Истории

Чрезмерная забота

Как гиперактивность ребенка может стать причиной постановки семьи на учет.

Чрезмерная забота
Фото: Tara Winstead / pexels.com

В Кировском районе родители почти год судились с органами опеки, доказывая, что семья «социально безопасна». Всё дело в диагнозе ребёнка — СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Учителям в школе было трудно справиться с неусидчивым «хорошистом», и на семью просто нажаловались в комиссию по делам несовершеннолетних.

Не дорого, но неприятно 

Семью Еренковых комиссия по делам несовершеннолетних заметила в июне 2021 года. По сигналу школы на Вадима и Жанну Еренковых, родителей тогда 9-летнего мальчика Серёжи, 9 июня 2021 года составили протокол о нарушении статьи 5.35 КоАП. Эта статья предусматривает ответственность родителей несовершеннолетних за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов ребенка. Формально наказание грозило не страшное — штраф до 500 рублей. Хуже другое — внимание контролирующих органов. После составления протокола, согласно КоАП, семью поставили на профилактический учет. А это звонки, визиты, ненужные подозрения.

Эмоции контролировать трудно

Диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивность» (СДВГ) Серёже поставили в три года.

Справка

СДВГ, согласно Международной классификации болезней, относится к гиперкинетическим расстройствам. Им страдает примерно каждый десятый ребенок в мире. Дети с таким диагнозом умственно развиты в полной мере, но сосредотачиваться и справляться со своими эмоциями им труднее, чем другим.

Еренковы занялись лечением сына. Мальчик постоянно наблюдается у невролога, получает назначенные им препараты, посещал, когда советовал специалист, психотерапевта. В целом, Серёжа — обычный ребенок. Учится на четвёрки. Занимался футболом, учился играть на гитаре, очень любит собирать пазлы и алмазную мозаику. Но с одноклассниками отношения сложные. Мама уверена, что отчасти это вина учителей, которым сложно с гиперактивным ребёнком, и их отзывы о мальчике влияют и на отношение других детей к нему.

Школьные неприятности

Жанна Еренкова жалуется, что учителя стали придираться к Серёже с первых дней в школе и постоянно на него жаловаться родителям.

Серёжа Еренков. Фото: предоставлено семьёй

Серёжа Еренков. Фото: предоставлено семьёй

— В первом классе был конфликт Серёжи с дочкой учителя. Тогда и началось всё. Буквально через неделю уже якобы мой ребёнок карандаши сломал кому-то. А кому — не понятно. Однажды обвинили сына, что на уроке физкультуры он порезал противоударное покрытие на спортивной площадке. Я удивилась, неужели у него был нож на уроке? Как же это? Куда смотрели педагоги? Сотрудники школы хотели, чтобы я отремонтировала покрытие за свой счет, обещали показать видео, где сын портит покрытие. Но так и не показали, — рассказывает Жанна. — При этом, когда я спрашивала об успеваемости сына, к ней претензий не было.

Главная же причина всех неприятностей, полагает женщина, была в том, что педагог не справилась с ребёнком, не захотев напрягаться и искать методы взаимодействия с «не таким как все» мальчиком, чтобы «вписать» его в класс и подружить с ребятами.

«Из-за специфики заболевания ребёнок не мог контролировать свое поведение и очень часто его действия становились причиной конфликта», — комментировал вмешавшийся позже в дело юрист и правозащитник Никита Сорокин.

По словам Жанны Еренковой, педагоги намекали ей, что Серёже нужно учиться в другом учебном заведении, потому что он нуждается в коррекционном образовании. Собирали подписи других родителей под жалобами на поведение мальчика. А 15 апреля 2021 года пожаловались Еренковой, что Серёжа ударил девочку. Устраивать «очную ставку» родителям не стали. Вместо этого вызвали представителей комиссии по делам несовершеннолетних (КДН), и те составили на Еренковых протоколы об административном правонарушении по статье 5.35. При этом, как отмечала Жанна, её и мужа на этом собрании не было.

В сентябре 2021 года КДН вынесла ещё одно постановление. В нем подробно описывается случившийся в апреле конфликт с девочкой, отмечается и позиция Серёжи. С его слов, девочка «прижала его к стенке, тогда он оттолкнул ее от себя, и она упала». Там же отмечены объяснения Жанны Еренковой о том, что Серёжа — гиперактивный, из-за чего его обижают в школе.

В постановлении КДН указано, что виновным сочли Серёжу, и решили провести с ним профилактическую беседу. (Действие, напомним, происходит в третьем классе).

«И категорический отказ от сотрудничества» 

Еренковы обратились в суд после составления протоколов. Первую инстанцию проиграли, и пропустили сроки апелляции — решение по Жанне Еренковой вступило в законную силу. Решение о составлении протокола в отношении Вадима Еренкова продолжили оспаривать в Городском суде.

Жанна Еренкова. Фото: из архива героини публикации

Жанна Еренкова. Фото: из архива героини публикации

— Все это время нам периодически звонили из «Центра социальной помощи семье и детям Кировского района», хотели к нам приходить, проверять условия жизни сына, но я не соглашалась. Ещё нам предлагали раз в месяц водить Серёжу к психологу этого центра, и однажды пришли к нам без предупреждения. Но дома была только моя мама, — рассказывает Жанна Еренкова.

К слову, впечатлившись настойчивостью педагогов, летом 2022 года женщина решила отвести сына на психолого-медико-педагогическую комиссию. Всех специалистов не прошла, но педагог-психолог, с посещения которого осмотр начался, отметила, что развитие мальчика в целом в норме, и коррекционная школа ему не нужна.

17 мая 2022 года Горсуд Петербурга отменил решение районного суда, признавшего правомочность составления протокола по статье 5.35. В сентябре суд Кировского района, куда дело отправили на новое рассмотрение, признал: в действиях Вадима Еренкова нет не только состава, но даже и события правонарушения. В декабре КДН постановила снять статус социально-опасного положения с семьи «в связи с тем, что фактов, подтверждающих социально-опасное положение не выявлено и категорическим отказом семьи от сотрудничества».

P.S.

Прокомментировать случившееся в школе не смогли. Завуч учебного заведения от комментариев отказалась. В Комиссии по делам несовершеннолетних Кировского района обсуждать случившееся тоже не сочли возможным, сославшись на тайну персональных данных. Но, судя по ответу, существование конфликта КДН не признает: «Конфликтов у граждан с Комиссией возникать не может, так как при рассмотрении материалов дел в отношении граждан члены Комиссии стремятся индивидуально разобраться в сложившейся ситуации в семье, чтобы оказать ребенку и его законным представителям необходимую помощь», — заключили чиновники.

share
print