Истории

Скелеты в шкафчиках РНБ

Сотрудник публичной библиотеки обвиняет руководство в растрате госбюджета и принудительных увольнениях.

Скелеты в шкафчиках РНБ
Здание РНБ. Фото: Елена Михина / MR7


1 декабря начальника хозяйственного отдела Российской национальной библиотеки (РНБ) Вячеслава Федорова после очередного совещания забрали на скорой. В больнице диагностировали «гипертонический криз». Причиной резкого ухудшения здоровья Фёдоров считает «невыносимый моральный климат» на работе. Он рассказал MR7 о том, как руководство библиотеки потратило 13 миллионов бюджетных денег, а затем начало «травить» собственных сотрудников, которые пытались им помешать.

Контракт есть, шкафов нет 

14 декабря этого года Вячеслав Фёдоров направил в Следственный комитет обращение с просьбой «о проверке возможных хищений бюджетных средств» (копия есть в редакции). Ситуация, которую он описывает в заявлении, началась ещё в середине 2021 года.

Прошлой осенью в главном здании РНБ на Садовой планировали переезд Генерального алфавитного каталога (ГАК) в более светлое и удобное для работы пространство: из старинного помещения Косой галереи на пятый этаж того же корпуса.

Переезд предполагал перемещение 50 старых карточных систематизаторов (шкафов) и покупку еще 83 новых. Поскольку и старые, и новые шкафы хотели разместить в одном месте, они должны были и выглядеть одинаково.

— Соответственно, когда мои сотрудники составляли техзадание, они указывали параметры уже существующих в библиотеке шкафов, чтобы не было разницы по цвету, размеру и материалу, — рассказал руководитель административно-хозяйственного отдела РНБ Вячеслав Фёдоров.

Руководитель хозяйственного отдела Российской национальной библиотеке (РНБ) Вячеслав Федоров. Фото: предоставлено Вячеславом Федоровым

Руководитель хозяйственного отдела Российской национальной библиотеке (РНБ) Вячеслав Федоров. Фото: предоставлено Вячеславом Федоровым

Первые сложности начались, когда в конце сентября 2021 года дело дошло до закупки: Фёдоров вспоминает, что потенциальных исполнителей, которые специализируются на изготовлении оборудования для библиотек, было много, но руководство выбрало компанию ООО «Дрим рум». К моменту проведения тендера, фирма существовала полтора года, а её профиль — кухонная мебель.

— Я, как руководитель отдела, по результатам состоявшегося электронного аукциона получил договор с компанией. Почти сразу кураторство на себя взяла помощник генерального директора по капитальному строительству Наталья Смирнова. Она, якобы с ещё одним библиотечным работником, ездила на фабрику проверять образцы, — отметил Фёдоров.

По условию договора, фирма «Дрим рум» должна была изготовить финальный опытный образец одного из изделий, и только после ознакомления с ним комиссией библиотеки выполнить весь заказ. При этом, как заявляет Фёдоров, ни ему самому, ни специалистам хозяйственного отдела так и не удалось увидеть этот образец. Но 4 октября 2021 года контракт на сумму почти 13 миллионов рублей подписали и запустили производство.

справка

Генеральный алфавитный каталог — это сердце крупнейшей библиотеки страны. Он состоит из более чем семи миллионов карточек. Помимо того, что они представляют историческую ценность — некоторые сохранились с 18 века, также не все карточки полностью оцифрованы, поэтому без них библиотека просто не сможет работать.

Средства — вперёд 

Поставить шкафы должны были 17 ноября. Первые четыре из 83 систематизатора привезли только 24 ноября, причем в разобранном виде:

— Когда я увидел первые систематизаторы воочию, как у человека, знакомого с техзаданием, у меня возникла тысяча вопросов: это было вообще не то по цвету, материалу и размерам, — вспоминает Фёдоров.

Тогда руководитель административно-хозяйственного отдела решил обсудить вопрос с заместителем генерального директора Олегом Курловичем, который работал вместе с Натальей Смирновой. В качестве эксперта пригласили руководителя юридической службы Виталия Осипова.

— Единственным верным решением на тот момент было расторгать договор — сохранить бюджетные средства, не тратить их на некачественный товар, — Фёдоров выдвинул предложение расторгнуть договор с фирмой, его поддержали и другие сотрудники библиотеки, но не гендиректора.

Сотрудники административно-хозяйственного отдела несколько раз направлял служебные записки руководству — сотрудники во главе с Федоровым указывали на брак в изделиях.

