Репортажи

«Это не обвинение, а балаган»: состоялось первое слушание дела Скочиленко по существу

В ответ на прозвучавшие обвинения Скочиленко задала следствию свои вопросы.

«Это не обвинение, а балаган»: состоялось первое слушание дела Скочиленко по существу
Сашу ведут в зал суда. Фото: Андрей Швед / MR7

В Василеостровском районном суде прошло первое слушание по существу дела Саши Скочиленко, обвиняемой по статье «фейки об армии». Защита представила отношения к предъявленному обвинению. Поддержать Сашу пришли представители консульств четырех стран, в дело вступил известный адвокат Юрий Новолодский.

«Не прокурор, а функция» 

К началу заседания в Василеостровский суд пришло 50 человек поддержки, что, однако, не помешало судье Оксане Демяшевой задержать заседание более чем на полчаса. В коридоре ждали журналисты, друзья, правозащитники, а также представители консульств четырех стран: Швеции, Финляндии, Норвегии и Германии.

СПРАВКА

Петербургская художница Саша Скочиленко находится в СИЗО с 13 апреля. Спустя месяц после начала «специальной военной операции» она разместила вместо ценников пять стикеров с информацией о том, что происходит в зоне боевых действий, и её мнении о государственной пропаганде. По версии следствия и гособвинения, Саша сделала это из «неприязненного чувства», которое якобы испытывала к вооружённым силам России, госорганам и президенту. Прокуратура считает это нарушением ст. 207.3 УК РФ — «распространением фейков о ВС РФ» по мотивам «политической ненависти и вражды». Максимальное наказание — до 10 лет тюрьмы.

— На сегодня самое главное, что мы задумали — огласить письменное отношение к предъявленному обвинению. Чтобы все присутствующие в зале поняли, что это не обвинение, а балаган, — поделился президент Балтийской коллегии адвокатов им. Анатолия Собчака и экс-депутат ЗакСа Петербурга адвокат Юрий Новолодский, и пообещал зачитывать документ «с выражением».

Он стал третьим адвокатом Скочиленко, работающим в компании с Дмитрием Герасимовым и Яной Неповинновой.

— Закон об ЛГБТ — ужасный, он стигматизирует эту часть общества. Хотя на мою жизнь это не повлияет, я продолжу защищать свои права и бороться за отношения. За Сашу переживаю. Нам не дают свиданий, за все эти восемь месяцев в СИЗО у Саши было только одно свидание с сестрой. Хотя по закону положено два свидания в месяц, — выражает мнение девушка Саши Соня Субботина.

Приставы зачем-то вынесли в коридор из зала суда вешалку. На само заседание судья позволила войти лишь 16 людям. Зал, как назло, выбрали маленький. Оксана Демяшева уклонилась от вопроса о допуске всех прибывших в суд слушателей, в том числе представителей СМИ. В зал допустили только пять консулов, семь слушателей, включая друзей, и четырех журналистов. Последние сели на пол.

После начала заседания Соню Субботину и ее друга Лешу удалили из зала суда на основании того, что они являются свидетелями по делу — однако оба они уже были допрошены защитой в предварительном заседании, а обвинением в качестве свидетелей не заявлены.

— Сторона защиты нас допросила. В постановлении о привлечении в качестве свидетелей обвинения мы с Соней не заявлены. По существу дела нас допрашивать не о чём: мы не были в курсе тех поступков, которые вменяют Саше. А по характеристике её личности: про её здоровье, про её жизнь, про всё остальное — нас уже допросили, — поделился удалённый из зала суда Алексей.

Он рассказал, что у слушателей забрали паспорта, а у представителей консульств — дипломатические карточки.

Леша и Соня делают селфи на фоне зала, из которого их удалили. Фото: Андрей Швед / MR7

Леша и Соня делают селфи на фоне зала, из которого их удалили. Фото: Андрей Швед / MR7

Соня добавила, что, по ее мнению, их удалили из зала для психологического давления на Сашу. Девушка добавила, что состояние здоровья у Саши плохое. Из-за плохого обращения в СИЗО у нее началась депрессия, и она пьет препараты, также болит сердце и желудок.

