Пока дети на каникулах, взрослые воюют за образовательное учреждение.
В Адмиралтейском районе продолжается борьба за Лабораторию непрерывного математического образования (ЛНМО). Прокуратура приняла заявление со стороны замдиректора Лаборатории, в интернете набирает подписи петиция в защиту площадки, но и городские чиновники не сдаются.
Разгар конфликта
В середине каникул администрация Адмиралтейского района приняла решение о закрытии ЛНМО, которая работает на базе пяти школ (своего здания у Лаборатории нет), из-за предполагаемых нарушений. В ответ на этой неделе заместитель директора Мария Чистякова подала заявление в прокуратуру.
— Заявление пошло, они приняли его, и уже вышли на проверку. Так что все пока очень страшно… — комментирует свое решение Чистякова.
В сети набирает подписи петиция в поддержку ЛНМО, адресованная губернатору Александру Беглову. Сейчас число подписавших 2995 — это при том, что в школе учится всего 600 учеников. Судя по всему, каждый из причастных к ЛНМО горой стоит за то, чтобы сохранить образовательную Лабораторию.
Занимаемая площадь
По словам Чистяковой, им с начала мая, то есть с начала конфликта, никто так и не объяснил, какие пункты в законодательстве они нарушают, из-за чего их и выгоняют из школ.
— То, как защищаются родители, показатель нашей прозрачности, — считает заместитель директора ЛНМО Мария Чистякова. — Мы добивались, чтобы нам сказали, какой конкретный пункт мы нарушили. Пока это голословные претензии администрации.
Фото: Олег Золото / MR7
Школа №241, с которой начался конфликт
Тем не менее, в СМИ появилась информация как раз о конкретных нарушениях. Так, «Фонтанка» со ссылкой на директора школы № 241, откуда ЛНМО попросили уйти первой, пишет, что Лаборатория заключила договор аренды на три кабинета с почасовой оплатой с 16:00 до 20:00 ежедневно, кроме воскресенья. По факту ЛНМО занимало значительно больше помещений, дети учились в них полный учебный день. Вероятно, аналогичные претензии были и в других школах.
— В договоре аренды прописано, что мы ведем курсы дополнительного образования, — отвечает Мария Чистякова. — Но есть второй договор — о взаимодействии. В первом документе указано, какие у нас есть помещения. Исходя из него, мы заключаем договоры с родителями ровно на те курсы, которые есть в расписании и которые мы можем в кабинетах разместить. А вот договор о взаимодействии позволяет нам, например, привлекать в школу руководителей, проводить лектории, мероприятия, конкурсы. Так что некорректно упрекать нас в том, сколько помещений мы занимаем, с учетом того количества услуг, которое мы привнесли в школы. При том, что мы приносим пользу государству в виде талантливых учеников. Без коммерческой выгоды для себя.
По данным информационной системы СПАРК, за 2021 год сумма доходов ЛНМО составила 46,9 млн рублей, и примерно такой же была сумма расходов, чистая прибыль ЛНМО за составила 33 тысячи рублей, в 2020-м прибыль была 5 млн рублей.
Все договоры, уточняет Чистякова, были зарегистрированы в Федеральной резервной системе, а в комитете имущественных отношений им выдавались единые бланки для договоров. По словам Чистяковой, получается, что у госорганов претензия к госорганам.
Фото: Олег Золото / MR7
Табличка у школы
Формат обучения
Сам формат преподавания ЛНМО — экспериментальный. В расписании за обычной математикой или русским могло идти «3D-моделирование», «микробиология», «биоинформатика». Возможна ли вообще такая система в госшколе? Замдиректора ЛНМО Мария Чистякова уверена, что закон об образовании дает им такую возможность, поскольку, по ее мнению, в нём «есть пункт, что учащиеся могут получать образование в любых форматах и при любых видах взаимодействия».
В ЛНМО система была такой: в середине учебного дня после «обычного» урока, например, физкультуры, который вёл учитель госшколы, у ребенка могла идти по расписанию биоинженерия. Формально это кружок, но в ЛНМО — обязательный урок. При этом учащиеся ЛНМО платят по 10 000 в месяц как раз за такие дополнительные уроки.
Лаборатория, как говорят её руководители, не хотела становиться частной школой в чистом виде и уходить на собственную площадку, так как это могло ощутимо увеличить цены на обучение. А при смешанном образовании (часть предметов от обычной школы, часть от экспериментальной площадки) — его мог себе позволить более широкий круг семей.
