Волонтёрское движение «Раздельный сбор» — одно из самых крупных и известных в Петербурге. Сейчас в нём состоят порядка 1900 человек. Многие из них вовлечены в акции по приёму вторсырья. В первую субботу каждого месяца в большинстве районов Петербурга волонтёры помогают горожанам сдать мусор на переработку и разобраться в вопросах экологии. Акции проходят в 15 районах города из 18. В остальных можно встретить свои экологические движения, которые делают то же самое, но по своим правилам и в другой день. Например, это «ЭкоПушкин» и «ЭкоШушары». Они сотрудничают с «Раздельным сбором».
«Раздельный сбор»: как появился и чем занимается сейчас
Свою первую акцию создатели волонтёрского движения провели ещё в 2011 году, рядом с благотворительным магазином «Спасибо!». Тогда сдать на переработку даже бумагу, пластиковую бутылку или стекло рядом с домом было практически невозможно. Компаний-переработчиков было мало, и они готовы были принимать вторсырьё только большими объёмами — иначе нерентабельно. Поэтому у горожан и возникла идея объединяться и сдавать мусор на переработку вместе.
Быстро пришло понимание, что для изменения ситуации с мусором в целом этого недостаточно. Поэтому сформировались и другие направления деятельности. С 2015 года волонтёрское движение получило официальный статус НКО, в его штате 23 сотрудника.
Волонтёры на акции. Фото: Анастасия Кувшинова, «РазДельный сбор».
Сейчас «Раздельный сбор» сотрудничает с бизнесом:
— помогает компаниям сделать работу офисов более экологичной и рациональной;
— предлагает производителям товаров перейти на более экологичную упаковку (волонтёры сами отправляют письма тем, кто замечен в использовании материалов, непригодных для переработки);
— сотрудничает с переработчиками и производителями, мотивирует их принимать вторсырье от горожан, организует экскурсии на эти предприятия.
Важно взаимодействовать и с органами власти, иначе больших изменений не достичь. Эксперты «Раздельного сбора» формулируют свои предложения по развитию системы обращения с отходами и объясняют, почему переработка необходима как воздух, а мусоросжигание недопустимо.
Фото: Ксения Кеспайк, «Раздельный сбор».
Тесно сотрудничает «Раздельный сбор» и с управляющими компаниями многоквартирных домов. Это нужно, чтобы развивать систему придомового раздельного сбора отходов.
Больше того, уже несколько лет действует телефонная горячая линия «Раздельного сбора», где можно задать любой вопрос и получить консультацию, в том числе по установке контейнеров рядом с домом (+7 812 603 79 83). Можно обратиться за консультацией и по электронной почте: info@rsbor.ru.
Конечно, волонтёрское движение сейчас работает и с детьми: проводит познавательные экологические уроки и мастер-классы. И акции «Раздельного сбора» сами по себе притягивают педагогов с детьми, потому что экология — одно из обязательных направлений просвещения в школах.
Пример «Раздельного сбора» заразителен. При непосредственной его поддержке действуют инициативные группы в Москве, Московской области, в восьми городах Ленинградской области и ещё в 15 городах России, среди которых Сочи, Йошкар-Ола, Владивосток и Хабаровск.
Экологический урок с портативным музеем вторсырья. В пробирках — гранулы материалов, полученных в результате переработки. Фото: Анастасия Кувшинова, «РазДельный сбор».
Как жить после февраля?
Масштабный кризис, в котором оказались мы все сейчас, ударил и по «Раздельному сбору». Как и у большинства НКО в России, резко сократилось финансирование. Источников поддержки было три: пожертвования сторонников, гранты и услуги для бизнеса. Бизнесу стало в основном не до экологии: много других проблем. У людей в целом теперь меньше денег, да и сами люди частично разъехались. А гранты — история временная, сегодня есть, а завтра нет.
Между тем деньги по-прежнему нужны как минимум на проведение акций: на транспорт, мешки, склад для вторсырья. Координация работы НКО в целом требует много времени и сил, бесплатно вести деятельность в том же масштабе невозможно: даже любителям экологии нужно на что-то жить и отдыхать от работы.
