Истории

Удастся ли депутатам вернуть Петербургу бессолевую диету?

Экономия на уборке оборачивается тратами на здоровье.

Удастся ли депутатам вернуть Петербургу бессолевую диету?
Скрип под ногами соли, а не снега уже стал привычен для Петербурга. Фото: Елена Михина / MR7

Стоны над Петербургом

Реагенты становятся таким же неотъемлемым атрибутом петербургской зимы, как и снег. И это вызывает массовое недовольство граждан: химикаты разъедают обувь, лапы собак и детали автомобилей. Болеют и люди — жалуются на аллергию, плохое самочувствие… В ответ чиновники уверяют, что безопасность важнее. Но разве аллергии, страдающие животные, материальный ущерб не относятся к сфере безопасности?

Чем же посыпают дороги? Это легко выясняется из «Технологического регламента производства работ по содержанию автомобильных дорог регионального значения Санкт-Петербурга», утвержденного Комитетом по благоустройству 15 сентября 2021 года. Из документа следует, что в качестве твердых противогололедных материалов (ПГМ) комблаг заготавливает техническую соль (NaCl), пескосоляные смеси с 10- и 50-процентным содержанием соли, композитные смеси, в которые помимо уже известной нам NaCl, не превышающей в общей массе 75%, входят хлористый кальций (CaCl2), хлористый калий (KCl) (их не менее 20%), и формиат натрия (от 2 до 15%). К сухим смесям относятся также песчано-гравийная смесь и гранитная крошка. Предусмотрены и жидкие ПГМ: солевой раствор с содержанием NaCl (20- 22%) и солевой раствор CaCl2 (25- 27%). Как известно, все эти вещества в зависимости от концентрации понижают температуру замерзания воды до -30° и ниже.

Александр Старцев. Фото: предоставлено спикером

Александр Старцев. Фото: предоставлено спикером

— Нужно учитывать, что реагентами посыпают не лесную поляну с ослепительно белым снегом, — говорит международный эксперт UNIDO (организация ООН по промышленному развитию) по химической безопасности, чистому производству и проблемам изменения климата Александр Старцев. — Над дорожным полотном висит невидимая глазу завеса аэрозолей из сотен, а точнее, тысяч химических веществ и соединений, в которой содержится вся городская грязь, в том числе выбросы автомобильных двигателей, масла, тяжелые металлы, мелкодисперсная пыль. Реагенты, хотим мы того или нет, вступают в реакции со всей этой химией.

По словам Старцева, вряд ли кто-то сможет поручиться, что в результате химических процессов в воздухе, которым мы дышим, не образуются новые высокотоксичные вещества.

— Меня не удивляют жалобы людей на аллергию или плохое самочувствие, — говорит эксперт, — Какой выход? Наладить контроль за оборотом химических веществ в Петербурге и свести использование реагентов до минимума. К примеру, в ряде европейских стран для борьбы с гололёдом используют гранитную крошку.

На бессолевой диете 

Совет эксперта — вовсе не научная фантастика. Еще совсем недавно в Петербурге в течение трех лет реагенты использовались в мизерных количествах. Началось все с инициативы Законодательного собрания города.

Семён Гордышевский. Фото: предоставлено спикером

Семён Гордышевский. Фото: предоставлено спикером

— С 2012 года депутаты вновь избранной комиссии по экологии стали поднимать вопрос об использовании реагентов, — вспоминает председатель Экологического союза Санкт-Петербурга, эксперт комиссии по экологии и природопользованию ЗакСа Семён Гордышевский. — Петербуржцы тогда засыпали ЗакС жалобами на последствия использования зимами реагентов. И председатель комиссии Виктор Ложечко занял жесткую позицию.

Как рассказал Гордышевский, комиссия провела не один десяток заседаний. Приглашали представителей комитетов по благоустройству, по природопользованию, медиков, экологов, журналистов, активных граждан (в то время граждане энергично выступали против «соленого снега»). Сами приезжали в комитеты на заседания.

Виктор Ложечко. Фото: ЗакС СПб

Виктор Ложечко. Фото: ЗакС СПб

— В результате нам удалось убедить комитеты по благоустройству и природопользованию кардинально снизить применение соли на городских улицах, — рассказывает Виктор Ложечко. — Мы добились консенсуса в этом важном вопросе. Чиновники сочли необходимым сосредоточиться на своевременной уборке снега. Тогда город пошел навстречу, расширив парк снегоуборочной техники.