«Улучшение» качества

В библиотеке существует система защиты от коррупционных схем — вначале поставщик должен был предоставить само изделие, а только затем руководство оплачивает товар:

— У нас есть отдел внутреннего контроля, специалисты которого присутствуют на всех поставках, приёме услуг. Однако в этот раз их исключили из приёмки товаров и оборудования, — рассказывает Федоров.

Также предусмотрена специальная комиссия — для любой услуги, поставляемой в РНБ, должно быть сделано заключение о соответствии требованиям. В случае с систематизатором для карточек требовалось, чтобы сам Вячеслав Фёдоров, как руководитель отдела, осмотрел шкафы.

В этот раз схемой пренебрегли: 17 декабря прошлого года фирма выставила РНБ счёт на оплату и акт приема-передачи товара, при этом сами шкафы не были готовы и поставлены.

— Поскольку все члены приемочной комиссии были известны, наши «злоумышленники» (руководство РНБ — ред.) начали воздействовать на них — мол, поставщик все доделает, всё будет как надо. Но мои сотрудники решительно отказались подписывать приёмочный акт, — вспоминает Фёдоров .

Тогда Наталья Смирнова сама подписала экспертное заключение о соответствии товара условиям поставки, Олег Курловч заверил акт и товарную накладную, заместитель гендиректора по финансово-экономической работе Ирина Нарышкина поставила свою подпись на документах об оплате, при этом всю партию шкафов всё ещё не поставили. Другим сотрудникам библиотеки и самому Фёдорову, по его словам, не дали ознакомиться даже с сертификатами.

— Зная и понимая, что товара нет, они расписываются в акте приемки и уточняют, что товар соответствует и его необходимо оплатить, — Фёдоров считает, что именно эти три руководителя в первую очередь причастны к отправке бюджетных средств.

Спустя неделю, 24 декабря, руководитель юридической службы Виталий Осипов направил ООО «Дрим рум» документ, где сообщалось, что оборудование сделано не совсем в соответствии с техзаданием — «акт выявленных недостатков». В этот же день, вспоминает Фёдоров, инициировали и внесение изменений в само техзадание, которое было размещено на сайте госзакупок и датировалось 12 октября — «задним числом».

— Можно внести изменения в госконтракт в случае улучшения характеристик товара без изменения его цены. И под этим соусом и было «состряпано» обращение компании о том, что они предлагают улучшить характеристики, — рассказал Вячеслав.

Светлые шкафы — старые, темные — новые. Фото: Вячеслав Федоров

Светлые шкафы — старые, темные — новые. Фото: Вячеслав Федоров

Фёдоров считает, что таким образом руководство РНБ и «Дрим рум» просто «сговорились» — на самом деле качество шкафов не улучшили. Например, по дополнительному договору компании разрешили заменить материал — ламинированную ДСП на фанерный лист, тем самым снизив затраты на производство систематизаторов.

Однако руководству РНБ этого было достаточно. Поэтому деньги — а именно 13 миллионов рублей, перевели на счет «Дрим рум» уже 28 декабря, после того, как накануне фирма направила гарантийное письмо. Согласно документам, поставщик обязался выполнить работы в течение 10 дней, то есть уже после новогодних праздников.

предыстория

За этот год у библиотеки уже не первый раз возникают проблемы: в середине ноября в Новом здании РНБ на Московском проспекте после установки баннеров протекла крыша. А в самом начале года появилась информация о том, что новый книжный лифт в доме на Садовой, 18 может привести к обрушению стен и потолков.

Карты, деньги, увольнения 

В январе этого года систематизаторы для карточек всё-таки привезли. Как рассказал Федоров, к сборке шкафов привлекли штатных работников библиотеки:

— Они (руководители — ред.) понимали, что 13 миллионов бюджетных денег отправлено, а в библиотеке присутствует товар не подходящий по критериям, еще и в разобранном виде. Когда шкафы начали грузить карточками, у них перестали выдаваться слайдерные столики, и дверцы ящиков перестали открываться. От старых они отличались и цветом, и размером — для всех было ясно, что изготовили барахло, — рассказал Фёдоров.

В марте помещение со шкафами было «закрыто на замок», поскольку использовать систематизаторы — невозможно. В таком виде они простояли до сентября. Осенью Вячеслав снова организовал претензионную работу в отношении поставщика.