На место вышедших в зал попали двое человек, в том числе журналист Telegram-канала SOTA Матвей Макейчик. Однако и он покинул зал спустя какое-то время. По его словам, произошло это потому, что судья посчитала, что журналист вел видеосъемку, хотя сам он это отрицает.

Как рассказывает Матвей, Новолодский начал с того, что попросил вывести Скочиленко из клетки, поскольку это «формирует предвзятое отношение к подсудимой».

— Новолодский ходатайствовал, что в клетке должны сидеть «убийцы и преступники, которые могут накинуться на этих журналистов», — передает слова адвоката Матвей. — Он говорил, что место Скочиленко на скамье рядом с защитниками, на что прокурор демонстративно отвернулась и стала смотреть в телефон.

— Юрий Михайлович попросил тогда «сделать вид, что прокурор является участником процесса именно как прокурор, а не просто исполняет функцию».

Чехол для гитары и брюки бордового цвета

Прокурор зачитала фабулу обвинения. В ней говорится: следствие установило, что Скочиленко публично распространила заведомо ложные данные о ВС РФ за пределами РФ по мотивам политической ненависти.

Защита огласила письменные отношения к предъявленному обвинению.

17-страничный документ подробно и по пунктам выражает позицию защиты.

Среди цитат Скочиленко есть такие: «Я не отрицаю факт распространения неких сведений, с использованием товарных знаков. Но я категорически отрицаю то обстоятельство, что эти сведения были для меня заведомо не соответствующими действительности».

«Мне трудно понять, каким образом «чехол для гитары», «брюки бордового цвета», «пара ботинок бежевого цвета», могут участвовать в доказательстве субъективной стороны совершенного мною деяния. Что же касается объективной стороны, то я ее оспариваю», — заявила Скочиленко о вещественных доказательствах.

«Следователь пришел к выводу о том, что сведения, размещенные на ценниках, являются ложными. Основанием для подобного вывода являлась наивная убежденность следователя в том, что информация, сообщаемая официальными государственными органами, всегда соответствует действительности. Счастливый человек! Мне бы стать такой. Однако, как показал исследуемый казус, у меня далеко не всегда формируется уверенность в безусловной правоте государственных мужей, принимающих судебные решения, касающиеся судеб миллионов людей», — утвердила Скочиленко.

«Текст предъявленного обвинения страдает серьезными несоответствиями общепринятым нормам русского языка и законам формальной логики», — добавила девушка.

Саша огласила шесть вопросов к представленному обвинению. Девушка попросила разъяснить, чем, по мнению следствия, выразилась ее политическая ненависть, к какой именно социальной группе выражена вражда.

Судья назначила следующее заседание на 20 января, на 14:00. Вероятно, на нем обвинение ответит на вопросы Саши.

Саша после заседания. Фото: Андрей Швед / MR7

Саша после заседания. Фото: Андрей Швед / MR7

Дело Саши поступило для рассмотрения по существу в Василеостровский районный суд 12 октября. Судья Оксана Демяшева уже полгода принимает решения по продлении меры пресечения Скочеленко и заключении ее в СИЗО, несмотря на доводы кардиолога, психиатра и гастроэнтеролога о неудовлетворительном состоянии Саши. Горсуд ни разу не встал на сторону защиты во время апелляций на меру пресечения.

25 октября Василеостровский районный суд оставил Сашу в СИЗО ещё на полгода — до 10 апреля 2023 года. 2 ноября судья Василеостровского районного суда Оксана Демяшева отложила первое слушание по существу на 15 декабря. Девушке Саши Соне Субботиной отказали в свиданиях.

6 декабря «Русская служба Би-би-си» включила петербургскую художницу и активистку Сашу Скочиленко в список из ста наиболее влиятельных и вдохновляющих женщин мира 2022 года.

share
print