Представители «Раздельного сбора» говорят о том, что в ближайшее время, скорее всего, придётся сократить штат и активность в некоторых направлениях.
Волонтёров тоже дефицит: во время акций на некоторых точках то и дело не хватает людей. Так, в мае в группе «Раздельного сбора» в ВК появился категоричный, привлекающий внимание пост, который начинается так: «Нам нужны волонтёры! Без волонтёров акций не будет». Тогда же было запущено обучение для тех, кто хочет стать просветителем или координатором акций.
MR7 пообщался с несколькими активистами «Раздельного сбора», чтобы узнать, кто они и почему для них важно заниматься этим сейчас.
Волонтёр на акции. Фото: Саша Ройгас, «Раздельный сбор».
«Меня удивила и заставила задуматься куча мусора высотой с девятиэтажный дом»
Дарья Сиротина, 31 год, координатор акций «Раздельного сбора» во Фрунзенском районе.
Я работаю менеджером по закупкам в IT-сфере. У меня образование в этой области. Вот программистом не стала, стала менеджером по закупкам и по продажам.
Я сама разделяю не так давно, примерно полтора года. И около восьми месяцев я волонтёр «Раздельного сбора».
Я несколько лет думала о том, чтобы заняться этим, — и постоянно возникали какие-то «но». Я думала, что сейчас не лучшее время, а вот когда буду жить отдельно родителей, вот тогда пора! Несколько лет я просто читала экоблогеров и разные статьи в интернете, разбиралась в теме.
Как я впервые задумалась о том, что мусор нужно разделять и сдавать на переработку? Меня вдохновила на это гигантская свалка вдоль КАД. Мы с родителями жили на севере Петербурга, а загородный участок купили на юге. Ездили туда по КАД через Кронштадт и каждый раз проезжали полигон возле завода Nissan. Наш загородный участок был тогда без дома, поэтому мы ездили в субботу туда-обратно и в воскресенье так же.
Четыре раза за одни выходные мы проезжали мимо этой нереальной мусорной горы. Она произвела на меня действительно сильное впечатление.
Раньше я никогда не задумывалась о том, что происходит с мусором, после того как он улетает в мусоропровод. А вот эта куча высотой с девятиэтажный дом — она меня удивила и заставила задуматься.
Дарья Сиротина на акции с образцами музея вторсырья. Фото: Валентина Седина, «Раздельный сбор».
В 2020 году я начала жить отдельно от родителей, вместе с молодым человеком, и ещё спустя год пришла к тому, что наконец-то могу уже заняться сортировкой отходов. Я шла к этому несколько лет, поэтому была уже подкована и знала, как это лучше организовать.
Я считаю, мне повезло: я живу в Шушарах, и у нас есть своя инициативная группа «ЭкоШушары». Здесь собирают и вывозят широкий спектр фракций, в том числе стекло и прозрачный полистирол, который сложно сдать где-либо ещё. Сначала я стала просто посетителем акций, вскоре после этого — волонтёром в «ЭкоШушарах».
Мне хотелось большего, поэтому я подала заявку на волонтёрство в «Раздельном сборе». Я благодарна отделу, который занимается координацией волонтёров, потому что здесь всё очень продумано: чаты, рассылки, инструкции.
В мае я попала на обучение «Раздельного сбора». Практически сразу стала координатором точки в Купчино и остаюсь им по сей день. В Шушарах продолжаю волонтёрить по возможности. В Купчино была необходимость в новом человеке, потому что прежний координатор уехал из России.
«Всё началось с того, что я пыталась сохранить сквер рядом с домом»
Мария Ивлянова, 34 года, волонтёр.
Я графический дизайнер. Раздельным сбором занимаюсь более 10 лет.