— Пока шкафы простаивали, они стали ещё более непригодными — некоторые ящики перестали открываться. Наша юридическая служба подготовила и направила претензию. Для контроля этого процесса я отказался от запланированного отпуска, — рассказывает Фёдоров.

Также он отметил, что в течение всего времени вместо исправления брака руководство оказывало давление на сотрудников. При этом сами «косяки» пришлось исправлять работникам хозяйственного отдела — шкафы нужно было уже хоть как-то использовать. Поэтому коллектив привязал к ячейкам веревочки — вместо не сделанных «Дрим рум» ручек.

Ситуацию пытался изменить сам Вячеслав: о состоянии шкафов он продолжил писать служебные записки, пытался добиться ремонта от производителя. Но этой осенью у Фёдорова с администрацией возникла «конфликтная ситуация», после чего его отстранили, а шкафы всё же установили в отремонтированное помещение:

— Мне заявили вообще больше к ним (к ООО «Дрим рум» — ред.) не подходить и не вести разговоров, лишили квартальной премии без официального объявления, — жалуется Вячеслав.

Несмотря на ограничения, Федорову удалось получить некоторые документы от коллег. В середине осени о ситуации со шкафами начал писать журналист Михаил Золотоносов для портала «Город 812». По словам Федорова, после публикаций материала с фотографиями, на которых видны привязанные веревочками ячейки систематизаторов , помещение со шкафами снова закрыли. Туда перестали пускать и Вячеслава, и сотрудников его отдела. Попутно начались увольнения, а Курлович и Смирнова ушли по собственному желанию.

Федоров считает, что его работников начали «выжимать» из РНБ. Он полагает, что их могли лишить премий.

— Месяца два-три сотрудник мучается, затем уходит, — рассказывает Фёдоров.



Он отметил, что с момента, как его отдел выступил против принятия шкафов, перед сотрудниками начали ставить «заведомо неисполнимые задачи», а ни к чему не приводящие проверки в хозяйственном отделе случались в несколько раз чаще.

— Таким образом, руководство создало невыносимый моральный климат. Уволилась ведущий специалист АХО Ирина Куликова и ещё трое сотрудников. Я пока сопротивляюсь, — переживает Фёдоров.

Фрагмент заявления в СК

«С целью сокрытия совершенного должностного преступления и фактического отсутствия на складе оплаченного товара, указанные лица в сговоре с поставщиком сфальсифицировали Акт выявленных недостатков от 24.12.2021г … С целью подгонки ТЗ под частично изготовленный негодный товар даны указания руководителям Юридической и Контрактной служб на подготовку дополнительного соглашения к контракту и внесение изменений в конкурсную документацию, размещённую в ЕИС Закупки»

«Допрос с пристрастием» 

Сейчас Фёдоров находится на больничном. После того, как 1 декабря его вызвали в кабинет нового заместителя гендиректора по административно-хозяйственной деятельности Сергея Малышева, Вячеслава госпитализировали в больницу с диагнозом «гипертонический криз» — высокое давление:

— В этом кабинете устроили мне «допрос с пристрастием»: угрожали неприятностями по службе и лишением премий и меня, и моих сотрудников. Затем начали требовать рассказать, откуда у меня в доступе оказались документы, касающиеся проверки моего отдела, а после отказа ушли в мой кабинет, чтобы изъять рабочий компьютер, — рассказывает руководитель хозяйственного отдела.

По его словам, в кабинете также находились помощник генерального директора по общим вопросам Александр Мазу и руководитель юридической службы Виталий Осипов. Вячеслав объяснил коллегам, что не может передать им рабочую технику. Изъятие компьютера сорвёт проверку документов по госконтрактам. Также он заявил о своём состоянии — на фоне «морального прессинга» Фёдоров почувствовал сильную слабость и головокружение. Всё это не остановило руководство, спор закончился только с приездом бригады скорой.

Несмотря на состояние здоровья, Фёдоров не планирует покидать должность или отступать. Сейчас он уже направил два обращения: по факту нарушения его прав в связи с госпитализацией в Генпрокуратуру и заявление в Следственный комитет о проверке расходования бюджетных средств в РНБ.

— Если резюмировать, библиотека за 13 миллионов приобрела абсолютно негодный товар. И потеряла несколько отличных сотрудников, — отметил Вячеслав.

Редакция MR7 отправила запрос в РНБ для прояснения ситуации. Однако спустя отведенный для ответа срок — семь дней — пресс-служба библиотеки так и не ответила на запрос.

share
print