Еще одна версия, что могли не поделить городские школы и ЛНМО — как раз то самое дополнительное образование. При любой школе в городе ведь есть бесплатные кружки за «госсчет». Но ЛНМО на своих пяти площадках составляла им ощутимую конкуренцию. В итоге дети ходят на кружки ЛНМО, при этом не посещают государственные курсы допобразования.
О школьных годах рассказал в том числе независимый журналист Иван Петров, который проучился в Лаборатории суммарно пять лет на двух площадках — математической и биологической, соответственно, школы № 564 и № 225.
Выпускник ЛНМО Иван Петров:
— Это лучшие годы, — говорит Петров. — Я с одноклассниками и учителями до сих пор общаюсь. За всё время моего обучения в ЛНМО я ни разу не слышал о конфликтах с госшколами, где мы находились. Директора периодически приходили к нам в кабинеты и полностью понимали, что у нас происходит. Система образования, безусловно, отличалась от общепринятой. ЛНМО работает по вузовскому типу, например, у нас была сессия два раза в год. Основной костяк составляли авторские лекции. Поначалу, конечно, было тяжело. Как любит шутить Илья Александрович (Чистяков, глава школы — ред.): «Ночи длинные, дитя человеческое существо выносливое». Но большинство детей быстро адаптируется и входит в режим, у тебя даже свободное время начинает появляться. Большую часть школьной программы мы заканчивали классе в девятом. Не все, конечно, кто-то понимал, что не готов к такому, и уходил, но большинство оставались. Очень важную роль играла атмосфера. Это настоящая семья. И тебе всегда помогут, если у тебя что-то не получается. Тот формат, о котором сейчас говорит Потехина — госшкола, а потом кружки — рушит всю концепцию единой среды, где всем интересно учиться.
Я думаю, что вся эта история — заказ сверху, потому что ЛНМО мешает созданию курсов дополнительного образования в тех школах, где они базируются, а у директоров — разнарядка по количеству таких занятий и детей, которые на них ходят.
«Дополнительные общеобразовательные программы вводятся как комплексно продолжающие общие. Тем самым возникает возможность заниматься „стыковкой программ и учебных планов“ общего и дополнительного образования. В этом случае ЛНМО создает учебный план и формирует программы как продолжение общего образования. Например, мы вводим четырехлетний курс „Микроконтроллеры“, который является продолжением базового курса ИКТ по программе государственной школы», — пояснялось на странице ЛНМО «ВКонтакте».
Однако руководителям ЛНМО заявили, что, поскольку дети учатся в госшколе, достаточно базовой программы.
— Родители в недоумении. Дети привыкли учиться с большими нагрузками. 50 часов в неделю, — говорит Чистякова. — Основы электроники, конструирования — это программы, которые школьники осваивают через стык с основными программами образовательными. Мы более эффективны и имеем технологии, чтобы за четыре года готовить профессиональных специалистов (программа в ЛНМО рассчитывается на четыре года — ред.).
О свой комплексной, «экспериментальной» модели преподавания Чистякова с одной стороны говорит, что она построена строго по закону, с другой, что они готовы внести корректировки, если им укажут, какие положения в законодательстве нарушены.
По словам Чистяковой, договор аренды как раз привязан к программе. Он не может быть расторгнуть в одностороннем порядке. Тем не менее, аренда все равно заканчивается 1 ноября 2022 года.
— Если государство признает нашу модель преподавания как важную для страны, то нужно пересоздать документы, чтобы не директора школ заключали с нами договоры, а чтобы у нас была связь напрямую с комитетом по образованию, чтобы кто-то курировал нас. Прозрачность будет тогда, когда у комитета будет интерес к нам, — считает Чистякова.
Средние балл за итоговый экзамен в ЛНМО, действительно, достаточно высокие. Впрочем, зависит от площадки.
Например, в Математической школе русский и математику в среднем сдали на 83,08 и 83,83 соответственно, а вот на инженерной площадке по тем же предметам баллы ниже — 76,92 и 65,15. И все же это на несколько баллов больше, чем среднегородские, в этом году они составили 71,5 по русскому и 58,5 по математике.
Фото: Олег Золото / MR7
Школа №225
Двойная бухгалтерия
Еще одной претензией, предъявляемой школе, по слухам, является двойная бухгалтерия.
Родители платят взносы в ЛНМО (те самые 10 000), они идут на зарплату учителей и содержание инфраструктуры, при этом детей учат учителя и ЛНМО, и госшкол. В результате возникает ситуация при которой учителя ЛНМО, устроенные в госшколы (договор о взаимодействии ЛНМО позволял советовать школе преподавателей), судя по всему, получают деньги и из взносов, и из госбюджетов.
