Сам музыкант не смог присутствовать на заседании ни в Уфе, ни в Петербурге.
Суд в Уфе 16 августа признал лидера группы ДДТ Юрия Шевчука виновным в дискредитации российской армии и назначил ему штраф в 50 000 рублей. Поводом стали пацифистские высказывания музыканта на концерте 18 мая.
Юрия Шевчука сегодня утром ждали в Дзержинском суде Петербурга. Там для него готовили видеотрансляцию для связи с судьёй в Советском райсуде Уфы, где и слушалось дело. Но Юрий Юлианович так и не появился. Трансляцию отменили. Интересы артиста в Уфе представлял его адвокат Александр Передрук.
На Юрия Шевчука заведено административное дело по части 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ за «дискредитацию Вооруженных Сил РФ». Такое правонарушение, по мнению следствия, Шевчук допустил, выступая 18 мая на концерте в Уфе. Тогда музыкант высказался о проводимой на Украине «спецоперации», а также о президенте страны.
Дважды материалы дела направлялись в Дзержинский районный суд Петербурга (по месту жительства Шевчука), оба раза по разным поводам суд отказывался их рассматривать. В итоге суд перенесли в Уфу — по месту совершения правонарушения. Первое заседание прошло 5 августа.
Заседание началось с того, что Александр Передрук представил заявление Юрия Шевчука, почему он не смог присутствовать на слушаниях ни очно, ни «онлайн». Рокер объяснял, что находится на карантине в связи с контактом с больным коронавирусом. Объяснительную судья приняла.
Затем суд приступил к исследованию материалов дела, посмотрел видео с концерта и из отдела полиции, где на музыканта составляли протокол.
В прениях адвокат напирал на экспертизу, которую по инициативе стороны защиты выполнили специалисты. Еще до начала суда сторона защиты «запаслась» психолингвистическим заключением экспертов о высказывании Шевчука. Речь музыканта на концерте в Уфе исследовала кандидат филологических наук, доцент кафедры теории прикладной лингвистики Института филологии и журналистики Нижегородского государственного университета, профессор Международной славянской академии Елизавета Колтунова, а также психолог из того же университета. Они пришли к выводу, что материалы выступления «не содержат публичные призывы, не содержат негативную информацию о Вооружённых Силах Российской Федерации, включая негативную оценку действия, а также в них отсутствует негативная информация, выраженная в форме утверждения о фактах в отношении какого-либо лица».
По ходатайству адвоката к делу также приобщили лингвистическую экспертизу, которую после первого заседания выполнила филолог Елена Новожилова. Она также не нашла в высказываниях Шевчука чего-то дискредитирующего армию.
— Почему речь Шевчука [в протоколе] приведена не полностью? — просил уточнить адвокат. — После фраз, указанных в протоколе, Шевчук говорит фразы, которые имеют совершенно пацифисткий характер, а не то, что удобно полиции.
Адвокат от лица Юрия Шевчука сделал письменное заявление, в котором музыкант указал, что он всегда был против войн как таковых. Напоминал, что его песня «Не стреляй» была написана в 1980 году.
Как сообщал Передрук, поводом для административного дела стали два высказывания Юрия Шевчука: одно о спецоперации, второе — о Родине. Во время оглашения материалов дела судья Юлия Егорова не стала их цитировать, обозначив как «негативные высказывания в адрес президента».
Александр Передрук также просил отложить принятие решения по делу и прежде в Конституционном суде выяснить соответствие происходящего статье 29 Конституции России, гарантирующей свободу слова. Судья не стала озадачивать коллег из КС РФ такими тонкостями.
Несмотря на все доводы защиты, Юлия Егорова признала Юрия Шевчука виновным и назначила штраф в 50 тысяч рублей — максимально возможный по пункту 1 статьи
— Мы оцениваем решение как необоснованное и незаконное и в любом случае будем обжаловать. Подадим заявление, как только получим копию постановления, пока что его нам не выдали. С Юрием решение еще не обсуждали, но в скором времени свяжусь с ним. Называть решение «политическим» не буду как юрист, но, с моей точки зрения, оно незаконно, — заявил адвокат Александр Передрук после заседания.