Истории

Хранитель Петербурга

В новом Генплане вспоминают ещё довоенные идеи о концентрическом развитии города архитектора и градозащитника Льва Ильина.

Хранитель Петербурга
Лев Ильин. Фото: предоставлено Государственным музеем истории Санкт-Петербурга


80 лет назад, в один из декабрьских дней 1942 года, по заснеженному Невскому проспекту медленно шел прохожий. Внезапный артобстрел, и осколки снаряда разлетелись в считанные мгновения. Один из них попал в пешехода, смертельно ранив его. Так на углу Невского и Владимирского проспектов погиб Лев Александрович Ильин — уникальная личность, легендарный архитектор, основоположник советского градостроительства, хранитель истории Петербурга — Петрограда — Ленинграда. Человек, которого не сломили травля, удары, невзгоды.

Лев Ильин. Фото: предоставлено Государственным музеем истории Санкт-Петербурга

Лев Ильин. Фото: предоставлено Государственным музеем истории Санкт-Петербурга

«Тени Романовых» в «колыбели трёх революций»

Гражданская война, разруха, голод — таким был Петроград в 1918 году. В то суровое время молодой, но уже известный архитектор Лев Ильин сразу понял, что в лихую годину историческое наследие страны может быть уничтожено очень быстро. Вместе с единомышленниками он создал Музей Города. Начал собирать то, что еще можно уберечь. И сегодня его первые послереволюционные коллекции составляют, можно сказать, одну из самых ценных частей собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

Музей города располагался тогда в усадьбе знаменитого Аничкового дворца. Сотрудники музея делали всё возможное, чтобы сохранить интерьеры бывших хозяев — покои императрицы Марии Федоровны, церковь, а также личный кабинет императора Александра III. Красивая садовая анфилада позиционировалась, например, как «исторические комнаты Аничкова дворца», чтобы как можно меньше упоминалось о том, что это бывшие царские апартаменты.

И все же советская власть добралась и до этого места. Вопрос о ликвидации «исторических комнат Аничкова дворца» был поднят осенью 1927 года. Сотрудники музея пытались протестовать. Их поддерживали известные и влиятельные деятели культуры. Но изменить ситуацию не смог никто.

— Возможно, решительность властей ликвидировать комнаты опиралась на готовившееся в Москве постановление Совнаркома «О мерах по усилению экспорта и реализации за границу памятников старины и искусства», — рассказывает старший научный сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга Владимир Авдеев. — Секретный документ от 23 января 1928 года получил огласку только в 1990-е годы.

Коллектив Музея города до последнего момента отбивался от посягательств на дворцовый комплекс. Специалисты предвидели неизбежность утраты — сделали фотосъемку парадных залов, пытались уберечь наиболее ценные реликвии.

В феврале 1928 года, по-видимому, в процессе изъятия ценностей из Аничкова дворца была обнаружена переписка Александра III, письма и документы, принадлежавшие Николаю II, личные фотографии императрицы Марии Федоровны из её гардеробной. В ленинградских газетах появились разгромные статьи о «романовских тенях» в самом центре города. Ещё бы: в музее трудился, например, брат бывшего Министра внутренних дел Российской империи Бориса Штюрмера и другие представители высоких фамилий.

Директор музея Лев Ильин потерял свой пост, ещё более 20 сотрудников были уволены как «социально чуждые элементы».

Лев Ильин, Пётр Твардовский. Эскизный проект планировки южных районов Ленинграда.

Лев Ильин, Пётр Твардовский. Эскизный проект планировки южных районов Ленинграда. 

Самый грандиозный Генплан

А Музей города, который в 1931 году потерял статус самостоятельного учреждения, занимался не только Петербургом — Петроградом — Ленинградом, но историей градостроительства и городской культуры в целом. В его собрании хранились архитектурная графика, фотографии, карты и планы Рима, Лондона, Парижа, Венеции и других знаменитых городов мира. Но Петербургу уделялось, безусловно, особое внимание. Лев Ильин и его команда собирали исторические материалы и заложили традицию комплектования фондов музея проектными материалами по современной архитектуре. Сегодня основанный Ильиным фонд — это хранилище редчайших графических материалов по архитектурной истории Петербурга (Ленинграда) советского периода.

В 1923 году Лев Ильин предложил организовать при Музее города комиссию по перепланировке Петрограда. Так музей стал единственной в то время организацией по созданию нового городского пространства и разработке новых принципов градостроения.

В журнале «Красная нива» в 1923 году было опубликовано эссе Льва Александровича о путях развития Петрограда. И сразу начали разрабатываться и воплощаться в жизнь многие важнейшие проекты. Это планировка района улицы Стачек, проекты реконструкции сквера на стрелке Васильевского острова, западной стрелки Елагина острова, Зоосада. В коллекции архитектурной графики Государственного музея истории Петербурга сегодня хранятся многие документы, которые разрабатывал лично Лев Ильин.

Как считает автор ряда работ о Льве Ильине, профессор Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Сергей Семенцов, главной линией жизни архитектора стало не проектирование зданий, не создание Музея города, а градостроительное развитие Петрограда — Ленинграда. Именно в этом сам Лев Александрович видел свой гражданский долг.

