В Горсуде 13 декабря продолжились предварительные слушания по коллективному иску жителей Нарвской заставы к губернатору и Заксобранию об исключении территории из программы РЗТ («Развитие застроенных территорий»). К иску присоединилось еще двое человек, представители ответчиков предоставили документы, заседание отложили.
Жители Нарвской заставы пришли на заседание в Горсуд так же, как подавали иск, — целым коллективом. Горожане выражают готовность ходить по судам и бороться за свои дома, чтобы их не снесли.
Адвокат Алексей Царев ходатайствовал о том, чтобы к иску присоединились новые участники, суд возражать не стал. Представители губернатора Беглова и ЗакСа, в свою очередь, попросили приобщить к материалам дела письменные пояснения процедуры принятия 820-7 закона («О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия…»), а также представили экспертизу от 2011 года, подтверждающую допустимость включения домов в программу РЗТ.
— Они представили отзыв по поводу 820-го закона, закон об адресной программе они не комментировали. И главное — там указана экспертиза 2011 года, где историческая застройка признается, но часть домов «не представляет исторической ценности». Да, может быть, ни один из домов историко-культурной ценности не представляет, но речь идет о комплексе, — комментирует адвокат Алексей Царев.
Закон об РЗТ («Об адресной программе Санкт‑Петербурга «Развитие застроенных территорий в Санкт‑Петербурге») был принят в Петербурге в 2008 году. Право на «развитие» большей части территорий, попавших в программу (всего 23 квартала в городе), получила компания ООО «СПб Реновация», в том числе и кварталы у станции метро «Нарвская». Программа может затронуть 163 дома — в основном двух- и трёхэтажных, послевоенной постройки.
Изначально предполагалось, что программа рассчитана до конца 2022 года. И, когда срок уже истекал, люди начали успокаиваться, что их не успеют «реновировать». Но в этом году программу без согласования с жителями продлили до 1 января 2029-го.
22 сентября активисты провели пресс-конференцию, на которой рассказали о своих бедах, сообщили, что они обращаются за помощью к главе СК. Уже 23 сентября Александр Бастрыкин поручил петербургским следователям разобраться с планами по застройке микрорайона. А 3 ноября стало известно о проходящих в офисе «СПБ Реновации» обысках. После этого, 21 ноября, «СПБ Реновация» впервые встретилась с жителями — и сторонниками, и противниками реновации. Но ни те, ни другие не остались довольны встречей в полной мере.
— Мы оспариваем закон об РЗТ, по которому можно сносить не только аварийные здания, но и малоэтажные здания до 1966 года постройки. Под этот критерий дома Нарвской заставы попадают, но такого критерия сейчас нет в федеральном законодательстве и город не вправе его вводить. Наши ответчики указывают, что еще в 2009 году, когда принимали закон о РЗТ, тогда позволялось сносить по критерию «до 1966 года». То есть, в РЗТ могли включаться дома аварийные, а также попадающие под критерий «до 1966 года». Но в настоящее время закон об РЗТ противоречит федеральному законодательству.
Теперь могут быть введены свои критерии — стоимость капремота, износ зданий, типовая застройка периода индустриализации… но нет там критерия «малоэтажная застройка в период до 1966 года». По сути, позиция ответчика такова: на момент принятия закона, ничего не противоречило тому, чтобы Нарвская застава попала в программу РЗТ.
По словам адвоката, большинство домов Нарвской заставы не являются аварийными, в то же время все не аварийные здания имеют относительно небольшой износ — 10-20%. Со строительной точки зрения, утверждает Алексей Царев, сносу здания не подлежат.
— Сейчас прямой угрозы сноса нет, и нам практически говорят: «Когда снесут, тогда и приходите». Историческую ценность представляет весь ансамбль Нарвской Заставы с точки зрения 820-7 городского закона, но в этот же закон со временем внести маленькое уточнение: дома сносить нельзя, изменять ничего в Нарвской заставе нельзя, но «вот это, это и это» здание снести можно. Закон сам себе противоречит.
Адвокат высказывает гипотезу, что Нарвская застава — это пробный кейс, на котором заинтересованные лица пытаются «обкатать» право сносить исторические здания для постройки новых домов.
— У нас половина города — это малоэтажная застройка до 1966 года — центр города, дворцы, тогда все попадает под этот критерий? Получается, город ввел такую вещь, который позволяет сносить, что угодно. Нарвская застава — это способ обкатать методику и потом сносить исторический центр. Сразу начинать сносить памятники архитектуры — стрёмно: много внимания, СМИ, градозащитники… а Нарвская застава — это относительно окраина, мало народу, небольшой район, — высказывает свой домысел Алексей Царев.
На следующем заседании 12 января в 11:20 истцы планируют предоставить фотографии-доказательства того, как сами жители могут ремонтировать свои дома и квартиры, чтобы показать в каком на самом деле состоянии дома сейчас и что снос им не требуется.