40-метровые церкви и колокольни с подземными этажами и лифтами — чем ещё успел прославиться учредитель ООО «Северная земельная компания».
MR7 собрал, что на данный момент известно о фирме, которая замешана в скандале с особняком Салтыковой. Оказалось, что её юридические учредители младше компании и зарегистрированы на Кипре, а основатель — замешан в нескольких крупных скандалах с реставрацией исторических зданий в старейших городах России.
Экспертиза от подрядчика и кипрские учредители
В середине августа в Петербурге разгорелся очередной градозащитный скандал — начался снос исторического особняка Салтыковой, постройка датирована 50-ми годами XIX века. Активисты выступили в защиту здания, ответ был жёстким: директора фонда «Голодай» Олега Мухина избили, когда он пытался встать в пикет, и удерживали внутри особняка.
Ближе к концу лета происходящим заинтересовался СК РФ и лично председатель ведомства Александр Бастрыкин. Суд запретил работы по разрушению, завели уголовное дело, но петербургская прокуратура виновных чиновников не нашла.
Фото: Олег Мухин
Информационный щит, который можно было увидеть на строительном заборе в начале августа.
Судя по информационным щитам, сносом исторического здания занимается ООО «Северная Земельная Компания». Собственного сайта у неё нет, единственные контакты для связи (обычный мобильный номер) — находятся лишь на одном из «проверочных» сайтов для бизнеса. Когда мы позвонили по этому номеру, трубку взял мужчина, после просьбы уточнить, туда ли корреспондент дозвонился, собеседник скинул звонок и больше к телефону не подходил.
«Северную Земельную Компанию» зарегистрировали чуть меньше 10 лет назад, согласно данным из ЕГРЮЛ. На данный момент ООО «СЗК» возглавляет Антон Плютов. В должности он всего пять месяцев. Предшествовал ему Евгений Красиков, который на посту продержался до марта 2022. Юридическими лицами-учредителями значатся две фирмы: «Юроэктив Лимитед» и «Трансгейт Лимитед» — в долях 99,9% и 0,1% соответственно. Обе компании зарегистрированы на Кипре на семь лет позже, чем ООО «СЗК».
Фото: Олег Золото / MR7
Особняк Салтыковой скрывается за строительными лесами.
Особняк Салтыковой построил в 1852—1857 годах архитектор Гаральд Боссе для княгини Елизаветы Салтыковой (урожденной графини Строгановой). Согласно историческим данным, в западном флигеле (большая часть которого сейчас снесена) находились личные покои княгини, в северном флигеле — комнаты её сына Николая. Портрет хозяйки особняка в исполнении Карла Брюллова хранится в Русском музее. На нем светлейшая княгиня изображена в обстановке своего аристократического дома. По некоторым данным, в 1860-х в доме жила будущая сестра милосердия баронесса Юлия Вревская.
В советское время в здании располагались научные заведения.
Об угрозе сноса флигелей особняка — объекта культурного наследия регионального значения (с 1993 года) градозащитники впервые заговорили летом 2017 года. Тогда выяснилось, что работы согласованы с КГИОП. На их месте планировалось построить шестиэтажный отель по проекту студии Никиты Явейна «Студия 44».
Разрешение было выдано в том числе на основе экспертизы, который проводила на тот момент не работающий архитектор с 35-летним стажем Александра Аверьянова, искусствовед Наталья Глинская и конструктор Валерий Калинин. Согласно документу, экспертиза выполнялась два месяца в декабре-феврале 2016−2017 годов по заказу «Северной Земельной Компании».
Эксперты рассматривали проектную документацию на «Реставрацию и приспособление под современное использование…» особняка, «направленную на сохранение объекта культурного наследия». И сочли, что она соответствует требованиям законодательства. «Положительное заключение», — значится в выводах экспертов.
При этом в проектной документации, которую анализировали специалисты, четко указано, что планируется сохранение и реставрация лицевого корпуса и поэтажная разборка дворовых корпусов — «стен и перегородок». Хотя в документах КГИОП, приложенных к экспертизе, однозначно указано, что в предмет охраны входит не только лицевой, но и дворовые корпуса.
«Вложение в Россию»
Физлицом-учредителем бизнеса, который сносит особняк Салтыковой, до 2019 года числился Виктор Тырышкин — на сегодняшний день хозяин ещё как минимум 11 строительных компаний, ныне человек непубличный, зато успевший прославиться в начале двухтысячных как «меценат» и «русский человек в своей стране». Родился Виктор Тырышкин в Кировской области. Окончил техникум, работал сталеваром, но главной профессией для него стала армия — после выпуска из военного училища в Ленинграде Тырышкин служил в Подмосковье и дослужился до полковника запаса.
С начала девяностых Тырышкин стал открывать строительные фирмы и «более половины средств (прибыли — ред.) вкладывал в Россию: в культуру, издательскую деятельность, в здравоохранение», как новоиспечённый предприниматель объяснял в интервью 20-летней давности.
Первый громкий проект Тырышкина — Никольский собор в Свято-Никольском женском монастыре в Переславле. В обители XVIII века, несмотря на протесты специалистов по местным памятникам, появился новодел в 42 метра высотой. «Обсуждать и рассуждать на эту тему можно годами. Но надо же делать что-то, — так Тырышкин отбивался от нападок активистов и журналистов. — Жизнь конечна, поэтому мы всегда нацелены на результат. И вообще не человек храмы строит. Храмы строит Господь. А нас, грешных, к этому только иногда допускает».
Несмотря на славу, которая потянулась за ним, спустя четыре года Виктор Тырышкин взялся за восстановление Успенского собора в Ярославле. В идее воссоздать разрушенную в 1937 году святыню Тырышкина тогда поддержал даже патриарх Алексий. Но предприниматель решил «слегка» отклониться от намеченного курса и возвести Храм Христа Спасителя № 2 — церковь вместимостью четыре тысячи человек на 10 метров выше оригинала с подземными этажами, четырьмя лифтами и системой «Умный дом» по проекту архитектора Алексея Денисова.
Ярославцы бастовали против такого новодела в центре, собрали более 10 тысяч подписей. Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2008 году признал объект изменяющим общий вид исторического центра Ярославля, компетентные российский органы требовали приостановить стройку, пока проект не приведут в соответствие с федеральным законодательством об охране объектов культурного наследия и международными обязательствами. Это не возымело эффекта, и собор всё же достроили к 1000-летию Ярославля. Губернатор Анатолий Лисицын получил повышение в Госдуму, а инвестор проекта Виктор Тырышкин принялся было за колокольню к новой церкви, но проект сорвался — новому руководителю региона оказались не нужны подобные «визитные карточки».
В 2015 году Виктор Тырышкин решил применить «таланты реставратора» ещё в одном старинном городе — Костроме. И вновь получил на это благословение патриарха. Правда, теперь уже Кирилла. Результатом его деятельности по восстановлению местного кремля стали лифты в колокольне-шедевре барокко XVIII века, а под Богоявленским собором — подземные этажи и переходы, вырытые в центре кремлёвского холма, на котором церковь стояла с начала XV века. Тем не менее, Виктор Тырышкин удостоился звания почётного гражданина Костромы и хвалебных интервью в местной прессе.
Первый суд по делу особняка Салтыковой состоится в 11:30 в Куйбышевском районном суде Петербурга.