Истории

В новый год — с новыми окнами. И без газет

В результате ремонта в РНБ пострадал один из архивов.

В новый год — с новыми окнами. И без газет
Состояние архива библиотеки во время ремонта. Фото: сотрудник РНБ

Не раньше не позже — в декабре в Екатерининском институте, где располагается газетный фонд Российской Национальной библиотеки (РНБ) начали менять окна. Периодику — ровесницу революции — при этом никуда не переместили. В результате очередной скандал — из-за ремонтных работ пострадали старинные газеты, а вход в архив оказался открыт настежь — «заходи кто хочешь».

Условия хранения — пыль и влажность 

Екатерининский институт на Фонтанке построили на месте Итальянского дворца, заложенного ещё Петром l, и более ста лет, с 1807-го по 1923-й здесь располагалось женское учебное заведение. Библиотеке здание передали в середине прошлого века. РНБ разместила в бывшем институте газетный отдел. Здесь хранятся уникальные издания: периодика начиная с 1728 года на русском, украинском и белорусском языках. Более 800 тысяч экземпляров — «свидетели» трех веков истории России.

Судя по состоянию здания, отдел уже давно нуждался в ремонте. Работы начали этой осенью — несмотря на предстоящую зиму, руководство РНБ решило заменить кровлю и отреставрировать фасады здания. Проект взялась выполнить компания «Строительное дело-СГ», согласно данным сайта госзакупок, контракт стоил библиотеке почти 400 миллионов рублей.

За газетами и журналами, которые остались в здании, никто не следит. Фото: сотрудник РНБ

За газетами и журналами, которые остались в здании, никто не следит. Фото: сотрудник РНБ

В декабре дошли до ремонта окон. Как рассказали MR7 сотрудники библиотеки, перемещать газетный фонд на время работ почему-то не стали. Один из сотрудников, пожелавший остаться анонимным, заявил, что вместо того чтобы перенести редкие экземпляры газет в безопасное место, на время ремонта помещения изолировали пленкой, однако стеллажи с газетами это не спасло.

Для сохранения исторических документов необходим особый климат: перепад не более двух градусов в сутки и 5% относительной влажности. Во время замены окон соблюдать необходимые условия почти невозможно. Сотрудники отдела бьют тревогу: влажность неизбежно поползла вверх, ещё хуже — всё вокруг покрыл слой пыли.

Как итог, пострадала часть архива: страницы газет 1917-1931 годов начали слипаться. По словам сотрудника, на проблему руководство библиотеки обратило внимание только после публикаций в СМИ — утром 26 декабря строительный мусор «визуально убрали», работы временно приостановили, по одной из версий, до марта.

Тем временем

В РНБ уже сталкивались с проблемой утери исторических документов, в том числе и газет. В 2020 году журналисты выяснили, что в результате многолетних протечек пострадал отдел периодики Азии и Африки — некоторые экземпляры буквально сварились из-за лопнувшей в помещении трубы.

Обеспечивать сохранность архива на время ремонта могло бы подразделение Федерального центра консервации библиотечных фондов. Специалисты этого учреждения реставрируют пострадавшие книги и документы, также создают условия хранения — температурно-влажностный режим. Согласовали бы они такой ремонт? Вряд ли: подобные работы обычно проводят в теплое время года, чтобы исключить перепад температур.

Заходи кто хочешь 

Еще одна проблема — безопасность архива. В здании установлен жёсткий пропускной режим: всех посетителей и сотрудников проверяют на входе и выходе из библиотеки. В ночное время филиал находится на сигнализации. А вот внутри архивы запираются лишь на небольшие замочки.

Небольшие замочки на дверях — почти единственная охрана архивов. Фото: сотрудник РНБ

Небольшие замочки на дверях — почти единственная охрана архивов. Фото: сотрудник РНБ

С началом ремонтных работ в здание пришли рабочие. Их список, по имеющейся у MR7 информации, также был согласован, они проходили в помещения через главный вход. Но, например, в пятницу, 23 декабря, один из задних входов оказался настежь открытым — согласно информации из служебной записки, которая попала в распоряжение редакции, дверь никто не охранял, в помещения мог попасть любой прохожий.

P.S.: Пресс-служба библиотеки не смогла оперативно ответить на вопросы MR7, сославшись на то, что руководитель находится «на съёмках».

share
print