Новости

Новый год на фарфоре

На Императорском фарфоровом заводе показали эксклюзивные новогодние сервизы

Фото: Олег Золото / MR7

Фото: Олег Золото / MR7

Ежегодно к Новому году и Рождеству мастера Императорского фарфорового завода создают что-то новое, с праздничной зимней тематикой. Из этих изделий накануне новогодних праздников устраивается выставка. Этой традиции уже более 10 лет. Несмотря на то, что предпочтения покупателей меняются, во многих изделиях в росписи присутствует кобальт и золото — «визитная карточка» завода.

Сервиз «Метелица» Фото: Олег Золото / MR7

Сервиз «Метелица» Фото: Олег Золото / MR7

Справка:

Датой основания фарфорового производства в России считается 1744 год, когда был заключен договор с датчанином Христофом Гунгером, по которому он, «арканист» (от латинского «arcanum» — владеющий тайной, тайной фарфора), обязался организовать в Санкт-Петербурге фарфоровую мануфактуру. Гунгер оказался шарлатаном. А изобрел русский фарфор буквально с нуля Дмитрий Виноградов, горный инженер по специальности. Именно он на основе российского сырья разработал различные составы фарфоровой массы, глазурей, красок по фарфору, золотого порошка для декора изделий. Он же спроектировал печи, вывел оптимальные условия для обжига, разработал методы формовки. Технологиями, разработанными Виноградовым, здесь пользуются поныне.

Со времен Елизаветы Петровны стало принято к Рождеству заказывать на заводе подарки. Многие из них отсылались царствующим домам других государств. Чаще всего такими подарками становились сервизы. При Павле I, предпочитавшем уединенный образ жизни, в моду вошли обеденные сервизы «дужени» (dejeuner) и чайные приборы «тет-а-тет» на две персоны. Эпоха правления следующего императора Александра I оставила нам великолепный Гурьевский сервиз на 50 персон.

Сервиз «Сальто». Фото: Олег Золото / MR7

Сервиз «Сальто».
Фото: Олег Золото / MR7

Императорская фамилия заказывала не только посуду, но и фарфоровые изделия, которые являлись украшением интерьера: вазы, канделябры, футляры для часов, чернильницы. А в конце XIX века в связи с внедрением новой технологии подглазурной росписи на изделиях, прежде всего на вазах и декоративных тарелках, появились эффектные образы русской зимы.

Сервиз «Морские звезды». Фото: Олег Золото / MR7

Сервиз «Морские звезды».
Фото: Олег Золото / MR7

В советское время Рождество не отмечали. Но с конца 50-х годов, в период оттепели, начался выпуск скульптуры сказочных персонажей: Деда Мороза, Снегурочки. Пользовалась популярностью и анималистическая скульптура (во многих семьях она сохранилась поныне). В советское время появились чашки и сервизы с зимними пейзажами (большинство из них принадлежало кисти Алексея Воробьевского, народного художника РСФСР, работавшего на заводе с 30-х годов и вплоть до своей кончины в 1992 году).

Скульптура «Ночька». Фото: Олег Золото / MR7

Скульптура «Ночька».
Фото: Олег Золото / MR7

Более современные тренды — скульптура животного-хранителя года по восточному календарю и изделия с его изображением. В 2023-м покровителем года будет кролик. Всегда охотно раскупаются сервизы, выполненные в цветах Рождества — голубом и красном.

Фото: Олег Золото / MR7

share
print