон фигуры человека, идущего против ветра.
Памятник вызвал ураганную реакцию, бушуют споры. Он, как любое произведение искусства, живет своей жизнью. Памятник получился несколько иным, чем в проекте, прежде всего, стал сильнее наклон фигуры, но основная идея осталась неизменной: поэт идет против ветра, идет, несмотря на сопротивление стихии. Этот памятник не изображение конкретного человека, это памятник-символ. Блок, «трагический тенор эпохи», был свидетелем слома времен, он воплотил в своем творчестве музыку происходящего. И то, что сейчас такая острая и болезненная реакция, — знаменательно. Блок становится и нашим современником. Памятник не несёт гармонию успокоения. Я вижу в этом произведении властный императив — надо сделать большое усилие, потрудиться, чтобы иметь возможность сказать: «дитя добра и света». Не только про Блока — про себя.
И, кстати, мы слышали мнение юного горожанина о памятнике. Он сказал: «Впечатление, что он стоял здесь все эти годы, а мы его просто не замечали».
Инфографика: Никита Глазырин / MR7
Фото: Русский музей
«Лицом к городу»
Заведующая сектором скульптуры Русского музея, один из рецензентов памятника Елена Василевская (эксперт делала непубличное заключение по памятнику на стадии его обсуждения):
— Памятник вызывает столько споров, потому что он не так традиционен по форме своего художественного высказывания, а потому выглядит неординарным и не столь привычным для зрительского восприятия. Я считаю, что скульптура выполнена на высоком художественном уровне и интересна именно современным прочтением всем известного образа поэта. Я знаю Ротанова как замечательного скульптора, который практически всю жизнь работал над этим образом, и он очень достойно его воплотил.
Таким Александра Блока, как в учебнике литературы, представляет большинство людей.
Блок — фигура трагическая в нашей литературе и истории. К слову, люди, знаю, недоумевают по поводу непохожести памятника на его прототип. Но это же художественный образ, он и не должен быть похож. Кроме того, новый памятник изображает Блока последнего времени, а не поэта в его молодости
А вот споры о местоположении памятника были. Блоковеды присылали мне свои аргументы по поводу того, что Блока нужно установить спиной к городу, и я тогда согласилась с ними. Они приводили мне цитаты из стихов, которые подтверждали позицию Блока: он уходит из города, прощается с ним. А Ротанов хотел поставить так, как памятник стоит сейчас. Я его понимаю: там скульптура лучше видна, там транспортная развязка и ходит больше людей. Возможно, эта ориентированность «лицом к городу» выглядит более удачной, но после установки я памятник ещё не видела, и мне трудно судить о том, как установленная скульптура вписалась в городской пейзаж.
Памятник Блоку на улице Декабристов. Фото: Олег Золото / MR7
Фото предоставлено Ольгой Маркарян
Самый впечатляющий ракурс
Ольга Маркарян, руководитель инициативной группы по установке памятника А. Блоку, директор фестиваля «Дни Александра Блока в Петербурге»:
— Мне памятник нравится. Именно потому, что он не реалистический. Блок настолько сильная духовная целостность, что через внешность его просто не отразить.
Нельзя было просто поставить очередную «копию» поэта в камне или металле.
Мне кажется, что в городе и без того очень много просто увеличенного масштаба людей. Это кажется памятником, но на самом деле в этом нет никакой художественной ценности. Все привыкли именно к таким памятникам, но их эпоха закончилась еще в XIX веке. Да, Николай I на коне — это логично в контексте того времени. Но не нашего, сейчас делать так же уже невозможно. Мы уже пережили авангард. Искусство поменялось. А нас в советские времена всё время оттаскивали назад, к канону XIX века. И, мне кажется, здорово, что в памятнике Блоку автору удалось сломать эту привычку, это прекрасно.
Что касается «облика» Блока, то надо помнить, что он умер в 40 лет, чувствуя себя старым. Это же тоже жуткий факт, который говорит о том, как он себя ощущал, как он переживал революцию и гражданскую войну. Он был очень молодым человеком, но умер от болезни сердца. А памятник стоит в том самом месте, где он провёл уже зрелые годы, в юности он жил в гренадёрских казармах на Петроградской стороне у своего отчима.
Памятник Блоку на улице Декабристов. Фото: Олег Золото / MR7
Когда этот памятник обсуждался весной прошлого года на градостроительном совете, у меня было заключение, что его лучше установить немного дальше по бульвару, у парадной, из которой Блок выходил, и он должен был как бы «уходить» в сторону реки Пряжки. Мне казалось, что это должен был быть именно уходящий Блок, что памятник должен отражать драматизм жизни поэта последних лет. В том числе отражать и своим расположением и поворотом. В Петербурге очень мало памятников, которые стоят спиной к зрителю. Один из примеров — памятник Боткину у Военно-Медицинской академии. Он стоит лицом к студентам, выходящим из академии, и спиной к площади, к проспекту. И тоже были большие споры, когда его устанавливали. Вот и Блок, уходящий от людей, — это драматические образ, который подкрепил бы памятник.
Честно говоря, когда я увидела уже готовый памятник, открытый, я подумала, что его вообще нужно было ставить боком, потому что это самый впечатляющий его ракурс, а с бульвара он не виден.