Второе, что усугубляет ситуацию, это, предположительно, «двойные» заявления детей. При поступлении, гипотетически, ребенок мог попросить зачислить его на программу, при этом галочки ставились по нескольким направлениям, однако поступал он только в одну школу ЛНМО. В результате возникало несколько «мертвых души», по документам получалось, что преподаватель ведет бОльшую группу, чем на самом деле, что могло увеличить зарплату.
Мария Чистякова еще раз подчеркивает отсутствие коммерческой выгоды. По ее словам, зарплаты учителей были больше, чем у руководителей.
— Мы не зарабатываем деньги, а выполняем государственные задачи. У нас безналичный расчет. Все чеки есть, — утверждает Чистякова. — Любой родитель опровергнет, что ребенок не посещал занятия, на которые только формально был записан. Это видно и по результатам, нам не надо заниматься махинациями.
Даже если предположить, что нарушение есть, ЛНМО — не единственная подобная организация, в которой не все прозрачно. К сожалению, в нашей стране зарплаты учителей такие, что иногда приходится прибегать к серым схемам оплаты. Кроме того, скажем прямо, некоторые законы составлены неудачно, в итоге организациям приходится «бегать» от проверок. Нарушения есть в различных сферах и организациях, но стоит ли из-за них закрывать проекты, которые действительно готовили талантливых детей, делали их счастливыми — вопрос скорее философский.
Официальная версия
Вице-премьер Ирина Потехина прокомментировала ситуацию с ЛНМО, подробно разобрав все по пунктам на своей странице «ВКонтакте». MR7 собрал основные тезисы из ее текста. Цитаты приведены дословно.
-
«Учредители школ — районная администрация и комитет по образованию — выявили нарушения в исполнении договоров и предложили Лаборатории их устранить. Но вместо приведения ситуации в соответствие с законодательством во всевозможные инстанции полетели жалобы об „уничтожении уникальной образовательной модели“. А в социальных сетях развернулась целая кампания — с оскорблениями, угрозами и травлей людей, которые позволили себе высказать хоть какое-то сомнение в правомерности действий ЛНМО».
-
«Аргумент „руки прочь от успешного проекта“ сводится к тому, что если у тебя есть успехи, закон тебе не писан. Закон пусть исполняют неудачники — „эти ваши училки“, как пишут защитники ЛНМО».
-
«„Если закон устарел и его надо менять?“ — звучит вопрос. Это возможно — есть целый набор инструментов, который позволяет вносить изменения в законодательство. Но до тех пор, пока оно не изменено, все должны соблюдать действующие правила».
-
«Ни один ребёнок не был принят в „школу ЛНМО“, потому что юридически такой школы не существует. Все „дети ЛНМО“ приняты в государственные школы, которые и будут их учить. А у самой Лаборатории нет даже лицензии на общее образование — только на дополнительное».
-
«А это ещё несколько нарушений: у ЛНМО нет никаких правовых оснований отбирать детей в школу — это исключительно полномочия директора. Так же как и утверждение учебного плана. И прием в штат педагогов».
Война и мир
Пока выпускники школы пишут слова поддержки: «Думаю, что необходимо сказать, что я выпускник ЛНМО, учился там с 8 до 11 класса, и мне бы хотелось, чтобы школа жила дальше!» — ЛНМО репостит себе в группу слова Влада Леонтьева, в telegram-каналах собирают сплетни о создателе ЛНМО, называя организацию «сектой».
И все-таки, несмотря на то, что взрослые, как дети, делят школу, хочется верить, что к 1 сентября им удастся как-то договориться. Обе стороны желают своим ученикам добра, это видно по тому, как они говорят о детях.
И ведь самое интересное, что обе стороны изначально были готовы к диалогу.
«Сначала я пыталась договориться с Чистяковыми и разъединить школьную программу и дополнительную, а также объединить на кружках детей из ЛНМО и из общеобразовательных классов», — цитирует «Фонтанка» директора 241-й школы.
Мария Чистякова говорила то же самое другими словами.
— Та ситуация, которая сейчас разворачивается, должна привлечь власть разобраться в ситуации. Если бы кто-то с нами поговорил, мы были бы рады. Если бы кто-то нам указал «этот пункт противоречит этому закону», давайте его изменим, если ЛНМО нужно нашему государству, — говорила она неделю назад. И сейчас, когда заявление принято прокуратурой, Мария Чистякова продолжает. — Может быть, они все-таки опомнятся. Здесь же дети.