На «бессолевой диете» город сидел зимы 2015-2016, 2016-2017, 2017-2018 годов. Одной из значимых фигур, сумевших воплотить в жизнь мечту о «белом зимнем Петербурге», СМИ назвали председателя комитета по благоустройству тех лет Владимира Рублевского. Именно он взял на себя ответственность смены курса ведомства, посадив город на голодный солевой паек. Что из этого получилось, можем судить по обращению комблага к горожанам от 15 января 2016, опубликованное на сайте Смольного.

«В этом году правительство города приняло непростое решение — максимально снизить использование противогололедных материалов во время снегопадов, сделав основной упор на прометание и вывоз снега с дорог и тротуаров (только опасные скользкие участки посыпаются песко-соляной смесью, с содержанием соли 5-10%).

Это требует больше затрат и усилий — растопить снег проще, чем собрать и вывезти — но такой подход приводит к лучшим результатам: на дорогах нет грязных луж и жижи, не страдают люди, автомобили, домашние животные и уличные растения”, — говорилось в сообщении комитета.

Петербургский эксперимент заинтересовал тогда Москву. Как писала «Газета.Ru», глава комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике Степан Орлов обещал изучить опыт Северной столицы почти по полному отказу от реагентов. «Нововведение вызвало массу положительных откликов среди горожан и привело к снижению аварийности на дорогах», — заявил он. «С начала эксперимента число ДТП с жертвами в Санкт-Петербурге снизилось на 40%», — говорится в той же статье со ссылкой на управление ГИБДД по городу и Ленинградской области.

Читайте также

Заметённый Петербург: кто и как (не) убирает город

Почему-то традиционный для Петербурга зимний текст.

На исходные позиции

Откат назад начался зимой 2018-2019 годов. Февраль тогда выдался сложный, на тот момент врио губернатора Александр Беглов лично вышел махать лопатой — показательно убирал снег во дворе на Большой Посадской улице. Тогда же он заявил, что «есть необходимость перейти к использованию реагентов для удаления наледи, но только после консультаций с экологами и экспертами». Собственно, выбор стоял — нанимать больше дворников и механизаторов и закупать технику или тратиться на реагенты. К зиме 2019-2020 чиновники в полный голос заговорили о нехватке средств на уборку снега. Отмечалась также неразбериха в системе уборки территорий — многочисленные службы не могли разобраться, в чьих полномочиях тот или иной участок; несовершенный контроль за снегоуборкой; отсутствие конкуренции на этом рынке и т. д. Одновременно нарастало применение реагентов. И если поначалу чиновники уверяли, что используют преимущественное солевые растворы, то с предыдущей зимы (2020-2021 годов) не стеснялись говорить об использовании для обработки дорог и тротуаров чистой соли.

В нынешнем году реагенты стали сыпать даже до выпадения снега. По-видимому, чтобы он, приземлившись, тут же таял…

— Если вернуться к мнению экологов и экспертов, о которых говорил Александр Беглов, мы уверены в огромном экологическом ущербе, что наносит окружающей среде применение реагентов, — продолжает Семён Гордышевский. — Ведь кроме обуви, лап животных, кузовов автомобилей засаливаются городские почвы, на которых трудно выживать деревьям и кустарникам. Попадая в реки и каналы, реагенты отравляют гидробионтов, делая водоемы мертвыми. А вместе с ливневыми стоками реагенты оказываются в иловых осадках «Водоканала», которые, как известно, сжигаются. При сжигании хлорсодержащих веществ образуются суперэкотоксиканты — диоксины и диоксиноподобные вещества. Кто-то оценивал, что дороже: снегоуборочная техника и расширенный штат дворников или рекультивация городских почв и водоемов? Плюс лечение болеющего, в буквальном смысле гибнущего от онкологии населения города? Без этих данных трудно сделать правильный выбор.

Депутаты готовятся к реваншу? 

Тем временем, горожане продолжают возмущаться, стучаться во все инстанции. Росгвардия, видимо, не надеясь на перемены, обула своих служебных собак в специальные сапожки.

Город тем временем продолжает тонуть в серой снежной жиже.

— Конечно, и в Законодательное собрание поступают письма рассерженных горожан, — говорит председатель комиссии по экологии и природопользованию Алексей Макаров. — Мы считаем, что необходимо вернуться к умеренному использованию реагентов. Планируем поднять этот вопрос на одном из первых заседаний комиссии после новогодних праздников. Уверен, что жители нас поддержат.

Читайте также

Общественники просят обеспечить прозрачность запылённости

share
print