Вообще я из Московской области, из города Щёлково. И всё началось с того, что я пыталась сохранить сквер рядом со своим домом. Он был в очень запущенном состоянии, весь в мусоре. Я попробовала организовать там субботник. Из моего дома, в котором 14 этажей, на каждом по пять квартир, — никто не пришёл. Хотя я написала всем. На тот субботник пришла только одна девочка из другого района. Мне тогда стало очень грустно. И я решила, что нужно что-то делать: просвещать людей и самой развиваться в этом направлении. Я ходила обсуждать этот сквер в администрацию, общалась с соседями. В итоге добилась некоторых результатов: там всё-таки стало чище, поставили урны.
Потом я переехала в Королёв и стала искать волонтёрские инициативы. Нашла проект «Мой чистый город». Он как раз таки раздельным сбором занимается. И я прониклась этой темой. У меня в Королёве была своя точка, где я проводила акции.
Мария Ивлянова на акции по сбору техники «Электроосень» (организует «Раздельный сбор»). Фото предоставлено героиней.
А переехав жить Петербург, начала искать подобное здесь и быстро нашла «Раздельный сбор». И начала помогать всем, чем могу. Сейчас я волонтёрю удалённо: помогаю с онлайн-картами и активностями в интернете.
Я в целом люблю помогать людям, поэтому волонтёрство привлекает меня. И у меня есть на это ресурс. И тема природы, чистоты и порядка важна для меня с детства. Мама всегда мне говорила: «Уважай труд людей». Поэтому мне в голову не могло прийти бросить что-то на улице.
Волонтёрство именно в «Раздельном сборе» мне нравится потому, что тут столько всего интересного! Столько фракций, со всем нужно разобраться. И я общительный человек. Мне нравится объяснять что-либо людям, рассказывать, показывать. Общение даже заряжает меня.
Мой муж Эдуард тоже в теме раздельного сбора, он помогает мне. И почти все друзья сдают мусор раздельно: кто-то сам к этому пришёл, а кого-то и я вовлекла.
И работа у меня всегда так или иначе хоть чуть-чуть связана с экологией. Было такое, что по работе мы организовывали точку для раздельного приёма вторсырья в торговом центре и проводили там фестивали. И всегда, когда это возможно, я стараюсь помочь своей компании организовать «зелёный офис», выстроить все процессы экологично.
«Меня поразила идея в самое сердце»
Анастасия Кувшинова, 33 года, медиакоординатор «Раздельного сбора».
«Раздельный сбор» — моя работа. Кроме этого, я занимаюсь дизайном, иллюстрацией, преподаю иностранные языки.
Я выбрала «Раздельный сбор», потому что здесь для меня два вектора слились в один. С одной стороны, лет с 18-ти я волонтёрила постоянно. Ещё в школе я прочла в подростковом журнале Elle Girl материал про волонтёров, узнала, что это из себя представляет. И меня поразила сама идея в самое сердце. Я решила, что, как только мне исполнится 18, я пойду. И пошла. Я и на Паралимпиаде была, и в субботниках участвовала, чего только не было. С другой стороны, природа меня тоже всегда интересовала, и её состояние меня беспокоило с ранних лет. Я очень любила Джеральда Даррела (натуралист, писатель, основатель Фонда охраны дикой природы — ред.).
Анастасия Кувшинова на благотворительном фестивале «Добрый Питер». Фото предоставлено героиней.
Обычно я работала на фрилансе, из дома — ещё до всякой пандемии. В какой-то момент я поняла, что превращаюсь в абсолютный придаток компьютера. Сижу дома, живых людей вижу через экран. Я поняла, что хочу увидеть реальных людей, и стала целенаправленно для себя искать постоянное волонтёрство, где нужно физическое участие. Попробовала там, попробовала здесь. «Раздельный сбор» мне понравился, потому что да, во-первых, природа — моя любимая тема. И во-вторых, люди показались мне приятными и адекватными.
Со временем я заметила какие-то нюансы, которые могу поправить. Они имели отношение к ведению групп, к визуальному оформлению материалов, написанию текстов, постов, внутренних инструкций. И я начала их потихонечку исправлять. Потом — отвечать на комментарии и сообщения в группе. И в конце концов мне сказали: «Настя, а давай ты придёшь к нам на работу и будешь всё то же самое делать, только постоянно и много?» Я согласилась.
