Истории

Как есть: супермаркеты бесплатно раздают еду подопечным благотворительного фонда

Фудшеринг становится новым трендом среди крупных сетей продуктовых магазинов.

Андрей Швед

В хлебном отделе магазина пахнет свежей выпечкой. Фото: Андрей Швед / MR7

Фудшеринг — то есть безвозмездная раздача еды с истекающим сроком годности перспективное направление развития пищевых компаний и сетей супермаркетов. Это и уменьшает количество расходов, и обеспечивает малоимущих людей базовыми продуктами, пока подобные проекты пилотные, система только отлаживается. MR7 рассказывает, почему декрет не помеха волонтерству, что такое «Корзина доброты» и как НДС мешает благотворительности. 

Бесплатный хлеб только в фудшеринге

Мария заходит в служебное помещение супермаркета. Двухстворчатые двери, откуда вывозят на тележке продукты на прилавки, обычно закрыты для всех, кроме сотрудников магазина. Но Мария — волонтер благотворительного фонда «Банк еды "Русь"». Каждый день в полдень она забирает продукты из супермаркета — в основном это хлеб и бакалея — и отвозит на склад организации.

В июле компания X5 Group (куда входят магазины «Карусель», «Пятёрочка», «Чижик», «Перекрёсток») вместе с АНО «Фудшеринг» и банком еды «Русь» запустила пилот фудшеринга в Петербурге — безвозмездной передачи нуждающимся людям продуктов с истекающим сроком годности, но пригодных к употреблению.

Предыстория

Запуск фудшеринга в торговых сетях в Петербурге пока существует в пилотном режиме — требуется отработка алгоритмов движения продукта от магазина до благополучателя. Кроме того, полноценному запуску мешает НДС — из-за налога бизнесу дешевле выкидывать продукты, чем передавать их на благотворительность. В 2021 году запомнился инцидент, когда сотрудник «Пятёрочки» выкатил на помойку тележку с продуктами, которые расхватали пенсионеры. Похожий случай произошел и в июле прошлого года. Тогда прохожие опустошили тележки мигрантов, которые незаконно торговали у станции метро «Звёздная».

На первом этапе к проекту подключились несколько магазинов «Пятёрочка» в Москве и Челябинске. В сентябре проект стартовал в нескольких супермаркетах «Перекрёсток» в Москве и Петербурге, в ноябре проект заработал в Екатеринбурге.

В нашем городе «Перекрёсток» передает продукты благотворительному фонду «Банк еды "Русь"» по двум адресам: на улице Типанова и на Бухарестской. Волонтер Мария проходит в подсобку, где ее уже встречает заместитель директора магазина Юлия Ибрагимова.

– Мы отдаем те продукты, у которых срок годности еще до пяти суток, то есть они не испорченные, — поясняет Юлия Ибрагимова. — Пока передаем только хлеб и хлебобулочные изделия, но, возможно, в будущем количество позиций увеличится.

Продукты складываются в сумку, подписывается акт передачи.

– Когда я забираю продукты, они распределяются среди благополучателей нашего фонда. Иногда с доставкой на дом отвозим, когда как, но всегда лично в руки с подписью и фотоотчетом. Чаще всего нуждающиеся люди — пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, — рассказывает Мария.

Юлия и Мария оформляют акт передачи продуктов. Фото: Андрей Швед / MR7

Из декрета в благотворительность

Мария стала волонтером меньше года назад — сейчас она в декрете, но это не мешает, наоборот, есть время заняться благотворительностью. Но еще много лет назад она стала донором и начала сдавать кровь. Однако хотелось помогать больше.

– Я поняла для себя, что хочу заниматься благотворительностью, но у меня нет возможности глобально открывать фонд или жертвовать большие деньги, поэтому волонтерство стало для меня новой возможностью. Все началось с акции «Корзина доброты» — когда покупатели супермаркетов могут купить долгосрочные продукты и сложить их в корзину для тех, кто не может сам позволить себе такие покупки, — говорит Мария.

По словам старшего менеджера по связям с общественностью X5 Group Полины Гриценко, цель пилотного проекта — наладить инфраструктуру по сбору продуктов с истекающим сроком годности, обучить персонал и построить эффективную логистику по передаче продовольствия людям. То есть оценить все нюансы и уже потом расширять программу.

– По результатам пилота X5 планирует масштабировать проект на большее количество магазинов и в других городах России, расширить категории товаров, которые будут передаваться в рамках фудшеринга, и подключить распределительные центры компании, — говорит Полина Гриценко.

Хлеб, который сегодня забирает Мария. Фото: Андрей Швед / MR7

Цифра

В среднем один пилотный магазин передает в месяц порядка 120-180 килограммов хлеба в зависимости от формата и размера магазина. Но также важно и то, сколько хлеба не продалось в течение месяца.

– На данный момент не отменен НДС (10% на продукты питания) на товары, которые идут на благотворительность, поэтому мы платим налог так, будто продаем эти продукты, а не отдаем нуждающимся. Если несколько упростить схему, ситуация выглядит так: когда у товара истек срок годности, НДС ритейл может вернуть, потому что товар не был продан. Но если мы направляем часть товаров на благотворительность, НДС надо отправить в бюджет. Последнее время эта тема — отмены НДС — часто поднимается, мы считаем, что такое решение действительно бы помогло многим компаниям заниматься фудшерингом системно и в гораздо больших объемах, — объясняет Полина Гриценко.

Мария везет хлеб в фонд. Фото: Андрей Швед / MR7

Сыты и довольны

У фудшеринга, считают представители компании, еще и высокий экологический потенциал: «спасая» еду за несколько дней до истечения срока годности, отдавая ее людям, меньше товаров после истечения срока годности (если никто в магазине так и не купит товар) направляется на утилизацию, то есть будет образовываться меньше отходов.

В июле аналогичную программу фудшеринга запустил «Магнит» в 22 дарксторах (магазинах без покупателей) в Москве. «Магнит» также сотрудничает с благотворительным фондом продовольствия «Русь». 25 октября компания отчиталась, что «за три месяца со старта проекта безвозмездно передала 4000 благополучателям в Москве шесть тонн продуктов».

«Потенциал фудшеринга огромен. Эта технология способна не только существенно снизить количество пищевых отходов, но и полностью решить проблему доступа к базовым продуктам питания у россиян за чертой бедности. Для этого мы развиваем национальную сеть банков еды и организаций, которые занимаются фудшерингом. Крупные торговые сети, такие как «Магнит», составляют главный потенциал розничного фудшеринга. Вместе мы стремимся к тому, чтобы оказывать помощь нуждающимся эффективно, системно и масштабно», — заявляла президент банка еды «Русь» Юлиа Назарова.

share
print

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров.