Перед заседанием по оспариванию меры пресечения адвокат рассказала о самочувствии Севы Королёва после месяца в изоляторе.
Первая апелляция — мимо. Судья Горсуда Галина Проценко не изменила решения коллеги из Выборгского районного суда и оставила документалиста Всеволода Королёва под стражей. Сева — один из петербуржцев, обвиняемых по статье 207.3 УК РФ — «фейки об армии». Система правосудия уже дважды подтвердила, что «преступление против государства» — создание критических постов о «спецоперации» — Сева «совершил с особым цинизмом».
Без лекарств, но с шахматами
Перед началом заседания адвокат Мария Зырянова успела рассказать, что дела у Севы «хорошо, насколько это возможно». Правда, письма «с воли» он получает с большой задержкой. В камере вместе с Севой живут шестеро, но подозреваемых в насильственных преступлениях среди них нет: у всех «экономические» статьи — мошенничество и взятки.
— Сева их там обязательно воспитает, математикой будут заниматься, — говорит обеспокоенная пожилая дама. Это Ольга, подруга семьи Севы, которая знает его с рождения. Муж Ольги Аркадий — дирижёр, одноклассник отца Севы, известного композитора Анатолия Королёва. Самого Анатолия на процессе младшего сына не было.
— Они уже сделали шахматное поле и скатали фигурки из бумаги, — добавляет адвокат Мария Зырянова.
Вокруг адвоката и Ольги постепенно собрались сочувствующие — не меньше 20 человек. Они внимательно слушали, как строится жизнь Севы в изоляторе.
Всеволоду Королёву 35 лет, последний день рождения он отметил в СИЗО. Под стражей он находится чуть больше месяца, с 13 июля. Сева учился в гимназии № 56 в Петербурге. Пять лет назад окончил Русскую христианскую гуманитарную академию. До «специальной военной операции» занимался с детьми математикой и английским, работал администратором и организовывал водные экскурсии по рекам и каналам Петербурга — об этом в большом интервью MR7 рассказала его девушка Лида Порохня.
С марта 2022 года Королёв снимал документальные фильмы о людях, которых обвинили в распространении «фейков об армии». В числе его работ — интервью с адвокатом журналистки RusNews Марии Пономаренко и репортаж с концерта в поддержку художницы Саши Скочиленко. Сева также писал о других фигурантах таких дел и высказывался против «специальной военной операции» на своей странице.
По словам адвоката, для Севы до сих пор не удалось передать в СИЗО необходимые лекарства. Как объяснила Мария Зырянова, на весь Петербург только одна аптека принимает заказы от ФСИН и доставляет их, в том числе в изоляторы. Заявку туда сделали.
— Для Ольги Смирновой (еще одна обвиняемая по статье «о фейках об армии» в Петербурге. — Ред.) мы заказывали лекарства в начале июня. И вот она буквально неделю назад их только получила, — рассказала Мария Зырянова.
Чуть позже прибежала девушка Севы Лида. У неё в папке — около сорока личных поручительств. Всего их у защиты 125 штук.
Лида рассказала корреспонденту MR7, что Сева пишет из СИЗО очень воодушевляющие и тёплые письма: «Как будто мы с ним увидимся через пару недель». Она рассказывает ему о своей жизни — например, о том, что у неё всё же получилось поступить в Европейский университет. Это была большая и, как казалось Лиде, несбыточная мечта, но Сева верил в неё и очень поддерживал.
Фото: Анастасия Романова MR7
Адвокат Всеволода и его девушка
Долго, тихо, без обвиняемого
Заседание задержали на полтора часа. Самого Севы на заседании не было даже по видеосвязи. Несмотря на возражение адвоката Зыряновой, судья Галина Проценко согласилась с прокурором, что рассмотреть жалобу без участия обвиняемого можно. Долго и тихо Галина Проценко зачитывала документы, прерываясь, чтобы попросить гособвинителя пересчитать личные поручительства.
Сторона защиты подчеркнула, что суд первой инстанции не учёл никаких доводов адвоката, но внял «формальным, ничем не обоснованным и неподтверждённым доводам» обвинения: о том, что Сева может скрыться от правосудия за границей или препятствовать следствию, угрожая свидетелям. Кроме того, Выборгский районный суд вслед за гособвинителем уверен, что Королёв не просто «совершил тяжкое преступление», опубликовав рассказы людей о событиях на Украине, но сделал это с «особым цинизмом», учитывая международную обстановку.
Фото: Анастасия Романова MR7
Группа поддержки Всеволода Королёва
Тем не менее защитник Зырянова вновь заявила, что она и её доверитель в целом не считают необходимой какую-либо меру пресечения: ею вполне может быть подписка о невыезде. Но, если суд, рассматривая жалобу, отменит предыдущее постановление и всё же решит переизбрать меру, то настаивают на том, что она должна быть более мягкой. У Всеволода в Петербурге есть собственная квартира, в городе живут его родственники и друзья, и, по словам адвоката, он не намерен сбегать от правосудия.
Прокурор, в отличие от защитника, в прениях оказался немногословен и закономерно счёл, что решение Выборгского районного суда справедливо, не сославшись ни на какие материалы дела.
На принятие решения у Галины Проценко ушло меньше двух минут. Жалобу оставили без удовлетворения, то есть Всеволод Королёв остаётся в СИЗО минимум до 11 сентября.
MR7 собирает и обновляет информацию теперь уже о семи политических заключённых, которых судят в Петербурге. Всем им грозит от 10 до 15 лет лишения свободы за посты, мини-листовки или комментарии. В нашем спецпроекте можно узнать, за что человека привлекли к ответственности, когда будет следующее заседание и чем помочь каждому из обвиняемых.