«К волонтёрству в «Раздельном сборе» меня подтолкнул аналитический склад ума»
Юрий Степанов, 51 год, волонтёр.
За годы волонтёрства в «Раздельном сборе» менялась моя жизнь и работа.
Я инженер-системотехник по образованию. Долгое время работал в сфере IT: начинал с подключения к интернету, потом занимался разработкой сайтов. А закончил свою IT-карьеру в крупной торговой сети. Я был там IT-менеджером: занимался разработкой, сопровождением информационных систем.
С 2016 года начал тренировать ребят по бегу. До этого я просто сам занимался спортом. Около двух лет я работал в двух местах параллельно: тренером и IT-менеджером. Оказалось, что это тяжело совмещать. В итоге я полностью перешёл на тренерскую работу. Сейчас я тренер по бегу и триатлону.
Юрий тренирует учеников. Фото предоставлено героем.
На работе стараюсь выстроить всё экологично. У нас при проведении соревнований образуется много мусора. Например, на беговых этапах дают много воды в пластиковых стаканчиках. Неразумно их просто выбрасывать.
К волонтёрству в «Раздельном сборе» меня подтолкнул аналитический склад ума.
Анализ того, что происходит вокруг, показывал, что так жить на самом деле нельзя. Так мы придём просто к полнейшему коллапсу.
Мы с женой Настей начали с себя и простых вещей. Мы стали следить больше за чистотой, потом попали в компанию ребят, которые уже занимались «Раздельным сбором» на площади Мужества. По первости мы с женой приходили сдавать вторсырье, потом стали на акциях помогать — так и втянулись. Тогда собирали и металл, и стекло — физически подготовленные люди были нужны. Иногда мы до шести-семи часов вечера грузили эти тяжёлые мешки. Сейчас многое изменилось, и то, что мы собираем, совсем лёгкое в основном.
В какой-то момент мы с женой начали проводить экопросветительские лекции. Начали со школы, где учились наши дети, просто как неравнодушные родители. Потом продолжили уже от лица «Раздельного сбора» и в большом количестве школ.
Юрий вместе с женой Анастасией проводит экологический урок для школьников. Фото предоставлено героем.
У нас был масштабный проект на Васильевском острове. Там в рамках проекта «Твой бюджет» одобрили идею оснастить школы инфраструктурой для раздельного сбора. Были заключены договоры с заготовителями, установлены контейнеры. И было необходимо провести большую образовательную работу: обучить этим пользоваться учителей, технический персонал, сотрудников столовых, самих школьников. Мы с женой как раз и занялись этим: проводили массированные уроки по школам для взрослых и детей. В каждой школе по пять-шесть лекций, чтобы максимальное количество людей охватить. Это было сложновато, но интересно.
Сейчас мы с экологическими лекциями выступаем изредка, один-два раза в месяц или чуть реже. Нас приглашают, например, библиотеки Приморского района.
Для нас с женой экопросвещение и волонтёрство — это способ дополнительного общения на интересующие нас темы. Мы хорошо друг друга понимаем, мы женаты уже более 30 лет, поэтому если один начнёт говорить и остановится, то другой легко подхватит мысль с этого же места и продолжит её.
Сейчас и мои родители, и дети тоже разделяют мусор. Единственное, родителям физически тяжеловато его сдавать. Поэтому мы заезжаем к ним и забираем вторсырьё: и у тёщи, и у моих родителей. А одна из моих дочерей два года волонтёрила на музыкальном фестивале от «Раздельного сбора».
Если не переходить на экологичный образ жизни — сами знаете, что будет. Мы уже внутри климатического кризиса, мир сильно меняется в неблагоприятном для человечества направлении. Неизвестно, сможем ли мы это остановить, но если не делать ничего, то точно ничего не получится.
Юрий Степанов после акции, во время погрузки. Фото предоставлено героем.
Ещё больше экологических сообществ в Петербурге:
«Мусора.Больше.Нет» (экопросвещение, организация фестивалей и игротек);
«Экологический волонтёрский центр» (при поддержке комитета по природопользованию Петербурга);
Центр помощи диким животным «Сирин».
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.