Вид на Стрелку Васильевского острова со здания Биржи. Фото: Олег Золото / MR7

Вид на Стрелку Васильевского острова со здания Биржи. Фото: Олег Золото / MR7

Как известно, в ближайшие месяцы в Петербурге будет принят новый Генеральный план, который очертит перспективы развития города почти на три десятилетия вперед. Сегодня только узкие специалисты знают, что многие положения проекта нового документа — это продолжение тех самых идей и замыслов, что были озвучены в самом первом — социалистическом — Генплане Ленинграда, разработанном под руководством Льва Ильина в начале 1930-х.

Однако этот Генеральный план прошёл весьма нелегкий и драматический путь. После согласования в Ленинграде документ был отправлен в Москву. Там на заседании Политбюро и Совета Народных комиссаров Генплан жёстко разгромили и отвергли. Высшие органы власти потребовали немедленной переработки — за два с половиной месяца нужно было создать фактически новый Генплан. Невыполнение этого решения могло быть чревато самыми суровыми последствиями. Но проектная группа справилась с заданием блестяще и в самые кратчайшие сроки!

Историки архитектуры убеждены, что это был самый грандиозный Генеральный план. Впервые была выдвинута мысль о создании «Большого Ленинграда» с городами-спутниками. Его авторы предполагали концентрическое развитие Ленинграда по всем направлениям, но с одним условием — сохранением функционального и композиционного центра в историческом центре. При этом должны были последовательно развиваться пригородная зона и все территории Ленинградского региона.

А образованная еще в 1920-е годы комиссия по планировке Петрограда за несколько лет пережила не одно преобразование — перед самой Великой Отечественной войной она стала архитектурно-планировочным управлением Ленгорисполкома. И во всех этих подразделениях архитектурной частью заведовал Лев Ильин, который фактически (не юридически) выполнял функции городского архитектора.

— В 1935 году было принято решение создать в каждом городе должность главного архитектора города. В Ленинграде эту должность ввели в 1938 году, — продолжает свой рассказ Владимир Авдеев. — Было очевидно, что главным архитектором должен стать Лев Ильин. Но городские власти назначили на этот пост ученика Ильина — Николая Баранова. Льва Александровича с коллегами уволили. У самого Ильина осталась лишь преподавательская работа. Он был профессором в Ленинградском институте коммунального строительства, сегодня это Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. Лев Александрович пережил и этот удар…

Блокадный портрет Льва Ильина. Фото: предоставлено Государственным музеем истории Санкт-Петербурга

Блокадный портрет Льва Ильина. Фото: предоставлено Государственным музеем истории Санкт-Петербурга

«Прогулки по Ленинграду»

Еще до войны Льва Ильина не однажды приглашали работать в Москву. Он подумывал о переезде. Но началась Великая Отечественная война. В 1941 году Льву Александровичу исполнилось 62 года. Архитектор остался в осажденном Ленинграде. Ему не раз предлагали уехать, прислали вызов в столицу, но как Лев Александрович мог оставить любимый город?

В октябре 1941 года в Ленинграде были созданы бригады, занимавшиеся обмерами памятников архитектуры, которым угрожала гибель. К этой работе было привлечено более ста архитекторов. Работать приходилось под обстрелами и бомбежками, при этом все чертежи, рисунки были выполнены на очень высоком уровне. Одну из бригад возглавлял Лев Ильин. Он же осуществлял консультационное руководство этими работами.

В дом № 50 на набережной Фонтанки, где до войны жил Лев Ильин со второй супругой Полиной Владимировной (она ушла из жизни в 1940 году), попал снаряд. Льву Ильину дали комнату в доме на улице Зодчего Росси. Но, как многие музейные работники, ученые, он какое-то время жил в бомбоубежище, устроенном в подвалах Эрмитажа. Здесь при свете коптилки находил силы для работы над книгой, которую задумал еще в 1920-е годы. Он писал о красоте Ленинграда, о том, что нужно делать для ее поддержания. И был уверен в том, что одна из важнейших задач для города в военные годы — сохранение его архитектуры, ведь именно в ней сохраняется душа народа.

Лев Ильин не успел закончить этот труд — в его квартире остались десять ученических тетрадей с рукописным текстом книги и наброски иллюстраций, которые позже были переданы в фонды Государственного музея истории Санкт-Петербурга. В 2012 году музей смог выпустить в свет книгу знаменитого архитектора «Прогулки по Ленинграду».

— Память о блокаде и сохранение архитектурного наследия города — это темы, которые нас сегодня объединяют, — говорит руководитель пресс-службы Государственного музея истории Санкт-Петербурга Ольга Скоробогатая. — В книге Ильина эти темы переплелись очень тесно. В память о Льве Александровиче на музейных страницах в социальных сетях «ВКонтакте» и Telegram можно будет услышать аудиоверсию книги «Прогулки по Ленинграду», записанную голосами сотрудников Музея истории Санкт-Петербурга. Этот рассказ будет звучать до весны следующего года.

Сегодня опубликовано еще не все творческое наследие Льва Ильина. Ждут своего часа архитектурная графика и другие материалы. А мы можем любоваться творениями Льва Ильина в камне — великолепным комплексом зданий больницы имени Петра Великого (ныне имени Ильи Мечникова). Или архитектурой городских мостов — Михайловского (ныне Садового), Пантелеймоновского, Народного (Полицейского) моста на Мойке у Невского проспекта и Введенского моста у Витебского вокзала. А еще стрелкой Елагина острова, Биржевым сквером на стрелке Васильевского острова и многими другими работами.

share
print